ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
учебно-методический материал по теме

Сырвачева Дарья Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками.

  1. Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

  1. Выдвижение гипотезы

Формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

  1. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

  1. Поиск решения проблемы

Проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

  1. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» 

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. 

Задачи конкурса:

  • развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  • предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
  • выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
  1. «Блестящая идея» - научно-исследовательский проект

Цели конкурса:

  • популяризировать науку;
  • воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям
  • вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.
  1. «Моя исследовательская работа – 2018»

Цель конкурса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Задачи конкурса:

  • формирование у детей исследовательских умений и навыков;
  • развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
  • поддержка творческой активности детей;
  • предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
  1. «Я познаю природу»

 Цель: совершить виртуальное путешествие по удивительным разнообразным в природном отношении уголкам нашей страны.

В нашем крае немало примечательных природных объектов, и чтобы их сохранить для будущего, мы должны владеть экологическими знаниями и навыками научного познания природы.

Задачи:

  • способность понять ценность природы для здоровья и самочувствия человека
  • осознать человека как часть природы, определить положительные и отрицательные воздействия на окружающую среду.
  1. «Аленький цветочек»

Цель: создание условий для развития творческого потенциала, научного мышления личности ребенка младшего школьного возраста

Задачи:

  • стимулирование у младших школьников интереса к исследовательской деятельности
  • содействие формированию умения самостоятельно добывать знания.
  • содействие развитию читательской активности учащихся.
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками и повышению квалификации педагога.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. Как спасти свою планету;
  2. Кто такой Дед Мороз;
  3. Достопримечательности родного края;
  4. Елочные украшения и их история;
  5. Куклы своими руками;
  6. Матрешка и ее история;
  7. Как появились комиксы;
  8. Изображения чисел в древние времена;
  9. История фотоаппаратов;
  10. История чая;
  11. Почему я люблю книги;
  12. Детство моих родителей;
  13. Что говорит почерк о человеке;
  14. История открыток; Телевидение и дети;
  15. Как в разных странах учат в школе;
  16. История велосипеда;
  17. Редкие породы птиц;
  18. Как вести себя на перемене;
  19. Почему батарейки нельзя выбрасывать;
  20. Почему не нужно использовать шпаргалки.


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

Название конкурсы, фестивалей

Электронный адрес

Конкурс “Исследовательские работы и проекты”

http://dk-talant.ru/?p=101

Международный конкурс проектов в сфере образования Interclover-2017

http://scipro.ru/contest/interclover.html

VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний - 2018"

http://www.openclass.ru/node/534150

Всероссийский конкурс для школьников и студентов
«Экология — забота каждого»

http://obrazshkola.ru/?page_id=845

Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
«Проекториум»

http://obrazshkola.ru/?page_id=840



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные:

  1. Проект «Ёлочка» и акция «В защиту ёлочек»

Цель проекта: формирование активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры через участие в социально-значимой деятельности

Задачи проекта:

  • пропагандировать экологическую культуру;
  • использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к охране и сохранению природы.
  • освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;
  1. «Театр здоровья»

Цель проекта: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

Задачи проекта:

  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.
  1. «Книжный дом»

Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

Задачи проекта:

  • создать условия для привлечения школьников к социально-активной жизни;
  • проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и школы культурных ценностей.
  • организацию волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, городской библиотеке, в ДОУ.
  1. «Ветеран живёт рядом»

Цель проекта:Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;

Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

Творческие:

  1. «Моя семья»

Цели проекта:

  • осознать роль семьи в жизни человека;
  • изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;
  • понять свою роль в этой семье;
  • подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создать небольшой семейный альбом

Педагогические цели:

  • развивать творческие и коммуникативные способности;
  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать  навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • привить первоначальное умение собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и  использовать ее для выполнения проекта.

   Результат проекта – это понимание своей ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

  1. «Распорядок дня»

Цели проекта:

  • проанализировать свой день, распределить все важные обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом;
  • представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.

Педагогические цели:

  • развить такие качества личности как аккуратность, обязательность, ответственность;
  •  умение распоряжаться своим временем, планировать свой день;
  • Находить разумный баланс между работой и отдыхом.

 Результатом является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; идет воплощение его в жизнь.

  1. «Мир лекарственных растений»

Цели проекта:

  • научить самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее;
  • познакомить с миром лекарственных растений родного края;
  • внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений.

Педагогические цели:

  • активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации;
  • развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии.

Практическим результатом является справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария.

  1. «Пластилиновые чудеса»

 Цель проекта: создание серии картин в технике пластилинография для оформления интерьера класса.

Задачи проекта:

  • Изучить историю возникновения пластилина, его виды;
  • Составить банк идей по созданию изделия;
  • Выполнить эскиз будущей картины;
  • Подобрать необходимые материалы и инструменты;
  • Повторить правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования;
  • Разработать технологическую карту изготовления изделия;
  • Произвести экономический расчет; экологическое обоснование проекта;
  • Дать оценку выполненному изделию.

Результатом проекта является изготовление серии картин в технике пластилинография должно повлиять на улучшение интерьера классной комнаты.

Информационные:

  1. «Вода в жизни человека»

Цель: выяснить какое значение для  человека имеет качество питьевой  воды, сколько её необходимо для жизни человека

Задачи:

  • изучить места в доме, где нужно использовать воду;
  • выяснить: откуда и как вода попадает в дом; сколько её необходимо для жизни человека;  
  • изучить качество питьевой воды;
  • разработать рекомендации по очистке воды в домашних условиях
  • провести социологические исследования
  1. «Из истории дробей»

Цель: изучить вопрос об истории возникновения обыкновенной дроби.

Задачи:

  • Определить происхождение слова «дробь»
  • Обобщить исторический материал: когда и где впервые упоминается о дробях.
  • Составить опорные таблицы способов записи дроби в разные эпохи и у разных народов.
  • Кратко оформить собранный материал в буклет и распространить его среди учащихся 5-6-х классов.
  • Представить защиту проекта в виде презентации на кружке «В гостях у Пифагора»
  1. «Княжна Тараканова»

Цель: систематизация разнообразного историографического материала по изучению личности княжны Таракановой.

Задачи:

  • дать характеристику  исторической судьбы княжны Таракановой;
  • составить образ княжны по историческим источникам и литературе;
  • выявить мифологические и реальные факты биографии и деятельности самозванки
  1. «Планета Земля»

Цель: расширить знания о нашей планете Земля.

Задачи:

  • научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: энциклопедии , интернет;
  • научиться формулировать выводы из полученной информации;
  • узнать побольше о нашей планете Земля.

Учебные:

  1. «Числа в загадках, пословицах, поговорках»

Цель проекта: формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Задачи проекта: направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;

направленные на достижение метапредметных результатов:

  • развитие умения работать с информацией;
  • формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;
  • развитие операций мышления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

направленные на достижение предметных результатов:

  • формирование умения записывать цифры и сравнивать числа;
  • формирование умения оценивать количество предметов числом.
  1. «…Крылатые крыловские слова»

Цели проекта :

  • обогатить словарный запас, способствовать повышению грамотности учащихся;
  • сформировать представление о языке как развивающемся явлении;
  • воспитать любовь к родному языку и русской классической литературе;
  • развить творческие способности;
  • выявить умения учащихся пользоваться техническими средствами.

Задачи:

  • выяснить, что такое крылатые слова и афоризмы;
  • найти их в баснях И. А. Крылова;
  • объяснить значение;
  • раскрыть характерные особенности выражений;
  • уметь применять их в повседневной жизни;
  • создать презентацию по теме проекта.
  1. «Какая морфема языка главная? »

Цель: узнать, есть ли в нашем языке морфема, которая важнее других.

Задачи:

  • Показать роль корня в образовании и этимологии родственных слов.
  • Рассказать о приставках и суффиксах в русском языке и об их значении.
  • Определить значение окончания как значимой морфемы.
  1. "Загадочный и удивительный мир "знакомых" и "незнакомых" чисел

Цель работы: познакомиться с удивительными числами  и установить роль простых чисел в изменении их свойств.

Задачи:

  • Описать способы поиска простых чисел.
  • Рассмотреть свойства совершенных и дружественных чисел.
  • Познакомиться с палиндромами и репьюнитами.

Исследовательские:

  1.  «Древняя письменность»

Цель: определить роль древней письменность для дальнейшего развития письма в мире.

Задачи:

  • Изучить литературу о древнейших видах письменности.
  • Предоставить материалы в виде исследовательской работы.
  • Провести мастер – класс с учащимися, эмитирующий древнейшую письменность.
  1. «Петр I: Великий или тиран?»
  2. «Молоко. Молочные продукты»
  3. «История моей семьи»


Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
  2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
  3. Глушенков О.В. Организация исследовательской и проектной деятельности в школе (пособие для учителя). — М.: Школьные технологии, 2017. — 112 с.
  4. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
  5. Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60
  6.  Макаров Ю. Метод проектов//Начальная школа. Первое сентября, 2006, №10, с.4-7
  7. Составитель, ответственный редактор: Осколкова Н.В. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС : сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы» ; [сост., отв. ред.: Осколкова Н. В.]. – Северодвинск, 2016 – 112 с. : ил. – ISBN 978-59908033-3-6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика применения технологий проектной и исследовательской деятельности на ступени начального образования

Данная статья описывает опыт работы начальной школы ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский в области применения технологий проектной и исследовательской деятельности....

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Здесь представлены следующие материалы:...

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5 Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Здесь представлены следующие материалы:...

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования...

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования...