Главные вкладки

    «Коммуникативная деятельность и общение в младшем школьном возрасте»
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Лубневская Инна Леонидовна

    Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_2.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1, город Воронеж.

    Лубневская Инна Леонидовна.

    «Коммуникативная деятельность и общение в младшем школьном возрасте»

    "Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Песталоцци.

    Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий.

    Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух и более людей, направленное на объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого человека. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели [1, с. 112].

    Если говорить о приоритетах моей работы - это исследовательская  и проектная деятельность. А исследовательская работа   рассматривалась, прежде всего, как средство коммуникативного и  лингвистического развития детей. Я работаю над проблемой «Формирование коммуникативных учебных действий в младшем школьном возрасте» несколько лет. Накопленный материал собран мною в комплект. Он пополняется  методическими находками и  публикациями по данной теме, которые нахожу в различных источниках. Материал моей методической системы используют и другие педагоги нашего образовательного учреждения. Кроме того, делюсь опытом через мастер-классы, выступления на семинарах,  круглых столах, а также в публикациях различного уровня.

    Процесс развития коммуникативных компетенций  у учащихся начальных классов вновь приобретает первостепенную важность в связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС).

    Цель Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника.

    Задачи: Сформировать социально – перцептивные способности: умение быстро вступать и выходить из общения, грамотно и чётко строить свою речь в процессе общения, использовать в общении невербальные средства, использовать идеи других участников для выдвижения собственных идей.

    Сформировать  перцептивно-рефлексивные способности: умение проследить и оценить свою деятельность в составе группы и деятельность других, проанализировать ход игры, занятия и причины возникших затруднений, умение взять инициативу в свои руки и затем передать ее другому участнику команды

    Пути решения: проведение критериального отбора содержания игр, фильмов, презентаций; проведение рефлексии занятий с выявлением деструкции и осуществлением коррекции;

    организация подготовки заседаний детского творческого объединения в игровой форме; повышение положительной мотивации участников детского творческого объединения

    Педагогическая разработка содержит несколько этапов:

    1.Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативных способностей.

    2.Построение тренировочных упражнений в игровой форме, их распределение по времени занятия.

    3.Внедрение тренинга в практическую подготовку детского научного общества.

    4.Включение в каждое тренировочное занятие упражнений, игр, заданий на развитие коммуникативных способностей.

    5.Обращение внимания учащихся на важность этих упражнений. Оценка результатов развития коммуникативных способностей.

    6.Проведение мониторинга среди участников общества и их родителей. Выявление положительной динамики в развитии коммуникативных способностей. Выявление недостаточно сформированных способностей.

    7.Прогнозирование дальнейшей работы по развитию коммуникативных способностей.

    7.Анализ выступлений детей, их исследовательских работ по темам, построение сравнительных диаграмм и таблиц, позволяющих соотнести уровень развития коммуникативных способностей и успешность выступлений на соревнованиях.

    Передо мной стояла цель: выявить эффективность исследовательской работы в  начальной школе.

    Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

    1.        диагностика  исходных  данных  коммуникативных умений учащихся класса;

    2.        выбор  методов, технологий и техник развития коммуникативных компетенций;

    3.        разработка  игр и упражнений (для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности).

    Исследовательская    технология как приоритетная.

    Данная технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие». Ведущий метод -  проблемное обучение;

    Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать - узнал».

    Обязательное наличие проблемы или проблемных учебных заданий. Обучающие приемы: экспериментирование или моделирование.  Данная работа – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В ее фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития, а самое главное позволяет каждой личности успешно адаптироваться, социализироваться в окружающем его мире.

    Парадоксом исследовательского обучения является то, что учитель, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Наконец-то я честно могу признаться в том, что я не всё знаю и умею. Именно по этому, я буду ближе к детям, к их потребностям. Они перестанут бояться допустить ошибку. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.

    Проектирование и исследование - принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Проект направлен на решение практической задачи. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские изыскания более строгими, подчиненными определенной задаче. В методическом плане метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. В отличие от этого, исследовательская деятельность должна быть свободной. Она значительно более гибкая, в ней много места для импровизации.

    Примерная структура лингвистических способностей включает в себя следующие знания и умения:

    1.        Знание точных значений разнообразных слов и выражений.

    2.        Умение в соответствии с ситуацией пользоваться различными словами и выражениями.

    3.        Умение правильно подбирать словесные формулировки, способы выражения различных мыслей, умение составлять грамотные и стилистически правильные тексты.

    4.        Умение выступать публично, красиво и образно высказываться.

    5.        Умение оказывать психологическое воздействие на людей при помощи речи.

    К примеру, ученики 1-2 класса с успехом выполняли теоретическое исследование по темам:

    •        «Пульс в слове» - 1 класс

    •        «Трудные фамилии». –1 класс

    •        «Своеобразная прелесть языка».- 2 класс

    •        Анализ произведений В. Осеевой.

    •        Что мешает нам учиться?

    Эмпирическое исследование:

    •        Изучение умственных способностей кошки.

    •        Поведение вороны.

    •        Все о яблоке.

    •        Почему ездят автомобили.

    •        Какими бывают куклы.

    •        Книга рекордов нашего класса.

    •        Изучение чистоты снега.

    Фантастические исследования:

    •        Жилой дом будущего.

    •        Если был бы я президентом.

    •        Как защитить деревья в городе.

    •        Сценарий для  детского фильма.

    Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

    В моем классе  создана доброжелательная атмосфера, царит уважительное отношение и вера в силы каждого ребенка, ожидание и поддержка учителем и классом любого его успеха относительно себя. Принцип психологической комфортности формируют мотивацию к достижению своего индивидуального максимума, обеспечивая при этом усвоение содержания образования на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

    На уроках открытия нового знания, при проведении обучающих самостоятельных работ и выполнении заданий творческого уровня оценивается только успех, ошибки выявляются и корректируются на основе определения их причин (то есть правил, алгоритмов, определений, которые усвоены недостаточно). На уроках рефлексии используется самоконтроль, отметки в журнал выставляются по желанию. Отметки за контрольную работу выставляются всем учащимся, при этом уровень трудности подбирается так, чтобы отметки 4 и 5 по силам было получить примерно 75% учащихся класса.

     Технология деятельностного метода предполагает опору на  собственные активные действия ученика. Однако это создает особые трудности для учителя, который должен научиться не мешать, детям осуществлять поиск.   Направлять их, помогать ученикам. Это не совсем просто для человека, который привык быть носителем знания, "истиной в последней инстанции". Нелегко не давать знания в готовом виде, нелегко слушать зачастую абсурдные предположения детей о том,  что стоит предпринять для выхода из затруднения. Трудно не вмешиваться, когда, работая в группах или парах, дети никак не могут договориться.

    Но надо понимать, что такая работа необходима не только детям, но и тем, кто с ними работает.

    Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития ребенка. В число основных составляющих организации совместного действия входят:

    1. Распределение начальных действий и операций.

    2. Обмен способами действия для получения продукта совместной работы.

    3. Взаимопонимание.

    4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

    5. Планирование общих способов работы.

    6. Рефлексия.

    В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи [1, с. 241]. Коммуникативная задача имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт или результат. К основным группам задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение. Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Готовность и способность к диалогу считаются высшим уровнем развития коммуникативной компетентности.

    Коммуникативные УУД относятся к важным результатам обучения, играют значимую роль в социализации учащихся, формировании у них умения строить и вести диалог. Коммуникативные УУД необходимо развивать в подростковом возрасте, создавая для этого специальные ситуации и условия для решения речевых задач, организуя процесс обучения на основе диалогического подхода.

    Современные младшие школьники используют возможности, предоставляемые различными телекоммуникациями, способствующие развитию коммуникативной компетенции. Электронная почта – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети [2, с.23].

    Одной из особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий в практике современного образования является то, что исследовательская практика ребенка не может быть замкнута в рамках традиционных занятий, ее невозможно ограничить тесными границами урока, поэтому в рамках внеурочной деятельности в нашем учебном учреждении МБОУ Лицей №  1 проводится курс «Мир деятельности». Он предполагает реализацию в учебном процессе дидактической системы и технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках по разным учебным предметам. Курс «Мир деятельности» ориентирован на формирование у учащихся знаний об учебной деятельности и способах её организации, качествах ученика и ценностях жизни, которые помогают ему успешно справляться с затруднениями. Предлагаемый курс создаёт условия для открытия ребёнком секретов своей успешной учёбы, повышает мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению. Позволяет придать процессу формирования универсальных учебных действий и умению учиться целостность и системность, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

    Список использованной литературы:

    1.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

    2.Использование интернет–технологий в современном образовательном процессе [Текст] СПб: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2008. 104 с.

    3. VI Международная студенческая электронная научная конференция

    «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2014 года [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2014/462/4778


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

    В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

    проблемы общения детей младшего школьного возраста

    Часто начиная класса с третьего - иногда раньше, иногда позднее  - у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в...

    Статья по теме: «Проблемы нехватки общения в младшем школьном возрасте»

    Данная работа раскрывает проблему нехватки общения между детьми и родителями; характеризует образ  «современного учителя»....

    Статья "Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру"

    В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).Дети да...

    Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей младшего школьного возраста

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...