Главные вкладки

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
    учебно-методический материал по теме

    Аксарина Светлана Сергеевна

    Предварительный просмотр:

    Алгоритм составления исследовательской работы в начальной школе

    • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
    • Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
    • Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
    • Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
    • Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
    • Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

    Алгоритм – это определённая программа действий.

    Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

    Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

    Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель.

    Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

    Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

    Цель может начинаться со следующих слов:

    • Выявление…
    • Исследование…
    • Оценка…
    • Анализ…
    • Разработка…

    Цель достигается через решение определенных задач.

    Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

    • Выявить…
    • Разработать…
    • Провести…
    • Решить…
    • Проанализировать…
    • Обобщить…

    Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

    Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

    Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

    Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

    И в завершении необходимо указать список источников информации.



    Предварительный просмотр:

    Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

    1) ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»

    ЦЕЛИ КОНКУРСА «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:

    а) Популяризировать науку;
    б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
    в) Вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.

    http://konkursgrad.ru 

    2) Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»

    Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников. 
    http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html 

    3) Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

    https://open-hands.ru/svet-poznaniya

    4)  ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ «УЧУСЬ ИССЛЕДОВАТЬ. УЧУ ИССЛЕДОВАТЬ»

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
    - поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
    - содействие обмену опытом учителей;
    - формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
    - содействие развитию творческой исследовательской активности;
    - содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
    - пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

    https://idfedorov.ru/contests/article=6078/ 

    5) Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку"

    Цели конкурса:

    - развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;

    - формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;

    - формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;

    - формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;

    - воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.

    http://pochemu4ka.ru/publ/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/i_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/246-1-0-10078 



    Предварительный просмотр:

    Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов

    1. Кто живет у нас в лесу?
    2. Удивительный мир бабочек.
    3. Отчего крапива жжется?
    4. Почему люди зевают?
    5. Имя в жизни человека.
    6. Мои домашние питомцы.
    7. Лес - наш друг.
    8. Отчего осенью листья меняют цвет?
    9. Роль растения в жизни человека.
    10.  Ягода Арбуз.
    11.  Обитатели приусадебного участка.
    12.  Почему цветы разноцветные
    13.  Задачи в рисунках.
    14.  Люди и кошки.
    15.  Почему вымерли динозавры?
    16.  Умеют ли разговаривать дельфины?
    17.  Как спасти нашу реку?
    18.  Достопримечательности нашего города.
    19.  Мы учили попугая.
    20.  Поведение птиц зимой.
    21.  Аквариум и его обитатели.
    22.  Есть ли в воздухе вода?
    23.  Разноцветные моря.
    24.  Семь чудес света.
    25.  Охранять природу - значит охранять мир.
    26.  Если хочешь быть здоров.
    27.  Полезно ли мороженое?
    28.  Шоколад – вред или польза?
    29.  Математика в жизни кошки.
    30.  Приемы быстрого счета.
    31.  Детские музыкальные инструменты.



    Предварительный просмотр:

    Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

    Этап работы

    Содержание этапа

    Деятельность участников проекта

    Деятельность учителя

    1. Подготовка

    а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

    б) Подбор рабочей группы

    Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

    Определяют цели проекта

    Знакомит со смыслом проектной деятельности, мотивирует участников.

    Помогает в определении цели проекта.

    Наблюдает за работой учащихся.

    2. Планирование

    а) Определение источников информации

    б) Определение способов сбора и анализа информации

    в) определение способа представления результатов

    г) Установление критериев оценки проекта

    д) Распределение обязанностей между членами группы

    Формулируют задачи проекта.

    Вырабатывают план действий.

    Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

    Предлагает идеи, высказывает предложения.

    Наблюдает за работой.

    3. Исследование

    а) Сбор и уточнение информации

    б) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта («Мозговой штурм»)

    в) Выбор оптимального варианта хода проекта

    г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

    Поэтапно выполняют задачи проекта

    Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

    4. Выводы

    а) Анализ информации

    б) Формулирование выводов

    Выполняют исследование и работают над проектом, анализирую информацию.

    Оформляют проект.

    Помогает в выводах

    5. Представление (защита) результатов проекта

    а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов

    б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого

    Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.

    Помогает в подготовке к защите.



    Предварительный просмотр:

    Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

    Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»
    http://pedakademy.ru/?page_id=2705

    Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ 2018"
    http://school-projects.ru/portal/competitions/14 

    Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум» http://obrazshkola.ru/?page_id=840 

    Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
    http://pedakademy.ru/?page_id=119 

    Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку" http://pochemu4ka.ru/publ/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/ii_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/246-1-0-10917 



    Предварительный просмотр:

    Темы проектов в начальной школе

    1. Социальные: «Книжкин дом», «Театр здоровья», «Как помочь семьям?», «Ветеран живет рядом», «Покормите птиц зимой».

    2. Творческие: «Книги: вчера, сегодня, завтра», «Когда мои родители были детьми», «История жизни шариковой ручки», «Автомобиль – наш друг», «Мой город».

    3. Информационные: «Самые большие зоопарки мира», создание газеты «Классный вестник», «Чудеса из молока», «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?».

    4. Учебные: «Роль местоимений в русском языке, «Я и моя семья!», «Новый год шагает по планете», «Моя любимая книга».

    5. Исследовательские: «А прочно ли куриное яйцо?», «Маленькая история о моей большой семье», «Почему вода в небольших водоемах зеленая?», «Мобильный телефон: друг или враг?», «Спать или не спать? Вот в чем вопрос!».



    Предварительный просмотр:

    Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

    1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»;

    2. Полат Е.С. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования»; 

    3. Брдовская З.В. «Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников».

    4. Прокофьев Л.Б. «Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников»;

    5. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. «Проектная деятельность школьников. Управление современной школой».

    6. Глазкова К.Р. «Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности».

    7.  Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности, внедрять в практику новые образовательные технологии под руководством.

    Исследовательский проект  в области художественного творчества. "Театр и А. С. Пушкин."Презентация к исследовательскому проекту в области художественного творчества. "Театр и А. С....

    ПК 4.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности, внедрять в практику новые образовательные технологии под руководством.

    ПК  4.5.Участвовать в исследовательской  и проектной деятельности, внедрять  в  практику  новые  образовательные  технологии  под руководством....

    ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

    ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования...