ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
статья по теме

Рудич Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе


1. Определить тему исследовательской работы и обосновать выбор именно этой темы;
2. Сформулировать цель и задачи исследования;
3. Составить план работы для реализации своего исследования;

4. Собрать необходимую информацию;
5. Провести анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
6. Сформулировать выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах);
7. Оформить и подготовить представление результатов своей работы.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Разработка проектного задания

1.1.

Выбор темы проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Предлагает совместно выбрать тему проекта.

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обсуждают и принимают общее решение по теме.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

  1.  Выделение подтем

в проекте.

Выделяет подтемы и передаёт их учащимся.

Вместе с учащимися проводит эту работу

Каждый ученик выбирает себе подтему.

Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя.

1.3 Формирование творческих групп.

Проводит объединение школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Школьники определили свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

1.4.

Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для групп, подбор литературы.

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и подбирает литературу.

В зависимости от возраста степень участия обучающихся будет разная.

Привлечение учащиеся старших и средних классов к разработке заданий. Вопросы для поиска ответов могут вырабатываться  в группах с последующим обсуждением всем классом.

1.5.

Определение форм подведения итогов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении и предлагает: альбом, экскурсия, музыкально-литературная композиция, спектакль и т.д.

Использование наглядного плана схемы деятельности.

В группах и всем классом обсуждают формы представления результатов исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты и т.д.

Разработка проекта

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность учащихся, предлагает задания школьникам и их родителям.

Осуществляют поисковую деятельность.

3.

Оформление результатов.

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность учащихся.

Вначале отдельно по группам, а затем во взаимодействии оформляют результаты.

4.

Презентация.

Организует экспертизу, приглашает в качестве специалистов старших школьников или параллельный класс.

Докладывают о результатах своей работы.

5.

Рефлексия.

Оценивает свою работу по педагогическому руководству деятельностью детей.

Осуществляют самооценку результатов с учётом оценки других. Желательно групповая рефлексия.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

  1. Городской фестиваль исследовательских проектов учащихся начальной школы «Юные Ньютоны»
  2. Всероссийский фестиваль проектов "Как много в мире интересного!"
  3. Окружной фестиваль проектов младших школьников "Первоцвет"
  4. РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРОЕКТОВ «СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»
  5. Фестиваль проектов учащихся начальной школы «Юные исследователи»


Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников 

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

URL: http://pedakademy.ru/?page_id=119

  1. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ"

Для участия в конкурсе принимаются исследовательские и творческие работы детей младшего школьного возраста, выходящие за рамки школьной программы, по следующим номинациям:

  • юный натуралист;
  • юный писатель;
  • юный краевед;
  • юный математик;  
  • юный художник;
  • юный языковед;
  • юный психолог.

URL: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html

  1. Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века» (г. Челябинск.)

Организаторами конкурса являются:

 - Комитет по делам образования города Челябинска;

- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» (МАУДО «ДПШ»);

- вузы города Челябинска.

URL: https://www.chel-dpsh.ru/index.php/meropriyatiya-munitsipalnogo-urovnya

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

URL: https://www.oodi.ru/single-post/2018/04/02

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

URL: https://open-hands.ru/svet-poznaniya



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. - Воронеж: ВОИПКРО, 2005. - 64с.
  2. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2011
  3. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.
  4. Н. В. Калинина- доктор психологических наук , профессор «Технология организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
  5. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34
  6. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011г. -142 с.
  7. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. М,2005



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные

  1. Жизнь птиц в зимнее время
  2. Насколько мы зависимы от телефона
  3. Спешите делать добро
  4. Подарок ветеранам

Творческие

  1. Авторская кукла моей сестричке
  2. Лоскутная игрушка
  3. Сказка ложь, да в ней намек
  4. Рамки для фотографий

Информационные

  1. Олимпийские игры в древности и современности
  2. Металлы
  3. Олимпийские боги-герои древнегреческих мифов
  4. Братья Гримм и их сказки

Учебные

  1. Возрождение старых спортивных игр
  2. Проактивность – моя жизненная позиция
  3. Как музыка влияет на рост растений
  4. Питание растений водой 

Исследовательские

  1. Автомобили современные и старинные.
  2. Российские железные дороги.
  3. Выращивание кристалла.
  4. Полезная вещь для дома.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования.

1) Люди не меняются: правда или миф?

2) Почему солнце краснеет на закате?

3) Как быстро выучить стихотворение?

4) Как научиться прощать?

5) Как погода влияет на настроение?

6) Как влияет ручка на почерк?

7) Как паук плетет паутину?

8) Что говорит почерк о характере?

9) Лето — это маленькая жизнь.

10) Что значит «здоровый человек»?

11) Почему осенью листья желтеют?

12) Школьная форма: вчера, сегодня, завтра.

13) Как попросить прощения?

14) Почему дети боятся щекотки, а взрослые нет?

15) Читать лежа вредно: правда или миф?

16) Почему листья на тополях желтеют раньше, чем на других деревьях?

17) Зачем люди врут?

18) Кот Леопольд в современном мире.

19) Глаголы повелительного наклонения в рекламе.

20) Почему люди мусорят?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика применения технологий проектной и исследовательской деятельности на ступени начального образования

Данная статья описывает опыт работы начальной школы ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский в области применения технологий проектной и исследовательской деятельности....

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Здесь представлены следующие материалы:...

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5 Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Здесь представлены следующие материалы:...

ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования

Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования...