Активизация познавательной деятельности
статья на тему

Олейник Юлия Григорьевна

Активизация познавательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка учителя начальных классов МБОУ СОШ №27

МО Темрюкский район  Олейник Юлии Григорьевны

ПРОФЕССИОНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

          ___________________________________________________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27

СТ. СТАРОТИТАРОВСКОЙ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

НОМИНАЦИЯ

Активизация познавательной деятельности младшего школьника.

Автор: Олейник Юлия Григорьевна

                                                                  учитель начальных классов

ст. Старотитаровская

2013 г.

Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элементы занимательности в учебный процесс, помогающие снять Усталость и напряжение на уроке.

Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировка памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале – для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработка орфографической зоркости.

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.

Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные кроссворды. Работа с ними возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала.

Кроссворды составлены так, что слова из словаря, предназначены для запоминания в 1 классе, закрепляются во 2 и 3 классах. Кроме того, задания в виде определения слов, вписываются в клетки, или загадок не повторяются дважды – каждый раз даётся новое задание.

При работе с кроссвордами за ребёнком всегда остаётся право заглянуть в словарь и повторить написание слова.

Предлагаю несколько кроссвордов по теме «Слова из словаря».

Учиться работать со словарём - это значит учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Задача учителя - научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе.

Кроссворд №1.

По горизонтали:

2. Эти люди любят труд.

   Их крестьянами зовут.

   Назовите-ка скорее место, где они живут!

3. Это слово очень скромно, а значение огромно:

    Предприятие большое и станки промышленные.

По вертикали:

1.Зверь огромный косолапый он сосёт в берлоге лапу.

Ответы: 2. Деревня. 3. Завод. 1. Медведь.

Кроссворд №2.

По вертикали:

1.Здесь Кремль, здесь Воробьёвы горы, здесь есть цирк… и даже целых два!

   Большой, большой красивый город, столица Родины ….

2.Не разнять никак щенков: каждый – забияка.

    Усмирять таких сынков может лишь ….

3.В тайны физики проник этот умный ….

4.Этот человек невежа, хоть опрятная ….

По горизонтали:

1.Обобщающее название следующих предметов: стакан, блюдце, тарелка.

Ответы: 1. Москва. 2.Собака. 3. Ученик. 4.Одежда. 1.Посуда.

Кроссворд №3.

По горизонтали:

1.В белом сарафане встала на поляне.

2.У реки над лесом флаги это летний детский ….

3.Дом на рельсах тут как тут, всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, отправляется ….

4.Утром папы привозят вас в школу на ….

5.Не поспеет без труда и малина - ….

6.Дружно в поле колосится золотистая ….

7.Страна, где человек родился, рос, жил, впоследствии женился, чтоб гражданином её стать. Как можно ту страну назвать.

8.Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос!

9.Сколько выросло плодов, овощей, зерна, цветов! На участке не зевай, собирай – ка ….

Ответы: 1.Берёза. 2.Лагерь. 3.Трамвай. 4.Манина.  5.Ягода. 6.Пшеница. 7.Родина.  8.Морковь. 9.Урожай.

Кроссворд №4.

По горизонтали:

2.Центр – свободное пространство в городе находится. Отсюда во все стороны улицы расходятся. Как место называется, кто же догадается?

5.Как мы место назовём, где с приходом лета мы палатки разобьём и недельку отдохнём за городом где-то?

6.Как хорош осенний сбор! Время не теряя, я хожу в сосновый бор, грузди собираю. Осмотрюсь по сторонам, крикну громко: вылезай! Уродился нынче там высокий ….

7.Золотист он и усаст, в ста карманах - сто ребят.

8.Как называется вечерний приём пищи?

9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

10.Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: лишь распустит птица хвост – и поднимется до звёзд.

11.Тит на работу вышел, каждый услышал. Сам он худ, голова с пут, как ударит – крепко станет.

По вертикали:

1.Это растение из огорода, употребляемое народом. В пищу: салат, винегрет, суп и щи, носит название давно ….

3.Малая форма эпической прозы. В ней наша радость и горькие слёзы. Литературное произведение затронет за душу без сомнения.

4.Лето целое старалась – одевалась, одевалась …. А как осень подошла, нам одёжки отдала. Сотню одежонок сложим мы в бочонок.

12.Встретил раз журавль в лесу настоящую лису. Пригласил ее, как друг, вместе провести досуг. Вкусно гостью «накормил» - он в кувшин еду налил. А потом журавль – сосед приглашён был на ….

Ответы: 2.Площадь. 5.Лагерь. 6.Урожай. 7.Овёс. 8. Ужин. 9.Малина. 10. Ракета. 11.Морлоток. 1.Овощ. 3.Рассказ. 4.Капуста. 12. Обед.

Кроссворд №5.

По горизонтали:

4.Помещение, в котором производится торговля.

7.Административное подразделение области, города.

8.Край земли около воды.

9.Отечество.

10.Столица нашей Родины.

По вертикали:

1.Высокий и узкий кухонный шкаф.

2.Промышленное предприятие.

3.Проездной документ.

5.Население государства.

6.Рыхлая осадочная горная порода.

Ответы: 4.Магазин. 7.Район. 8.Берег. 9.Родина.10.Москва. 1.Пенал. 2.Завод. 3.Билет. 5.Народ. 6.Песок.

