Формирование УУД на уроках литературного чтения
учебно-методический материал на тему

Балданова Рита Чулунгомбоевна

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет  обеспечивает освоение идейно-нравственного  содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений  (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).                                                                                                                                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе»

                Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными.                                                                                                                                                       На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет  обеспечивает освоение идейно-нравственного  содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений  (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).                                                                                                                                                     

 Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя». Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т. д. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представляем фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:                                                                                                                                                     Уметь сравнивать, значит уметь:                                                                                                                                                                – выделять признаки, по которым сравниваются объекты;                                                                                                                      – выделять признаки сходства;                                                                                                                                                                    – выделять признаки различия;                                                                                                                                                                    – выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;                                                                                                                 – выделять существенные признаки объекта.                                                                                                                          Уметь анализировать, значит уметь:                                                                                                                                                            – разделять объект на части;                                                                                                                                                                        – располагать части в определенной последовательности;                                                                                                                     – характеризовать части этого объекта.                                                                                                                                    Уметь делать выводы, значит уметь:                                                                                                                                                        – находить главное в изучаемом объекте или явлении;                                                                                                                           – устанавливать главную причину явления;                                                                                                                                             – кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие.                                                                              Уметь составить схему, значит уметь:                                                                                                                                                      – разделять объект на части;                                                                                                                                                                      – располагать части в определенной последовательности;                                                                                                                      – определять связь между частями;                                                                                                                                                            – оформлять графическое изображение.                                                                                                                         Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.                         Предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.                                                        Примеры заданий по формированию УУД на уроках литературного чтения.                                                 Личностные УУД – это формировать умение высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции; умение оценивать свои поступки, согласно ситуации и соотносить поступки героев с собственной точкой зрения.              Вопросы к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:                                                                                                           1.В чём мудрость этой сказки? (В сказке А. С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке» обучающиеся осуждают жадность и глупость, старуху и старика не относят к положительным героям за их поступки, старика – за выполнение приказов старухи, а старуху – за жадность.  Дети приходят к мысли, к чему в жизни приводят жадность.)                                          2. Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? (Высмеять   жадность).                                              3. Хотел бы ты попасть в эту сказку? Почему?                                                                                                                      Вопросы к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова».                                                                                                               1. Какой урок преподнесли родители Лёли и Миньки своим детям? Почему?                                                                           2. Какой заповеди всю жизнь придерживался писатель Зощенко?                                                                                                3. Хотели бы вы пользоваться ею в своей жизни?                                                                                                                          В ходе работы над тем или иным произведением обучающиеся понимают его главную мысль и овладевают личностными УУД на уроках литературного чтения.                                                                                                 Непосредственно на уроке чтения познавательные УУД – это:                                                                                                            – умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;                                                                                                            – умение представить полученную информацию в виде текста, схемы;                                                                                                                         – умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста;                                                      – умение ориентироваться в развороте учебника;                                                                                                                                    – умение извлекать информацию состоит из трёх этапов: работа с текстом до чтения, во  время чтения и после чтения.    Задания к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова».                                                                                                    Задание № 1. Ответьте на вопросы:                                                                                                                                                             1. Читая текст, подумайте, почему он так называется.                                                                                                                  2. Найди подтверждение в тексте словам автора о его герое.                                                                                                        3. Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске). Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.                                                                                     4. Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему  характеристику? Как он выглядел по вашему мнению?                                                                                                                                                                                5. А какой представилась вам бабушка Лёли и Миньки? Попробуйте дать ей  характеристику и описать то, как она выглядела.                                                                                                                                                                                  Задание № 2.                                                                                                                                                                                Найди соответствие между словами и их определениями.

        Факт

          тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева,    

           торфа, угля

   Соблазн

          нелепость, бессмыслица

   Дёготь .

           действительное событие, явление, то что произошло в действительности.

   Абсурд.

          искушение, приманка, нечто влекущее

Ответ:

Факт – действительное событие, явление, то что произошло в действительности.

Соблазн – искушение, приманка, нечто влекущее.

Дёготь – тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева,  

торфа, угля.

Абсурд – нелепость, бессмыслица.

Задание № 3. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор.

«...Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло). Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (отводить, уводить) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) соскользнуло с ножа и упало в чай...»

«...Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало в чай...»                                                Рассказ А. Платонова «Ещё мама».                                                                                                                                                                  Задание № 1.Работа с иллюстрацией в учебнике.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и скажите, кого изобразил художник. В какой  

   обстановке?

– Как они нарисованы?

– Что делает учительница?

– Ответные действия Артёма.

Задание № 2. Составить план рассказа.

План.

1. Разговор Артёма с матерью.

2. Путь в школу

3. Учёба в школе.

1) разговор умных детей во дворе школы;

2) знакомство с учительницей;

3) первый урок;

4) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме.

4. Разговор с матерью.

Коммуникативные УУД – это:

– умение слушать других до конца;

– строить своё речевое высказывание понятно для окружающих;

– умение высказывать мысли вслух;

– умение работать в паре и группе (чтение по цепочке).

Задания к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова»

1. Описать комнату Лёли и Миньки.

2. Прочитать рассказ по ролям.

3. Понравился ли вам рассказ? Почему?

4. Чему учит нас этот рассказ?

Рассказ А. Платонова «Ещё мама»

Задание. Работа в группах. Задание составить синквейн-описание мамы Артёма.

1. Мама – её имя.

2. Два прилагательных – её описание.

3. Три глагола – её действия.

4. Фраза по тексту из 3-4 слов.

5. Слово-синоним, как вывод.

Ответ:

1. Мама – Евдокия Алексеевна.

2. Заботливая, добрая, любящая.

3. Провожает, беспокоится, радуется.

4. Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!

5. Родная.

Регулятивные УУД – это:

– умение высказать своё предположение на основе текста учебника;

– умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей;

– умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Примеры заданий:

Посмотрите на новую страницу учебника и подумайте, что сегодня мы будем делать?

Чему сможем научиться?

Как старые знания смогут нам помочь?

Удалось ли тебе справиться с поставленной задачей?

Если – нет, то почему?

М. М. Зощенко «Золотые слова»

– Ребята, я не случайно попросила вас описать комнату, в которой происходили

события в семье Лёли и Миньки. Сегодня мы проведём необычный урок – урок в форме  

игры. Во время игры мы постараемся побыть реальными участниками событий семьи

Лёли и Миньки, почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев

произведения.

Как вы думаете, в чём нам поможет такая игра?

Какую учебную задачу мы можем спланировать на сегодняшний урок? (Лучше узнать

героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль

произведения и главную мысль).

Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?

Оцените свои достижения.

А. Платонов «Ещё мама»

  1. Мы прочитали первую и вторую часть рассказа. Как вы думаете, о чём в рассказе

    пойдёт речь дальше?

  1. Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?

Ссылки на источники

  1. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010.
  3. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7,8.
  4. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р. Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе

Данная разработка является  конспектом урока по теме "Русские народные загадки"...

Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ

В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....

Доклад "Формирование УУД на уроках литературного чтения"

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обес...

Приемы формирования УУД на уроках литературного чтения.

Пособие содержит рекомендации для учителей начальных классов по использованию приемов формирования УУД на уроках литературного чтения. Это поможет повысить качество знаний на уроках литературного чтен...

Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Современные технологии,  приёмы  и методы ,  используемые при  формировании  УУд на  уроках  литературного чтения....

Формирование УУД на уроках литературного чтения

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действ...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...