Игровая деятельность с песком и водой как средство развития учащихся с тяжелой умственной отсталостью
статья на тему

Клюева Ольга Николаевна

Данная статья предназначена для педагогов, работающих с учащимися с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. В ней представлены различные игровые упражнения, напрвленные на формирование и развитие представлений о форме, величине, цвете предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность с песком и водой как средство развития учащихся с тяжелой умственной отсталостью

Игры с природным и рукотворным материалом (водой, песком, плодами, бумагой, тканью и т. п.) необходимо включать в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Такие игры можно применять на следующих уроках: ручной труд, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, коммуникативная стимуляция, тактильная стимуляция, зрительно-слуховая стимуляция.

Взаимодействие с природным и рукотворным материалом позволяет ребенку получить информацию об его качествах и свойствах. Значение данной функции состоит в том, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью начинает ориентироваться в окружающем мире.

В процессе обучения играм с природным и рукотворным материалом необходимо не просто передать ребенку информацию игрового характера, а представить ее в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, чтобы ребенок быстрее и полнее усвоил ее.

Важное значение при проведении игр с природными материалами имеет организация предметно-развивающей среды. В специально отведенном пространстве класса с детьми проводятся игры с песком и водой, с природным и бросовым материалом, бумагой и тканью. Здесь устанавливаются водонепроницаемые ящики с чистым просеянным песком, разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы (большие, средние, маленькие). В комнате (уголке) устанавливается специальный стол с углублениями для поддонов, в которые по мере необходимости и в соответствии с целями и задачами сенсорного развития детей наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы. На стеллажах располагаются формочки для песка в виде цифр, овощей, фруктов, геометрических фигур; штампы: цифры, геометрические фигуры, различные картинки — и штемпельная подушка; совочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.

Игры предлагаются детям, по мере того как они овладевают теми или иными представлениями. На каждом этапе обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии используются только те игры, которые доступны им исходя из их психофизических особенностей.

Демонстрационный и раздаточный материал, используемый в процессе обучения играм с природным и рукотворным материалом должен быть разнообразным, подбираться с учетом особенностей восприятия детей с проблемами в интеллектуальном развитии и отвечать следующим требованиям:

— используемые в процессе игр природные материалы, предметы бытового назначения, плоскостные и объемные модели должны быть знакомы детям, понятны, привлекательны, вызывать интерес и желание играть с ними;

— образные игрушки, различные модели и изображения должны быть реалистичны, то есть соответствовать реальным объектам, что особенно важно в работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии, так как у данной категории детей представления о реальных объектах могут отсутствовать, быть неадекватными или неполными;

— все предлагаемые игрушки и пособия должны быть эстетичными, аккуратными и безопасными для детей.

Основная функция игр с песком и водой в процессе обучения учащихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью заключается в развитии сенсорно-перцептивной сферы детей. В процессе игровой деятельности происходит развитие зрительного восприятия (формируются представления о форме, величине и цвете предметов) и тактильного восприятия. 

Однако игровая деятельность с песком и водой также способствует развитию воображения учащихся, а значит при благоприятных условиях и их творческих возможностей.

Восприятие формы

1. «Мы печем отличные пирожки – формы »

Цель: развивать зрительное восприятие ребенка на основе выбора заданной формы; учить ориентироваться в задании по словесной инструкции; уточнить представления ребенка о соответствующей геометрической форме, представленной в виде формочки для «выпекания» куличиков.

Оборудование и материалы: формочки для игры с песком в виде овощей,  геометрических фигур, игрушек и т. п.; песочный ящик с мокрым песком, подносы.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Я пеку отличные пироги песочные. Посмотри, сколько у меня формочек, я хочу испечь пирожки, чтобы они по форме были такие же, как геометрические фигуры. Помоги мне выбрать только такие формочки-фигуры, которые для этого нужны».

«Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки –

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки –

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек –

Пончиков да пышек!»

Организуя такое взаимодействие с ребенком, особое внимание следует обращать на то, чтобы инициатива исходила от ребенка. Педагог может выполнять ошибочные действия, например, брать другие формочки или разыгрывать ситуацию растерянности и просить ребенка помочь ему в правильном выборе. После того как ребенок выбрал формочки, ему предлагается слепить куличики и посмотреть, что получится.

2. «Игрушки-потеряшки».

Цель: учить практически различать форму, учить детей выбирать фигуру на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Оборудование: ванночка с водой, геометрические фигуры – 3 кубика, 3 шарика, 3 кирпичика, 3 пирамидки.

Ход игры: «Мы в водичке не утонем,

                    Мы её рукою тронем.

                    Вытащим со дна игрушку

                    И положим на просушку».   

Педагог опускает на дно ванночки игрушки, просит ребенка достать их. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребенка просто взять  все игрушки. Затем, когда ребенок понял, как доставать игрушки со дна ванночки, предложить ему найти игрушку нужной формы. Чтобы облегчить задачу предложить ему взять образец. Если ребенок достал не то, что просил учитель, надо вернуть игрушку в воду, и пусть ребенок попробует ещё раз.

3. «Наливаем – выливаем – измеряем»

Цель: формировать представления формы, вызвать положительные эмоции, формировать у ребенка навыки и умения адекватно и осторожно действовать с водой, стимулировать стремление действовать вместе со взрослыми.

Оборудование: пластмассовые емкости разного размера, фактуры, объёма.

Ход игры: воду можно наливать в различные ёмкости. Сравнить количество воды в сосудах похожей формы. Предложит ребенку показать предмет с круглой формой, затем с квадратной и т.д. Сначала все действия выполняются взрослым, а затем совместно с ребёнком («рука в руке»). Показать ребёнку, что вода может  принимать какую угодно форму.

Восприятие величины

1. «Следы на песке»

Цель: формировать у учащегося представление о величине предмета, учить выражать радость и удовольствие, стимулировать речевую деятельность и стремление действовать вместе со взрослым, учить наблюдать за преобразованием песка.

Оборудование: песочница, влажный песок, одинаковые предметы разной величины.

Ход игры: «Кто оставил на песочке

                    Эти разные следочки?

                    Может, это был зайчишка?

                    Может, котик пробегал?

                    Ну а, может, воробьишка

                    С мышкой польку танцевал?»

Взрослый предлагает ребёнку оставить на песке отпечаток своей ладони, лучше проделать это вместе с ребёнком. Затем взрослый делает отпечаток собственной ладони и предлагает ребёнку сравнить их («большой – маленький»). Также можно палочкой обвести отпечаток ладони по контуру. То же самое делаем с игрушками – одинаковой формы, но разными по величине. В заключение можно выложить камешками контур отпечатка.

2. «Речка и ручеёк»

Цель: формировать представление о величине, развивать мелкую моторику, поощрять стремление детей гордиться своими достижениями, развивать у учащегося орудийные действия: использовать орудия и предметы для достижения цели.

Оборудование: песочница, кораблики (лодочки) разной величины,  2 совка разных только по величине.

Ход игры: «Вот большая река –

                    Широка, глубока,

                    А вот малый ручеёк –

                    Не широк, не глубок».

Большим, широким совочком выкопать в песке «реку». Маленьким, более узким совочком – «ручеёк». Налить в них воды. Затем, попросить ребёнка пустить большой кораблик в «реку», а маленький – в «ручеёк». Если задание вызывает у ребенка затруднение, проделать это совместно с ним «рука в руке».

3. «Дорожка»

Цель: формировать представления о величине, развивать способность к тонким дифференцированным движениям пальцев рук, развивать у учащегося положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними.

Оборудование: песочница, несколько машин одинакового цвета, но разные по величине.

Ход игры: взрослый рисует на песке линию, затем предлагает ребёнку нарисовать рядом ещё одну. Взрослый говорит ребёнку: «Мы с тобой нарисовали дорожку. Теперь по ней поедут машины. Какие машинки поедут по ней первые? Большие или маленькие?». Ученик сам предлагает величину машины, которая поедет первой. Затем педагог помогает ребенку выбрать машинки. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, все действия выполняются совместно.

Восприятие цвета

1. «Купание игрушек»

Цель: формировать у детей представления о воде, как о важном средстве поддержания  чистоты, учить детей пользоваться предметами гигиены, развивать мелкую моторику, учить различать игрушки по цвету.

Оборудование: ванночка с водой, игрушки – фигурки животных, разного цвета: красного, синего, зелёного, желтого; мыло, губка.

Ход игры: «Водичка не любит нерях и грязнуль,

                    Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль»

                    Но если мы вымоем руки и лица,

                    Водичка довольна и больше не злится»

Предложить ребёнку искупать игрушки в ванночке. Причём, купаются сначала все красные игрушки, потом все синие, затем желтые и т.д. После того, как все действия выполнены совместно, ребёнку предлагается самому искупать игрушки по очереди, в зависимости от их цвета.

2. «Рыбалка»

Цель: развивать у детей орудийные действия, развивать познавательные функции рук детей: координацию движений обеих рук со зрительным прослеживанием, формировать у детей первичные представления о количестве: много, мало, пусто, один.

Оборудование: ванночка с водой, сачок для ловли аквариумных рыбок или небольшое ситечко, небольшие игрушки желтого, красного, зелёного, синего цветов.

Ход игры: « - Рыболов, какую рыбку

                     Ты поймал нам на обед?

                     Отвечает он с улыбкой:

                      - Это вовсе не секрет!

                     Я сумел поймать пока

                     Два дырявых башмака».

Бросить в воду игрушки, предложить ребенку выловить сачком эти игрушки. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, показать и проделать это совместно с ним,  «рука в руке». Затем усложнить задание, попросить выловить сначала красные, затем желтые и т.д., игрушки.

  1. «Цветные заборчики»

Цель: закрепить с детьми знания основных цветов, развивать способность к тонким дифференцированным движениям пальцев рук.

Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих, зеленых, желтых), миниатюрные фигурки.

Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. По заданию взрослого дети выбирают палочки определенного цвета и строят заборчики (например, прячут зайца от волка). Действия выполняются совместно.

Список литературы

1.     «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов». Под  ред. С.Л. Новосёловой. Изд.3-е, испр. М., «Просвещение», 1977.

2.     «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие»/ сост. Е.СДёмина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. – (Ранний возраст).

3.     «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, издательство «Просвещение», Москва, 1965г.

4.     Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом»: Методическое пособие. – Спб.: НОУ «Союз», 2005. – 103 с.

5. Войлокова Е.Ф., Анндрухович Ю.В, Ковалёва Л.Ю. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с. – (Серия «Специальная педагогика»).

6. Данилова Л. «Игры с водой. Для детей 1-3 лет». – СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2003. – 32 с. – (Школа раннего развития).

7. Дерягина Л.Б. «Лепим куличики, пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и водой». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 32 с. Ил. – (Серия «Готовимся к школе»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

Игровые технологии на уроках эрзянского языка как средство развития познавательной активности у учащихся.

Уроки эрзянского языка  в начальных классах должны проходить в доступной и игровой форме. Игровые технологии позволяют развивать познавательную активность учащихся и поддерживать интерес к предме...

Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"

В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю....

Игровая деятельность в группе продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий для детей 8 лет

Игровая деятельность в группе продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий...

«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы»

Полное описание применения игровой технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы....

Игровая деятельность в группе продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий

В статье отражено важное значение игровой деятельности при организации работы с младшими школьниками в группе продлённого дня...