Доклад на МО "Формы и методы работы в направлении поиска и поддержки одарённых детей, современные технологии".
материал на тему

Столинец Наталия Григорьевна

Одарённый ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями, в том или ином виде деятельности. Далеко не каждый человек без чьей-либа поддержки способен реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребенка может, в первую очередь, семья и школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей начальных классов

ГБОУ «Школа» Бескудниково»

Сообщение на тему:

  Формы и методы работы в направлении поиска и поддержки одарённых детей, современные технологии.

Подготовила:

 учитель начальных классов

ГБОУ «Школа» Бескудниково»

Столинец Наталия Григорьевна

 

15.06.2018г.

Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными»  и «одаренные дети встречаются крайне редко».

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития.

Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников: никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

  На мой взгляд, в  работе с одарёнными детьми, при желании учителя увидеть и раскрыть способности и таланты учеников, при умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода, можно добиваться хороших и даже высоких результатов. Ведь суть успехов не в том, чтобы как можно больше, быстрее усвоить учебный материал и лучше других проявить себя в конкурентной борьбе, а в самоощущении победы над собой в процессе умственного труда, в его продвижении в своём индивидуальном, заложенном природой темпе развития через преодоление трудностей. Задача педагога – научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой, вселить уверенность в свои  силы и возможности, развить стремление к совершенствованию.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения;

б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

                               Вся работа условно включает 4 этапа:

I. Организационный этап.

          Главная задача на этом этапе – знакомство с научными данными о психологических особенностях развития способностей детей  и методических приемах работы с одаренными детьми.

II. Этап предварительного поиска.

      Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из трёх основных источников – это воспитатели детского сада, родители, сами дети. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка, и составляется таблица интересов младших школьников. Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

III. Этап оценочно-коррекционный.

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую учебно-воспитательный процесс , направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Со 2 четверти 1 класса мои ученики начинают участвовать в творческих и интеллектуальных конкурсах и  олимпиадах школьного ,муниципального , регионального и всероссийского уровней.

IV. Этап заключительного отбора.

       Выпуская детей из 4 класса, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский; 
-частично-поисковый; 
-проблемный; 

 Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальные занятия с сильными учащимися;
  • домашние задания творческого характера; 
  •  вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • занятия в кружках по интересам;
  • занятия проектной, частично-поисковой и исследовательской деятельностью;
  • разноуровневые тесты , нестандартные задания;
  • различные конкурсы, выставки творческих работ;
  • интеллектуальные марафоны;
  • участие в олимпиадах: школьных, муниципальных, всероссийских и международных; 
  • создание детских портфолио.

   

   

   Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

 Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.   Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Работа с одаренными детьми в  нашей школе  проходит в рамках нормативно –правового обоснования.(ниже представлены основные документы):

 Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

Закон РФ "Об образовании";

Национальный проект «Образование»;

Постановление  правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";

Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".

Президентская инициатива «Наша новая школа»

В работе с одаренными детьми учителя нашей школы исходят из постулата «если ребенок плох – это не его вина, а вина окружения, так как каждый ученик хочет признания, уважения, любви окружающих». 

Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О реализации мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей

«Миссия … в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо ...

«Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»

Статья на тему «Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»...

Поиск и поддержка талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности

Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разгля...

Статья "Развитие познавательных способностей младших школьников в системе поддержки одарённых детей"

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития и поддержки одарённых детей.  Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ода...

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: « Формы и методы работы в направлении поиска и поддержки одарённых детей , современные технологии»

Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления ...

«Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей как условие развития современного образовательного пространства»

ВведениеТеоретические основы понятия одаренностиПонятие одаренностиВиды одаренностиФакторы, влияющие на развитие одаренностиОсобенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе2.1. Пр...

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...