Технология развития критического мышления через чтение и письмо
учебно-методический материал на тему

Горбач Ксения Александровна

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx18.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_razv_krit_myshl_file_20091130173417.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1  Мы работаем по ФГОС уже четвертый год и говорить на эту тему можно много и бесконечно. Мы бы хотели остановится на технологии развития критического мышления. Критическое мышление можно развивать на любом этапе урока, мы покажем на примере урока чтения.

Как сказал великий Сократ «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему.

Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. Жизнь без них не стоит того.»

Слайд 2 Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами.

Слайд 3 По мнению авторов «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

... Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».

Слайд 4 Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 5 Технология РКМЧП (Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо») направлена на достижение следующих результатов: умение работать с любой информацией и интегрировать её; умение задавать вопросы, формулировать гипотезу, решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение самостоятельно заниматься своим обучением; умение работать в группе .

Умение работать самостоятельно, заниматься своим обучением является одним из основных положений федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

В наших учебниках минимум научно – познавательных текстов, которые нужны для развития критического мышления, но мы самостоятельно находим, печатаем и используем научно – познавательные тексты.

Слайд 6 В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая фаза – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая фаза – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья фаза – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Мы хотим предложить Вам алгоритм построения работы на каждой фазе урока.

Слайд 7  Задачи первой фазы урока : Вызвать уже имеющиеся знания. Создать ассоциации по изучаемому вопросу. Активизировать. Заинтересовать. Мотивировать на дальнейшую работу.

Слайд 8 Задачи на фазе осмысления (реализации замысла): Поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова. Увязать новое с уже известным. Создать новое понимание.

Слайд 9 Задачи третьей фазы, рефлексии (размышления): Закрепление новых знаний. Перестройка своих представлений. Выражение новых идей и информации своими словами. Обмен идеями.

Слайд 10 Давайте рассмотрим технологию развития критического мышления на примере работы с научно – познавательным текстом о фламинго. Сейчас предлагаю Вам побыть на месте учеников. Прежде чем читать текст, прошу Вас разделить чистый лист на три колонки. В первую записать все, что знаете о фламинго. А теперь читаем текст и подчеркиваем ту информацию, которую Вы знаете, но забыли написать в 1 колонку. Записываем эту информацию во 2 колонку. А в 3 колонку пишем ту информацию, которая для Вас новая, неизвестная.

Как видите, на примере данной работы, дети самостоятельно получили новые знания, а не услышали их от учителя. Это является одним из положений ФГОС.

Слайд 11,12 Есть другой способ для развития критического мышления, который называется «Синквейн». Учитель дает слово, относящееся к теме.  Первая строка – существительное, которое нужно осмыслить. Вторая строка – два прилагательных, определяющих это существительное и описывающее ваше представление о нем. Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного.   Рассмотрим на примере текста про фламинго. Пример: 1)Фламинго. 2) яркий, красивый. 3) Летает, питается, строит. 4) Крупная птица розового оперения. 5) красота, великолепие.

Слайд 13. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. Жизнь без них не стоит того. Сократ. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Слайд 2

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил, Ч.Темпл.

Слайд 3

« Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. ... Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений». Ч. Темпл, К.Мередит, Дж.Стил.

Слайд 4

Технология РКМЧП – система конкретных методических стратегий и приёмов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией.

Слайд 5

умение работать с любой информацией и интегрировать её; умение задавать вопросы, формулировать гипотезу, решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение самостоятельно заниматься своим обучением; умение работать в группе .

Слайд 6

Технологические этапы Фаза 1 Вызов пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации. Фаза 2 Осмысление Осмысление; получение новой информации . Фаза 3 Рефлексия Формирование личностного отношения к тексту; размышление; рождение нового знания.

Слайд 7

Вызвать уже имеющиеся знания. Создать ассоциации по изучаемому вопросу. Активизировать. Заинтересовать. Мотивировать на дальнейшую работу.

Слайд 8

Поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова. Увязать новое с уже известным. Создать новое понимание.

Слайд 9

Закрепление новых знаний. Перестройка своих представлений. Выражение новых идей и информации своими словами. Обмен идеями.

Слайд 11

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

Слайд 12

3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Синоним существительного или ассоциации с этим предметом.

Слайд 13

1.Фламинго 2.Красивый, яркий 3.Летает, питается, строит 4.Крупная птица розового оперения 5.Красота, великолепие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...