Главные вкладки

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
    материал на тему

    Шаимова Полина Марселевна

    Предварительный просмотр:

    І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

    1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;

    2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

    3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

    4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

    5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

    6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

    ІІ этап. Планирование исследовательской работы

    1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

    2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

    3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

    4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

    5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

    ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

    1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.

    2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.

    3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.

    ІV этап. Выводы

    1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

    2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

    3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

    V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)

    1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
    защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

    2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

    VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта

    1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



    Предварительный просмотр:

    Дорогой друг!

    Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями.

    Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.

    Разберёмся в значении некоторых слов:

    Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

    Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

    После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

    1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать. )
    2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта. )
    3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
    4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
    5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

    Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

    Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

    Основная часть – описание поэтапного решения задач.

    Можно использовать фразы – клише:

    Я начал свою работу с того, что …

    Потом я приступил к …

    Я завершил работу тем, что …

    В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

    Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …

    План моей работы был нарушен, потому что …

    Мне удалось достичь цели проекта, потому что …

    Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

     Проект может быть индивидуальным и групповым.

    Этапы работы над проектом

    1. Выбор темы.

     Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

     Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

    • Что мне интересно больше всего?
    • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

    2. Формулировка темы проекта.

    Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

    3. Определение цели проекта.

    Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

    Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

    Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

    4. Постановка задач проекта.

     Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

    В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

    Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

    5. Высказать одну или несколько гипотез.

    Гипотеза (греч. ) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

    Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

    Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т. д.

    Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

    1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
    2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
    3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
    4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

    Образец

    Тема проекта: «Мир слов».

    Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

    Задачи:

    1. Изучить строение словаря.
    2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
    3. Придумать рекламу для толкового словаря.

    Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря



    Предварительный просмотр:

    Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

    Название конкурса

    Электронный адрес

    Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку"

    http://pochemu4ka.ru/publ/konkursy/

    «Моя исследовательская работа»

    http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota

    Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

    http://pedakademy.ru/?page_id=119

    Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

    http://pedakademy.ru/?page_id=120

    Всероссийский интернет-конкурс «Детский исследовательский проект»

    https://www.o-detstve.ru/competition/918.html



    Предварительный просмотр:

    Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

    • А прочно ли куриное яйцо?
    • Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
    • Детские фантазии
    • Загадка клавиатуры
    • Искусство создания книги

    Темы исследовательских работ о природе:

    • Кто красит листья в зеленый цвет?
    • Отчего осенью листья меняют цвет?
    • О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
    • Почему в яблоке не прорастают семена?
    • Что такое береста?

    Темы исследовательских работ о животных:

    • Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
    • Зачем ежу яблоко?
    • Кто живет у нас в лесу?
    • Кто как приспосабливается к окружающему миру
    • Кто под бугорком живёт?
    • Кто строит дом на реке?
    • Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?

    Темы исследовательских работ о рыбах:

    • Аквариум и его обитатели
    • Аквариумные рыбки - какие они?
    • Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
    • Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
    • Наблюдение за рыбками-попугаями



    Предварительный просмотр:

    Темы проектных работ о земноводных:

    • Кто такие змеи?
    • Лягушка с душою царевны
    • Мир моей черепахи
    • Мой друг — черепаха
    • Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме

    Темы исследовательских проектов о грибах:

    • Грибное лукошко
    • Его величество боровик
    • О чём говорят нам названия грибов?
    • Плесень — это тоже гриб!
    • Ты, лисичка, рыжий гриб!

    Темы проектных работ о растениях

    • В гостях у белой кувшинки
    • Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
    • Мой маленький мир дикорастущих растений
    • Одуванчик — маленькое солнышко
    • Портрет земляники
    • Посмотрите, одуванчик!
    • Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
    • Почему подсолнух называют цветком солнца?
    • Почему растёт растение
    • Про вершки и корешки



    Предварительный просмотр:

    Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

    • Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
    • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
    • Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования;
    • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
    • Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.



    Предварительный просмотр:

    Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

    Название конкурс, фестивалей

    Электронный адрес

    Конкурс “Исследовательские работы и проекты”

    http://dk-talant.ru/?p=101

    Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
    «Проекториум»

    http://obrazshkola.ru/?page_id=840

    Всероссийский конкурс для школьников и студентов
    «Экология — забота каждого»

    http://obrazshkola.ru/?page_id=845

    Международный конкурс проектов в сфере образования Interclover-2017

    http://scipro.ru/contest/interclover.html

    VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний - 2018"

    http://www.openclass.ru/node/534150


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности, внедрять в практику новые образовательные технологии под руководством.

    Исследовательский проект  в области художественного творчества. "Театр и А. С. Пушкин."Презентация к исследовательскому проекту в области художественного творчества. "Театр и А. С....

    ПК 4.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности, внедрять в практику новые образовательные технологии под руководством.

    ПК  4.5.Участвовать в исследовательской  и проектной деятельности, внедрять  в  практику  новые  образовательные  технологии  под руководством....

    ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

    ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования...