ПК 4.3. Образовательные технологии в области начального общего образования
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Важенина Ирина Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по русскому языку (Общеобразовательная программа «ШколаРоссии»)

Технология оценивания.

Русский язык 2 класс.

Тема: «Предлог»

- Какую задачу мы ставили? (научиться писать предлоги со словами, выделять слова с предлогами из групп слов )

- Мы решили нашу задачу?

- Так зачем же нужны предлоги?

- Как пишутся предлоги с другими словами?

 

- Оцените свою работу, включая в свои ответы фразы которые написаны у меня на доске.

Я узнал….

Я понял….

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я хотел бы узнать…



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Автор: Канакина В.П.

Класс: 3

Тема: «Дательный падеж»

Мотивирующий прием сообщение темы:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:

Такой падеж как...........

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

- Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно.

Дательный падеж — тема нашего урока.

Слушать и воспринимать информацию.

Выдвигать предположения.

Участвовать в беседе.

Формулировать тему урока.

Программа: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Автор: Канакина В.П.

Класс: 3

Тема: «Склонение имен существительных»

Побуждающий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прочитайте предложение. (Старая женщина волновалась о сестре и дочери.)

- Найдите однородные члены в этом предложении. (сестре и дочери)

- К какой части речи они относятся? (имена существительные)

- Определите их род и падеж. (женский род, предложный падеж)

- Выделите их окончания. (-е, -и)

- Что интересного заметили? (эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные - противоречие)

- Какой возникает вопрос? (Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Прочитать предложение и проанализировать.

Находить однородные члены в предложении.

Определить часть речи у однородных членов предложения.

Определить род и падеж у данных слов.

Выделить окончание у слов.

Участвовать в беседе.

Выдвигать предположения.

Формулировать проблему урока.

Формулировать тему урока.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

В современном обществе ребенок живет в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен  не только усваивать содержание, но находит нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

В  достижении результатов, о которых говорится в новых стандартах, ведущая роль отводится технологии продуктивного чтения. Технология универсальна, может применяться на любых уроках. Эта технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Целью технологии является формирование  правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. 

Понимание  текста - это вычитывание трех видов текстовой информации:  

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк");
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);
  • концептуальной (основная идея текста, его главный смысл);

При работе с текстом важно научить детей различным видам чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.
Ознакомительное

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется дополнительная информация).
Изучающее

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех

видов текстовой информации.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

3. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста.

2. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

3. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

4. Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.

5. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

6. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

3. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

4. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

5. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

6. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

7. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

В условиях перенасыщенности информационной среды самостоятельная работа с текстом требует новых подходов.

На своих уроках я использую технику активно-продуктивного чтения.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников и не позволяет свести к шаблонному проведению уроков.

Главное преимущество данной техники – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст становится средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста.

Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.

Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. После изучения сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» учащимся предлагается на выбор несколько  высказываний, связанных с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации пословицы.

Например: «Красив тот, кто красиво поступает», «Не одежда красит человека, а его добрые дела»,  «Живи добрее – будешь милее».                                                   

Детям нужно выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к сказке,  и  обосновать свой  выбор.

На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности.

Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения.

Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя.

Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.

При этом формируются предметные универсальные учебные действия:  умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; метапредметные: умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и  самостоятельность; умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Таким образом, технология продуктивного чтения является технологией деятельностного типа, направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации. Таким образом, учитель, применяющий новые технологии, имеет возможность достигать новых целей образования, формируя у своих учеников универсальные учебные действия.