Сказкотерапия в нальной школе.
статья на тему

Анна Константиновна Иванова

Сказкотерапия – индивидуальный метод коррекции поведения ребенка.

 

Сказкотерапия как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – индивидуальный метод коррекции поведения ребенка.

Сказкотерапия как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста. (арт-терапия).

Последние 10 лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов вызывает арт-терапия. Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Основные арт-терапевтические методы:

Изотерапия.

Сказкотерапия.

Игровая терапия.

Песочная терапия.

Музыкальная терапия.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Среди первоклассников есть дети, которые трудно адаптируются к новым для них условиям. Арт-терапевтические занятия и упражнения помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение – это для детей; поднимают статус ребёнка – это для родителей; позволяют детям считать занятия частью обычного школьного воспитания – это для учителей. В своей работе я использовала занятия для сплочения первоклассников, для разрешения конфликтов, для выработки взаимоуважения и понимания друг друга, освоения социальных навыков. Улучшить мнение ребёнка о себе или мнение других о себе, помочь завести новых друзей поработать с социальными навыками и быть увиденным в положительном свете можно во время классного часа, в ГПД, во время прогулки и т.д. вопрос о месте проведения времени занятия решается индивидуально, в зависимости от проблемы. Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления самооценки уверенности создания более уверенного образа себя. Детские психологи, врачи, специалисты, работающие с детьми, нуждающимися в психологической помощи есть, не в каждой школе, проблемы же от этого не исчезают. В своей работе я использовала сказкотерапию.

Сказка – это жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребёнка самое главное: выход из трудной ситуации есть. Термин « сказкотерапия» у некоторых вызывает улыбку и отношение как к несерьёзному, « детскому» методу. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывались у ребёнка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человечка формируется своеобразный « банк» жизненных ситуаций. То ость набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений с людьми, возможностях самореализации, устройства Мира и пр. Осмысливая Жизненные Уроки, ища параллели с реальными явлениями « банк» знаний о Мире переходит в активное состояние. Если сказочные истории просто читались или рассказывались, этот « банк», эти знания находятся в пассивном состоянии (процесс успешной социализации тоже имеется).

Сказкотерапия – как процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Целью и задачей сказкотерапии и является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Перед взрослыми встают важные задачи: понять, что чувствует ребёнок, оказать ему помощь в высказывании своих чувств, связанных с сюжетом сказки, или появившихся по ассоциации.

. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

Осознание своих потенциалов, возможностей ценности собственной жизни;

Понимание причинно-следственных связей событий, поступков;

Познание разных стилей мироощущения;

Осмысление созидательного взаимодействия с окружающим миром;

Внутреннее ощущение силы и гармонии.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно ещё и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с др. подходами.

У неё нет возрастных границ. У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. В каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по школе

« нормальное – отклоняющее развитие».

Современная сказкотерапия « трёхлика». «Лик»:

диагностический,

воздействующий,

профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:

художественных,

дидактических,

психокоррекционных,

психотерапевтических,

медитативных.

Для каждой ситуации, для каждого случая подбираются соответствующие сказки.

Возможности работы со сказкой:

использование сказки как метафоры.

Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.

Проигрывание эпизодов сказки.

Использование сказки как притчи-нравоучения.

Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание)

Анализ сказок, рассказывание, сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизация позволяют изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями.

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трёх вещах:

Уместность.

Искренность.

Дозированность. Часто процесс размышления над сказкой длительный. Поэтому нельзя « перегружать» сказкой. Один из секретов сказкотерапии состоит в последействии, которое является мощной силой, стимулирующей развитие.

На первых этапах работы целесообразно « вставлять» как бы ненароком, как бы « к слову».

Факторы эффективности сказкотерапии:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

Отсутствие чётких персонификаций;

Образность и метафоричность языка;

Психологическая защищённость – хороший конец;

наличие тайны, волшебства.

Сейчас появилось много литературы, посвященных работе со сказками, освещающих методические особенности работы, методические приёмы, использование сказок как для индивидуальной работы, так для работы в группах. Большинство рекомендаций дано психологам, но и воспитатель и учитель начальной школы и родители могут использовать сказкотерапию в работе с ребёнком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Энергоинформационное поле сказки – это особая энергия, оставляющая у слушателя определённое « послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей, впечатлений. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора, содержит о нём информацию. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и « посмотреть со стороны».

Авторские сказки Л.Д. Коротковой включают в себя методические разработки, анализ каждой из них с точки зрения практического применения. Её книга « Сказкотерапия в школе» содержит методики коррекционной и педагогической работы к каждой из предложенных сказок.

В книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой описываются также некоторые игры, тренинги органично включающиеся в работу со сказками.

Взрослый, который говорит на одном языке с ребёнком, понимает и учит его согласию с самим собой и другими, подобен волшебнику. Книга Е.Прудис « Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники» поможет глубже проникнуть в сказочный мир маленького человека, избежать ошибок воспитания и, возможно разобраться в истоках собственных проблем.

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев представляют терапевтические сказочные истории для детей 3-15 лет, ориентированные на конкретные проблемы, дают советы как использовать эти истории.

В книгах А. Лопатиной, М. Скребцовой « Вечная мудрость сказок» собраны притчи, легенды, сказки народов мира как фольклорные, так и авторские, посвящённые вечным темам – дружбе, добру, мудрости, милосердию. Уроки нравственности снабжены методическим аппаратом – после каждого текста приводятся вопросы и задания, темы письменных работ, рисунков, сценок на материале вышеприведённых сказок.

Л. П. Стрелькова « Уроки сказок», « Войди в тридевятое царство»,

Н. Огненко « Волшебная книга сказок», Л.Е. Тумина « Сочини сказку», З.Г. Шустерман « Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких» рассказывают об увлекательных путешествиях в сказочную страну, используются разнообразные игровые приёмы, интересные задания, с помощью которых ребята сами становятся участниками определённой сказочной ситуации.

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам. Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.

В книге известного петербургского врача и сказочника Гнездилова А.В. « Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу)» собраны его сказки, помогающие справиться с затруднительными ситуациями.

В своей работе, я тоже использую этот метод. Детям нравится эта форма работы. Ребята активно включаются в игру.

Данная работа в 1-2 классах помогла сплотить коллектив учащихся, разрешить многие конфликтные ситуации. Научила детей моего класса слушать друг друга, уважать мнение окружающих, не перебивать выступающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование сказкотерапии при изучении морфологии в начальной школе"

Материал содержит мастер-класс по теме: "Использование  сказкотерапии при изучении морфологии в начальной школе". В нём представлен опыт работы по указанной тематике....

Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".

В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости  сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...

Конспект группового занятия Волшебное яблоко с элементами сказкотерапии по адаптации первоклассников к школе.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Сценарий тренинга с педагогами начальной школы "Возможности сказкотерапии"

Замечательный творческий тренинг. Разработан психологами Газпром школы. Рекомендуется для проведения с педагогами в начальной школе....

Выступление на ШМО Доклад на тему: Использование сказкотерапии в начальной школе.

Выступление на ШМОДокладна тему:Использование сказкотерапии в начальной школе....

урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих нацио-нальных ценностей через ана-лиз народных сказок)»

урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок)»...

Презентация «Технологии активного обучения как инструмент формирования функцио-нальной грамотности обучающихся в рамках ФГОС». Из опыта работы

В презентации представлен опыт работы по теме «Технологии активного обучения как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках ФГОС». Из опыта работы...