Формирование коммуникативных УУД младших школьников
статья на тему

Ковалевская Татьяна Михайловна

Приоритетом начального образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_uud_mladshih_shkolnikov.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД

младших школьников

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №28 г. Пятигорска

Ковалевская Татьяна Михайловна

2017-2018 уч. год

Формирование коммуникативных УУД младших школьников

Умение учиться – это новообразование,

 которое, в первую  очередь,

связано с освоением формы

 учебного сотрудничества

Г.А. Цукерман


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию.

Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные УУД.

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни - таков «Портрет ученика начальной школы» в новом стандарте.  

 Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

К  коммуникативным  умениям,  формируемым  в  младшем  школьном возрасте  относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные УУД ученика в образовательном процессе влияют на учебную успешность, это ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Видами коммуникативных действий являются:

  • инициативное сотрудничество;
  • планирование учебного сотрудничества;
  • взаимодействие;
  • управление коммуникацией.

Инициативное сотрудничество в себя включает:

-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

Планирование учебного сотрудничества:

  • Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Важным условием развития первоклассника является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Переступая порог школы, дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей происходит понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Опыт такого общения в процессе совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений строится на примере вопросов «Кто прав?», « Верно ли утверждение…», «Расскажи дома, что ты теперь знаешь».

Взаимодействие включает в себя:

  • Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • строить монологическое высказывание;
  • вести устный и письменный диалог

Основой этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.

Пример: «Объясни Антону-третьекласснику….», «Попробуй объяснить, что неверно в задании, которое выполнил Том»,  «Учись работать вместе».

Управление коммуникацией:

-Умение определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

Дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Решающая роль в формировании коммуникативных УУД принадлежит учителю, который сам должен обладать стилем ведения дискуссий и  достаточной коммуникативной культурой, должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов.

Обязательно и педагогическое наблюдение за особенностями коммуникативного развития всех детей, выявление детей, имеющих проблемы в общении.

Дети с благоприятным статусным положением отличаются доброжелательностью, жизнерадостностью, легко вступают в контакт с окружающими, любознательны, дружелюбны. Особым образом строится работа  с детьми, которые испытывают трудности в общении, проявляют агрессивные формы поведения, недостаточно высокий уровень интеллектуального развития, детьми замкнутыми, не уверенными в своих силах.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).

Принципы коммуникативной направленности обучения:

  • речевая направленность (обучение через общение);
  • функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
  • ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
  • новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);
  • принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.

личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения.

Я стараюсь строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.

На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, кроме того формирование коммуникативных УУД продолжается и во внеурочной деятельности.

Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы – новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...