Здоровьесбережение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья

Сметанина Юлия Александровна

 

Для формирования, сохранения и укрепления составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_prodlenka.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

        Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

       Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

     Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

    В систему здоровьесбережения входят:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности, активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование  разнообразных   видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

      Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

 Здоровье учащихся определяется его состоянием на момент поступления в первый  класс, но очень важна и  правильная организация учебного процесса, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

- соблюдение гигиенических требований;

- положительный эмоциональный настрой.

     Здоровье ребенка во многом определяется эмоциональным состоянием. По этому учитель должен постоянно заботится о сохранении психического состояния детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У учащихся хорошо  развита интуиция по отношению к эмоциональному настрою учителя. И с первых минут урока педагогу просто необходимо создать такую атмосферу на уроке, чтобы ребенку было комфортно.

      Плохо  организованные  перемены, во  время  которых  учащиеся  не  успевают  отдохнуть, «сбросить»  накопившуюся  на  уроке  усталость, повышают  вероятность  наступления  утомления, особенно  на  последних  уроках. В  результате  происходит  аккумуляция  утомления, физиологически  неоптимальной  деятельности  сердечно-сосудистой  системы, кровообращения.

     Главная  цель  двигательной  перемены – дать  возможность  каждому  ребенку  побыть  в  движении, почувствовать  свое  тело, показать  ему  значение  двигательной  активности  в  жизни  человека, учить  видеть  многообразие  окружающего  мира  и  себя  в  этом  мире.

     Помимо  развития  физической  активности  детей, двигательные  перемены  должны  способствовать  сохранению  психического  здоровья  детей.

      Ни  для  кого  ни  секрет, что  иногда  школьные  результаты  учащихся  способствуют  формированию  школьных  стрессов, которые, накапливаясь, губительно  действуют  на  детский  организм. У  ребенка  пропадает  желание  учиться. Он  становится  злым  и  агрессивным, так  как  его  учебные  результаты  не  удовлетворяют  родителей, педагогов  и  его  самого, окружающий  мир, которому  он  радовался, перестает  быть  для  него  интересным  и  занимательным, маленький  человек  закрывается  и  отгораживается  ото  всех,  оставаясь  со  своими  проблемами.

     Двигательные  разминки  дают  возможность «выпустить  пар» ,разрядиться, снять  с  себя  негативные  эмоции, переключиться, а  затем  с  новыми  душевными  силами  взяться  за  трудное  дело  учения.

      Эмоциональные, подвижные  и  спортивные  игры  и  танцы  служат  прекрасным  средством  профилактики  заболеваний  и  оздоровления.

      Проведение  этого  достаточно  сложного  с  точки  зрения  организации  мероприятия  требует  тщательной  подготовки  учителей, наличия  в  школе  простейшего  инвентаря, спортивных  площадок  и  помещений, позволяющих  организовать  занятия  физическими  упражнениями  и  играми  одновременно  со  всеми  участниками.

Основные  правила  для  организации  перемен  в  начальной  школе.

  1. Необходим  учет  возрастных  особенностей  детей;
  2. Упражнения  могут  сопровождаться  музыкой;
  3. Место  проведения  готовят  заблаговременно, оно  должно  соответствовать  санитарным  нормам, если  это  на  улице, то  поверхность  площадки  должна  быть  ровной, с  плотным  грунтом, на  ней  не  должно  быть  стекол, кирпичей, камней  и т.д. Площадка  должна  находиться  в  отдалении  от  сточных  канав, ям  и  мусорных  контейнеров. В  тех  случаях, если  проводят  в  помещении, то  оно  должно  быть  хорошо  проветренным, полы  до  начала  занятий  необходимо  подмести  влажным  способом.
  4. Подвижные  перемены  обычно  проводят  после  третьего  урока  в  течении  15 – 20 минут, при  этом  необходимо  оставить  время  для  пассивного  отдыха  и  подготовки  к  уроку.
  5. Важно  во  время  игр  давать  детям  рекомендации. Подбадривать  их.  Тогда  подвижные  занятия  будут  проходить  более  эмоционально.
  6. Для  учащихся,отнесенных  к  специальной  медецинской  группе, подбирают  упражнения  с  небольшой  нагрузкой.

    Подвижные  перемены  не  должны  копировать  уроки  физической  культуры. Перемена – это  прежде  всего  время  отдыха  для  учащихся, поэтому  не  следует  их  держать  в  строю. Школьники  должны  чувствовать  себя  свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность  и  организованность.