Современный урок в рамках реализации ФГОС
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Людова Наталья Николаевна

Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Современный урок в рамках реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_ramkah_realizatsii_fgos.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современный урок в рамках реализации ФГОС.

Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

К.Д. Сухомлинский

    В современном обществе, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентноспособного человека и гражданина, который способен творчески мыслить и находить нестандартные решения.

   Для решения данной задачи в образовательном процессе были введены стандарты второго поколения.

    Главным отличием современного урока является то, что на этом уроке учащиеся получают не только предметные знания, но и умения применять эти знания на практике.

     Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать уверенными, творческими и уверенными в себе людьми.

«Что же такое современный урок?». Вот, что говорят об этом сами учащиеся:

«Современный урок - это понятный для нас урок».

«Современный урок – это веселый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».

«Современный урок – это разнообразный урок».

«Современный урок – это урок на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».

«Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нем не бывает стрессов».

«Современный урок – это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни».

« Высший пилотаж» современного урока – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут уроки сами.

Особенности современного урока:

  • фактические знания;
  • групповое или индивидуальное дифференцированное обучение;
  • опора на проблемное обучение;
  • системно – деятельностный подход (т.е. самостоятельное добывание знаний).

С учетом требований к уроку по ФГОС можно выделить следующие типы современного урока:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний;
  • закрепление новых знаний;
  • комплексного применения ЗУН;
  • обобщение и систематизации знаний;
  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся.

   При реализации ФГОС учитель должен помнить, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

      С внедрением ФГОС появилось новое понятие – учебная ситуация, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные действия, преобразуют его, частично запоминают. Свои уроки учитель должен научиться создавать учебные ситуации, уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. При создании учебной ситуации надо учитывать следующее:

- возраст ребенка;

- специфику учебного предмета;

- меры сформированности УУД учащихся.

Для создания такой ситуации используются следующие приемы:

- предъявить тренировочные факты, теории;

- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- использовать приемы «яркое пятно» и «актуальность».

      Изучаемый материал на уроке выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает определенные действия ( например: работает с дополнительной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Для этого, он осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

     Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивая приоритет его деятельности по отношении к своей собственной.

     Последовательность действий учителя при подготовке к современному уроку включает проектирование и конструирование.

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса:

  • задач;
  • содержания;
  • методов;
  • средств;
  • форм учебной деятельности.

   Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этом этапе учитель создает конспект урока и (или технологическую карту), по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.

Выделяются следующие основные этапы современного урока:

1 этап. Самоопределение, мотивация к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность.

На этом этапе у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

2 этап. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала. необходимого для открытия нового знания.

На данном этапе создается проблемная ситуация.

3 этап. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (Почему не получилось?

Что мы еще не знаем? и т.д.); учащиеся самостоятельно проговаривают тему урока.

4 этап. «Открытие» нового знания.

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа.

5 этап. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы: фронтальная работа, работа в парах.

6 этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: сделать вывод о том, что учащиеся усвоили.

    Учащимся дается небольшая самостоятельная работа ( не более 2 – 3 типовых заданий).

Методы: самоконтроль, самооценка, взаимопроверка.

7 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Учащимся предлагается из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; выполняют задания, в которых новые знания используются с изученными ранее.

8 этап. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

Способы: «Лесенка успеха», «Светофорик», «Смайлики» и т.д.

Рассмотрим некоторые ситуации, которые я применяю на своих уроках.

Пример.

   Практически на каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий.

    Например, на уроке русского языка учащимся даются слова: корень, предлог, окончание, приставка и предлагается задание: « Назовите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.» «Что мы знаем об оставшихся словах?» «Какое слово нам незнакомо?». Сформулируйте тему урока. «Что мы должны узнать об этой части слова?»

Составляется план:

1.Что такое приставка?

2.Для чего служит?

3.Как пишется приставка? и т.д.

Или такой пример:

Математика. Тема: «Нахождение площади».

    Проблемная ситуация. как найти площадь, не пользуясь меркой – квадратный сантиметр.?

     Учащиеся выдвигают свои гипотезы, опираясь на ранее полученные знания. Затем делают общий вывод. Чтобы найти площадь надо знать длину и ширину фигуры, которые надо перемножить.

     Проблемные ситуации можно создавать на любых уроках и давать возможность учащимся самим находить решения, делать выводы.

      Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня – современный урок – это интересный, занимательный урок. Естественно, что подготовка к такому уроку требует от учителя большой подготовки. Надо продумать структуру урока, логику изучения нового материала, разнообразие дидактического материала и постоянные поиски новых методов и форм преподавания, использовать на уроках ИКТ.

      Работать по – новому интересно и увлекательно. Современная школа должна не только давать информацию, но и учить работать с этой информацией, использовать полученные знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и анализ современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения

Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развити...

"Структура современного урока в рамках реализации ФГОС"

Работа подготовлена с целью обобщения и распространения передового опыта по организации и проведению современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с тр...

Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо

Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо...

Презентация. Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС.

laquo; Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский...

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...

Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС

Презентация "Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС"...

«Современный урок в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы ...