Главные вкладки

    отчет по самообразованию по теме "Развитие учащихся в процессе формирования УУД"
    статья на тему

    Герасимова Ольга Анатольевна

    в статье описаны мероприятия, способствующие развитию УУД младших шклдьников, а также рассказывается об основных формах организации учебного пространства, способствующих формированию УУД.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Отчет по самообразованию за 2017 – 2018 учебный год

    Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

    Важное место  в моей педагогической деятельности занимает формирование универсальных учебных действий. Поэтому в 2017-2018 учебном году я продолжила работать над формированием УУД младших школьников.

                Работая над темой самообразования, я ставила перед собой цель: внедрить опыт работы.

    Мною были запланированы следующие мероприятия практического этапа:

    - формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия;

    - формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром;

    - осуществлять поиск необходимой информации;

    -повышение качества преподаваемых предметов;

    Работаю над данной темой с учащимися с 1 класса. В 2017 – 2018 учебном году использовала различные формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД младших школьников.

    Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.

    Урок

    Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

    Учебное занятие

    Место различных групповых и индивидуальных практик (использование групповой формы работы на уроке)

    Консультативное занятие

    Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу.

    Творческая мастерская

    Для организации навыков творческой коллективной деятельности (обобщающие уроки по разделам)

    Конференция, семинар

    Форма подведения итогов творческой деятельности

    Занятие в малой академии

    Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам (создание проектов по окончании изучения какого-либо раздела по предметам: русский язык – проекты: «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках» и др.; математика – «Задачи-расчеты», «Математические сказки»; окружающий мир – «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» и др.)

    Индивидуальное занятие

    Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов (неаудиторная занятость с учащимися)

    Внеучебные формы

    Место реализации личностных задач и интересов младших школьников (занятия внеурочной деятельности)

    Примеры форм учебной деятельности как условие формирования УУД:

    Учебное сотрудничество

    Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия. Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с  использованием дополнительных информационных источников.

    Творческая, проектная, учебно – исследовательская деятельность

    Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных уменийЛичностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

    Контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность

    Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки. Условия развития действия оценки учебной деятельности: · постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности); · предметом оценивания являются учебные действия и их результаты; · предметом оценивания являются учебные действия и их результаты; · способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности; · организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений; · формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать); · формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; · организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

    Трудовая деятельность

    Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности.Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

    Спортивная деятельность

    Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

    Для развития умения оценивать свою работу  вместе с детьми  разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Ни в коем случае  не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

    Привлекаю  детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю  детей приемам работы в группах, дети вместе со мной  исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. 

    На уроке уделяю  большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.

    Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю  с разными источниками, используемыми для поиска информации.

    Помогаю  ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

    Общаюсь с учениками  с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом  активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

    Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Учу детей планировать свою работу и свой досуг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

    Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

    Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

    Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

    Возможности успешного овладения русским языком в процессе формирования УУД в пространстве урочной и внеурочной образовательной деятельности

    В материале рассматриваются пути формирования УУД в свете реализации систем развивающего обучения....

    Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»

    Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»...

    Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка"

    Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка". (распечатать и сложить буклетом)...

    Доклад на тему "Развитие учащихся в процессе формирования УУД"

    В статье описаны некоторые приёмы формирования ууд....

    «Развитие учащихся в процессе формирования УУД»

    За последнее время в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произоше...