ПК 4.5 Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
учебно-методический материал на тему

Ибраева Диана Кайратовна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе


1. Определить тему исследовательской работы и обосновать выбор именно этой темы;
2. Сформулировать цель и задачи исследования;
3. Составить план работы для реализации своего исследования;

4. Собрать необходимую информацию;
5. Провести анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
6. Сформулировать выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах);
7. Оформить и подготовить представление результатов своей работы.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Разработка проектного задания

1.1.

Выбор темы проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Предлагает совместно выбрать тему проекта.

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обсуждают и принимают общее решение по теме.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

  1.  Выделение подтем

в проекте.

Выделяет подтемы и передаёт их учащимся.

Вместе с учащимися проводит эту работу

Каждый ученик выбирает себе подтему.

Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя.

1.3 Формирование творческих групп.

Проводит объединение школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Школьники определили свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

1.4.

Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для групп, подбор литературы.

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и подбирает литературу.

В зависимости от возраста степень участия обучающихся будет разная.

Привлечение учащиеся старших и средних классов к разработке заданий. Вопросы для поиска ответов могут вырабатываться  в группах с последующим обсуждением всем классом.

1.5.

Определение форм подведения итогов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении и предлагает: альбом, экскурсия, музыкально-литературная композиция, спектакль и т.д.

Использование наглядного плана схемы деятельности.

В группах и всем классом обсуждают формы представления результатов исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты и т.д.

Разработка проекта

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность учащихся, предлагает задания школьникам и их родителям.

Осуществляют поисковую деятельность.

3.

Оформление результатов.

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность учащихся.

Вначале отдельно по группам, а затем во взаимодействии оформляют результаты.

4.

Презентация.

Организует экспертизу, приглашает в качестве специалистов старших школьников или параллельный класс.

Докладывают о результатах своей работы.

5.

Рефлексия.

Оценивает свою работу по педагогическому руководству деятельностью детей.

Осуществляют самооценку результатов с учётом оценки других. Желательно групповая рефлексия.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

  1. Городской фестиваль исследовательских проектов учащихся начальной школы «Юные Ньютоны»
  2. Всероссийский фестиваль проектов "Как много в мире интересного!"
  3. Окружной фестиваль проектов младших школьников "Первоцвет"
  4. РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРОЕКТОВ «СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»
  5. Фестиваль проектов учащихся начальной школы «Юные исследователи»


Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников 

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

URL: http://pedakademy.ru/?page_id=119

  1. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ"

Для участия в конкурсе принимаются исследовательские и творческие работы детей младшего школьного возраста, выходящие за рамки школьной программы, по следующим номинациям:

  • юный натуралист;
  • юный писатель;
  • юный краевед;
  • юный математик;  
  • юный художник;
  • юный языковед;
  • юный психолог.

URL: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html

  1. Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века» (г. Челябинск.)

Организаторами конкурса являются:

 - Комитет по делам образования города Челябинска;

- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» (МАУДО «ДПШ»);

- вузы города Челябинска.

URL: https://www.chel-dpsh.ru/index.php/meropriyatiya-munitsipalnogo-urovnya

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

URL: https://www.oodi.ru/single-post/2018/04/02

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

URL: https://open-hands.ru/svet-poznaniya



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. - Воронеж: ВОИПКРО, 2005. - 64с.
  2. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2011
  3. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.
  4. Н. В. Калинина- доктор психологических наук , профессор «Технология организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
  5. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34
  6. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011г. -142 с.
  7. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. М,2005



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. Вечнозелёная красавица леса
  2. Жизнь леса
  3. Лес - наш друг
  4. Полезные свойства калины
  5. Мой маленький мир дикорастущих растений
  6. Роль растения в жизни человека
  7. Мир кактусов
  8. Мир растений на подоконнике
  9. О комнатных растениях
  10. Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  11. Мир забавных животных
  12. Нора – это дом. Жилища животных
  13. Потерянный мир динозавров
  14. Удивительное царство грибов
  15. Аквариум и его обитатели
  16. Достопримечательности нашего города
  17. Семь чудес света
  18. Семь чудес России
  19. Цвет и названия морей
  20. Бездомные животные – проблема каждого из нас



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные

  1. Жизнь птиц в зимнее время
  2. Насколько мы зависимы от телефона
  3. Спешите делать добро
  4. Подарок ветеранам

Творческие

  1. Авторская кукла моей сестричке
  2. Лоскутная игрушка
  3. Сказка ложь, да в ней намек
  4. Рамки для фотографий

Информационные

  1. Олимпийские игры в древности и современности
  2. Металлы
  3. Олимпийские боги-герои древнегреческих мифов
  4. Братья Гримм и их сказки

Учебные

  1. Возрождение старых спортивных игр
  2. Проактивность – моя жизненная позиция
  3. Как музыка влияет на рост растений
  4. Питание растений водой 

Исследовательские

  1. Автомобили современные и старинные.
  2. Российские железные дороги.
  3. Выращивание кристалла.
  4. Полезная вещь для дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика применения технологий проектной и исследовательской деятельности на ступени начального образования

Данная статья описывает опыт работы начальной школы ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский в области применения технологий проектной и исследовательской деятельности....

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Здесь представлены следующие материалы:...

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования...

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования...