ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью
учебно-методический материал на тему

Ануфриева Ольга Александровна

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_metodicheskoy_raboty.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснования направлений методической работы

В ГБОУ СОШ (ОЦ) *** в параллели 1 классов обучается один ребёнок с ОВЗ  (ЗПР). Обучение осуществляется инклюзивно  по АООП НОО (вариант 7.1).Форма обучения очная.
В школе разработана нормативная база, регламентирующая деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в форме очного обучения:

· положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);

· положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с ГБОУ Сергиевский ППМС-центр (договор о сотрудничестве), с центральной районной больницей;

· договор с родителями детей с ОВЗ;

· положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

· положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы.

Разработана и утверждена АООП начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся (прежде всего здание и прилегающая территория), не отвечают в полном объёме требованиям безбарьерной среды.

В школе на данный момент завершены работы по монтажу поручней, пандусов. Есть подъёмные платформы (аппарели).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СОШ (ОЦ) *** частично отвечает общим и особым образовательным потребностям детей каждой категории. На данный момент в школе имеется несколько комплектов оборудования для дистанционного обучения. Педагогический состав, работающий с данным оборудованием, прошел курс обучения и успешно справляется с поставленной задачей. При этом в работе используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с посещением ребенка – инвалида на дому.

В школе организован временной режим обучения, организованы рабочие места ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работает кабинет психолого-педагогической службы, логопедический кабинет, сенсорная комната.

К сожалению, школа не полностью обеспечена специальными учебникам, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ (вариант 7.1) обучаются по учебникам массовой школы. Для детей с УО специальных учебников, тетрадей, дидактических материалов нет.

Из специалистов психолого-педагогического и медицинского сопровождения в штате нашей образовательной организации есть 1 педагог-психолог и 1 учитель-логопед.

Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с УО в объёме 72 ч – 2 человека, в объёме 36ч – 2человека.

План методической работы на 2016-2017 учебный год

по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО

для детей с ОВЗ и умственной отсталостью

Цель методической работы:  обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога; создание условий для введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ  и умственной отсталостью в 1 классах в 2016-2017 уч.году.

Основные направления методической работы:

1.Создать условия для обновления  содержания образования и  совершенствования образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка с ОВЗ и совершенствование профессионального мастерства педагога.

2.Создать нормативно - правовую и методическую базу по введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.

3.Выявить, проанализировать и обеспечить тиражирование наиболее ценного опыта работы педагогов по реализации новых образовательных целей для обучающихся с умственной отсталостью.


№ п/п

Направление мероприятий

Сроки реализации

Предполагаемый результат

 

Ответственный исполнитель

1. Нормативно-правовое обеспечение, методическое и аналитическое обеспечение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

1.1.

Приведение локальных актов образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ

Июнь-август 2016 г.

Локальные акты

Директор школы,

зам. директора по УВР,

рабочая  группа по введению

ФГОС ОВЗ

1.2.

Использование рекомендаций инструктивных писем Минобрнауки России по вопросам введения ФГОС для детей с ОВЗ

Постоянно

Директор школы,

зам. директора по УВР

1.3.

Отслеживание и своевременное информирование педагогов об изменениях нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней

В течение 2016-2017 уч. года

Информация для стендов и сайта школы, совещаний

Директор школы,

зам. директора по УВР

1.4.

Утверждение перечня УМК для обучающихся 1-х классов на 2016 - 2017 учебный год в соответствии федеральным перечнем

Июнь-август 2016 г.

Школьный перечень УМК для 1-х классов в соответствии с ФГОС ОВЗ

Педагогический совет, зам. директора по УВР, заведующая библиотекой

1.5.

Разработка проекта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ с учетом потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) – на основе требований ФГОС ОВЗ

Май-август 2016

Проект

ООП НОО для детей с ОВЗ школы

Заместитель директора по УВР, рабочая группа по введению ФГОС ОВЗ

1.6.

Заседание рабочей группы ОО, с целью координации деятельности педагогического коллектива по введению ФГОС ОВЗ с.01.09.2016 г.

1 раз в четверть в течение

2016-2017 уч. г.

План работы, мониторинг подготовки школы к введению ФГОС ОВЗ

Рабочая группа по введению ФГОС ОВЗ

1.7.

Анализ имеющихся условий (кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых), их соответствие/несоответствие требованиям ФГОС ОВЗ

Постоянно

Аналитическая справка

План мероприятий

Рабочая группа по введению ФГОС ОВЗ

1.8.

Разработка и утверждение рабочих образовательных программ по учебным предметам и внеурочной деятельности с учетом изменений предметных, метапредметных целей, личностных результатов

Июнь-август 2016 г.

Утверждение программ

Учителя 1 классов, руководитель ШМО, зам. директора по УВР, педагогический совет

1.9.

Приведение учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса в соответствие с требованиями целей и планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ: выбор УМК, обеспечение учебниками обучающихся 1-х классов на 2016 - 2017 учебный год в соответствии с федеральным перечнем

До мая 2017 г.

Информационно-библиотечный фонд школы

Заместитель директора по УР, председатели МО, заведующая библиотекой

1.10.

Разработка программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ

Июнь-июль 2016 г.

Модель внеурочной деятельности – программа внеурочной деятельности обучающихся 1-х классов

Заместитель директора по УВР,

Рабочая группа

1.17

Планирование работы образовательной организации с учетом государственного задания, используя технологический регламент государственных услуг по реализации адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС ОВЗ

Июнь-июль 2016г.

План работы на 2016-2017 уч.г.

Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рабочая группа

1.18

Знакомство с опытом работы других образовательных учреждений по внедрению ФГОС ОВЗ

В течение 2016-2017 уч. года

Корректировка плана внедрения ФГОС ОВЗ

Рабочая группа, заместитель директора по УВР

1.19

Обеспечение выполнения рекомендаций ЦПМПК, Сергиевской и Северной ПМПК

В течение 2016-2017 уч.г.

Зам. директора по УВР, учителя 1 классов

2. Организационное обеспечение реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

2.1

Разработка учебного плана для 1 классов на 2016-2017 уч.г. Организация рабочей группы по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Июнь, 2016г.

Учебный план на 2016-2017 уч.г.

Зам. директора по УВР

2.2

Изучение требований ФГОС для детей с ОВЗ

В течение 2016-2017 уч.г.

Анкетирование педагогов по готовности к введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

2.3

Организация деятельности рабочей группы с учётом новых задач на 2016-2017уч.г. Разработка плана мероприятий реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г.

Июнь, 2016г.

План мероприятий (дорожная карта) реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г. Утверждение директором дорожной карты по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г.

Зам. директора по УВР

2.4

Обсуждение проекта АОП НОО

Август 2016

Скорректированная  АОП НОО

Педагогический совет,

 Совет школы

2.5

Проведение стартовой диагностики обучающихся 1 классов

Сентябрь, 2016г.

База данных

Зам. директора по УВР

2.6

Проведение родительского собрания в 1-х классах «Знакомство с проектом ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Сентябрь, 2016г.

Протокол проведения родительского собрания.

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, классные руководители и учителя 1 классов.

2.7

Анализ результатов стартовой диагностики и внесение корректив в дорожную карту реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г.

Осень, 2016г.

Предложения в дорожную карту реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г.

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

2.8

Организация и проведение открытых уроков в 1-х классах в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ

Ноябрь 2016г. – апрель 2017г.

Взаимопосещение и анализ уроков.

Руководитель ШМО, учителя 1-х классов

2.9

Проведение совещаний о ходе реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016- 2017 учебный год:

‒ о ходе реализации ФГОС по итогам первого полугодия в 1-х классах;

‒ о промежуточных итогах реализации ФГОС в 1-х классах;

‒ об итогах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС в 1-х классах

Январь, февраль, май 2017 г.

 

Заседания методического объединения учителей начальной школы.

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

2.10

Организация участия педагогов, администрации школы в семинарах, совещаниях, конференциях по вопросам реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016- 2017 учебный год

В течение 2016-2017 учебного года

Информирование педагогов о результатах семинаров и конференций по вопросам реализации  ФГОС обучающихся с ОВЗ

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

2.11

Проведение итоговой диагностики в 1-х классах

Апрель, 2017г.

База данных

Зам. директора по УВР

2.12

Анализ результатов итоговой диагностики и разработка плана мероприятий реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2017-2018 уч.г.

Май-июнь, 2017г.

Предложения в дорожную карту реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2017-2018 уч.г.

Зам. директора по УВР, рабочая группа

2.13

Корректировка плана деятельности рабочей группы по подготовке введения ФГОС на 2015-2016 учебный год

Декабрь, 2016г.

Решение педсовета, Приказ о составе рабочей группы, Утвержденный директором план-график по введению ФГОС на 201-2017 учебный год

Зам. директора по УВР

2.14

Прохождение курсов повышения квалификации педагогов и администрации школы  по вопросам введения ФГОС.

В течение 2016-2017 учебного года

Поэтапное прохождение курсовой подготовки. Перспективный план повышения квалификации педагогических работников

Зам. директора по УВР,учителя

2.15

Рассмотрение вопросов введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

В течение 2016-2017 учебного года

Корректировка планов МО,

Протоколы заседаний МО

Руководитель ШМО, учителя 1-х классов

2.16

Внесение дополнений в программы по самообразованию с целью изучения требований реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

Сентябрь, 2016г.

Карта самообразования

Руководитель ШМО, учителя 1-х классов

2.17

Проведение инструктивно-методических совещаний и теоретических семинаров по вопросам введения ФГОС для педагогов

В течение 2016-2017 учебного года

 

Методические рекомендации

 

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

2.18

Участие педагогов в конкурсах различного уровня

В течение 2016-2017 учебного года

Обеспечение условий для участия в семинарах

 

Руководитель ШМО, учителя 1-х классов

2.19

Организация консультаций по индивидуальным запросам учителей

В течение 2016-2017 учебного года

Размещение результатов на сайте школы

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

2.20

Посещение и взаимопосещение уроков, воспитательных занятий с последующим анализом

В течение 2016-2017 учебного года

Консультации

Руководитель ШМО, учителя 1-х классов

2.21

Проведение методических дней:

-Личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

-Современный урок: формы и методы.

В течение 2016-2017 учебного года

Обмен опытом

Руководитель ШМО, учителя 1-х классов

2.22

Подведение предварительных итогов по подготовке введения ФГОС для детей с ОВЗ, внесение предложений в план-график реализации ФГОС на 2017-2018 учебный год

Май, 2017г.

Аналитическая справка,

Предложения в план-график реализации ФГОС на 2017-2018 учебный год

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

3. Информационно-методическое сопровождение

3.1.

Создание библиотеки методической литературы, примерных программ по ФГОС

В течение 2016-2017 учебного года

Комплектование библиотеки УМК по всем учебным предметам в соответствии с Федеральным перечнем

Директор школы,

зам. директора по УВР,педагоги

3.2.

Анализ укомплектованности библиотеки печатными и электронными ресурсами

До 28.08.2016

Составление заявки на обеспечение учебниками

Зам. дир.по УВР,

библиотекарь

3.3.

Обеспечение учащихся начальных классов учебниками, учебными пособиями в соответствии с ФГОС

Август

Обеспечение учащихся

учебниками в соответствии с ФГОС

Библиотекарь

3.4

Размещение на сайте школы информации о введении ФГОС

В течение 2016-2017 учебного года

Обеспечение публичной отчётности школы о ходе и результатах реализации ООП

Директор школы,

зам. директора по УВР

3.5

Информирование обучающихся, родителей, общественности, педагогов о подготовке к введению ФГОС через сайт школы, СМИ, родительские собрания, совещания (оформление стенда)

В течение 2016-2017 учебного года

Приказ «О подготовке публичного отчёта школы»

Директор школы,

зам. директора по УВР,

учителя начальных классов

3.6

Обеспечение доступа педагогам, переходящим на ФГОС для детей с ОВЗ, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных

В течение 2016-2017 учебного года

Доступ учителей к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных

Директор школы,

зам. директора по УВР

3.7

Создание банка методических разработок уроков, воспитательных занятий, дополнительных занятий

В течение 2016-2017 учебного года

Обобщение и систематизация пед. опыта учителей (разработка метод.рекомендаций, сборников)

Учителя,  руководитель ШМО 

4. Информационное обеспечение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

4.1.

Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ

4.2.

Освещение на Управляющем совете школы вопроса «Рассмотрение проекта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования» (АООП НОО).

Август, 2016г.

Решение управляющего совета школы

Управляющий совет ОО

4.3.

Освещение на педагогическом совете вопроса «Утверждение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования» (АООП НОО).

Август, 2016г.

Решение педагогического совета

Зам. директора по УВР

4.4.

Организация изучения ФГОС ОВЗ, нормативно-правовых документов, регулирующих введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ, Санитарно-гигиенических требований к организации обучения детей с ОВЗ   педагогическим коллективом  школы с опорой на внутренние  и внешние информационно-методические ресурсы.

В течение 2015-2016 учебного года

План работы ШМО по организации изучения ФГОС ОВЗ. Удостоверения о курсах повышения квалификации.

Директор школы,

зам. директора по НМР, руководитель ШМО

4.5.

Участие в семинарах, совещаниях, конференциях по вопросам реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016- 2017 учебный год

В течение 2016-2017 учебного года

Информирование педагогов о результатах семинаров и конференций по вопросам реализации  ФГОС обучающихся с ОВЗ

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

4.6.

Изучение, обобщение и внедрение успешного опыта учителей по формированию универсальных учебных действий,  успешного опыта проведения интеллектуальных и социальных практик с обучающимися с ОВЗ начальной школы

2016-2017 уч.г.

Банк  методический идей

Заместитель

директора по НМР, руководитель ШМО

4.7

Участие в работе (просмотр записей) вебинаров по темам, касающимся введения ФГОС ОВЗ

По

расписанию вебинаров

Методическая поддержка

Заместитель

директора по НМР, руководитель ШМО

4.8

Создание в школе подборки методической литературы по вопросам введения ФГОС ОВЗ

В течение 2016-2017 учебного года

Подборка литературы на электронных носителях, печатные издания, размещение материалов на сайте школы

Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, зам. директора по ИКТ

4.9

Информирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей о ходе подготовки к введению ФГОС ОВЗ с 01.09.2016 через сайт образовательного учреждения

В течение 2016-2017 учебного года

Сайт образовательного учреждения, публикации в СМИ

Директор,

зам. директора по

УВР , зам. директора по ИКТ

4.10

Обновление информации на странице «ФГОС ОВЗ» школьного сайта

По мере поступления

Информационный раздел о введении ФГОС ОВЗ на школьном сайте

Зам. директора по ИКТ  

4.11

Информация ходе введения ФГОС ОВЗ в 1 классе в самоанализе образовательного учреждения

Июль 2017

Самоанализ  образовательного учреждения

Директор

5. Аналитическое сопровождение

5.1

Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ

сентябрь, январь,

май 2016-2017 уч.г.

Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС

Директор школы,

зам. директора  по УВР

5.2

Изучение мнения родителей (законных представителей) по вопросам введения новых стандартов (анкетирование на родительских собраниях)

в течение года

Анализ выявленных проблем и их учёт при реализации ФГОС

Кл руководители,

психолог

5.3

Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС.

в течение года

Диагностический инструментарий

Зам. директора по УВР

5.4

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ

в течение года

Анализ выявленных проблем и их учёт при организации методического сопровождения

Директор школы,

зам. директора 

5.5

Мониторинг готовности школы к введению ФГОС для детей с ОВЗ

август,

декабрь,

май

 

Аналитическая справка

 

Директор школы,

зам. директора,

Рабочая группа

5.6

Организация ВШК по введению ФГОС (методическая работа)

сентябрь

Аналитическая справка

 

Зам. дир.по УВР

5.7

Разработка системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП (личностные и предметные результаты образования)

до 01.07.2016

Создание системы мониторинга,

Разработка Положения о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации

Директор школы,

зам. директора Рабочая группа,

ПМПС сопровождения,

руководитель ШМО

5.8

Проведение родительского собрания для родителей, будущих первоклассников

по реализации ФГОС

май

Протокол родительского собрания,

информация на сайт школы

Классный руководитель, директор школы,

зам. директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

Учить лепить предметы округлой формы.Закрепить представления о шаре и его свойствах.Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира....

Конспект открытого урока по ручному труду для детей с умеренной степенью умственной отсталости. Лепка "Улитка"

На уроке использованы различные виды коррекционных заданий и игровых упражнений. На протяжении всего урока ведётся работа по развитию речи учащихся....

рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости для 3 класса

Рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) для 3 класса....

Творческий проект по предмету "Ручной труд" в 7 классе для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость) Сенсорная книга "Развивай-ка"

Цель нашего проекта – создать дидактическое пособие для развития сенсомоторных процессов.Развитие мелкой моторики и точности движений, координации и сенсомоторных процессов - основная задача в р...

Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС  с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.мственной отсталостью....