Значение игры на уроке математики очень Велико. Игра вносит разнообразие в урок, вовлекает детей в активную работу. Игровые занимательные материалы должны быть разнообразными, связанными с хорошо знакомым детям материалом. Введение Буратино, Незнайки и других сказочных героев даёт эффект только на первых уроках. Поэтому учителю необходимо знать достаточное число игр и игровых моментов, чтобы сделать уроки математики интересными, развивать интерес к занятиям математикой.

Игра должна быть доступной детям по содержанию и правила игры воспринимаются ими с первого объяснения. Сказочные сюжеты, герои мультфильмов, яркая наглядность позволяют удержать внимание учащихся на основном математическом материале. Материал дидактических игр может иметь и познавательное значение.

Приведу примеры игр, которые можно использовать на только для закрепления вычислительных навыков, но для расширения кругозора учащихся.

Цветочные часы.

Игра заключается в том, что дети знакомятся с биологическими часами. На доске вывешивается модель циферблата, на котором вместо цифр – рисунки цветов и примеры. Каждый отвечающий передвигает стрелку и решает пример. Первое число в примере обозначает, во сколько цветок раскрывается, ответ – во сколько закрывается.

1.Кослобородик луговой.      5+6=…

2.Мак.                                          6+…=16

3.Цикорий.                                 …+11=16  

4.Шиповник.                              6+14=…

5.Одуванчик.                              7+…=15

6.Осот полевой.                         8+…=12

7.Лён полевой.                           …+9=17

8.Кувшинка белая.                     9+11=…

9.Фиалка трёхцветная.              …+6=17

10.Гвоздика полевая                   10+…=15

11.Мать – и - мачех.                     11+8=…

12.Табак душистый.                      20+…=24

Внимание! Дорожные знаки.

Игра заключается в следующем. Детям предлагается узнать название дорожного знака, а для этого необходимо решить пример и перевернуть нужную карточку. Дети называют дорожные знаки, рассказывают о том, где они встречали их и что они обозначают. Содержание игры можно обновлять, заменяя примеры и дорожные знаки.

1-й знак: пешеходный переход                                        30х3

2-й знак: пересечение с велосипедной дорожкой      90:10

3-й знак: слепые пешеходы                                                74+51

4-й знак: движение пешеходов запрещено                    88:8

5-й знак: подземный переход                                             42х2

6-й знак: движение на велосипедах запрещено            99:3

7-й знак: пешеходный переход                                           45:3

8-й знак: дети                                                                            12х4

Эти и другие дидактические игры можно использовать на различных этапах урока математики.

Чтобы активизировать внимание детей при изучении единиц измерения времени, им предлагаются загадки, поговорки, ребусы.

Вот некоторые из них. При помощи какого механизма мы определяем время? Он есть в каждом доме, и многие носят его при себе. Что мы определяем по часам?

Продумывая содержание урока, учитель ориентируется нате задания, которые предлагает учебник математики, однако, при этом не всегда реализует все обучающие и развивающие их возможности. При подготовке к уроку важно установить, какой характер мыслительной деятельности определён тем или иным учебным заданием. Если уровень мыслительной деятельности учащихся при выполнении данного задания недостаточно высок, то учитывая познавательные возможности класса, учитель может внести изменения в содержание задания или в методику его выполнения, чтобы сделать его не только средством усвоения знания, формирования умений и навыков, но и средством развития учащихся. Ведь учебник не может учитывать возможности каждого класса. Важно творческое отношение учителя к учебнику.

Рассмотрим возможный подход к работе над заданием из учебника. Задание записано на доске:

30-9         83-60     56-3    

20-7          54-20     87-5

40-6           48-30    100-7

50-4            23-10    30-4

Это тренировочное учебное задание, предлагающее закрепление изученных вычислительных приёмов. Учащиеся уже несколько уроков работали над вычислительными приёмами данных видов. Выполнение этого задания ни на шаг не продвинет учащихся в их развитии, так как здесь активная умственная деятельность подменяется натаскивание их.

Посмотрим, нельзя ли поднять мыслительную деятельность учащихся на более высокую степень, изменяя это задание и методику его выполнения.

Возможный вариант.

Предлагается сравнить примеры первого, затем второго столбиков и установить основание для их классификации. Затем рассмотрим примеры третьего столбика, и выделить примеры, которые могли быть отнесены либо к первому, либо ко второму столбикам. Учащиеся легко выделяют примеры 100-7 и 30-4 и относят их к первому столбику, обосновывая свои действия. Выясняется что примеры 56-3, 87-5 не могут быть отнесены ни к первому, ни ко второму столбикам.

Учитель предлагает детям самим составить несколько примеров, которые можно отнести к третьему столбику. Каждый ответ требует обосновать. Два таких примера учитель записывает на доске. Запись приобретает такой вид:

30-9   83-60   56-3

20-7   54-20   87-5

40-6   48-30   75-4

50-4   23-10   87-6  

100-7  

30-4

Примеры второго и третьего столбиков решается устно, так как вычислительные приёмы учащимися усвоены. Можно поставить цель – формирование беглости вычисления. Примеры первого столбика можно предложить вычислить письменно, с предварительной прикидкой результатов возможны задания:

1.Не решая, назовите пример, в котором будет наибольшая (наименьшая) разность. Почему вы так решили?

2.Найдите примеры с одинаковыми уменьшаемыми. В каком из них будет большая разность? Почему?

После решения примеров учитель старается проверить, правильно ли рассуждали учащиеся.

 Затем детей можно попросить составить примеры на вычитание однозначных чисел с уменьшаемым 30, а разностью меньше  26 для первого варианта, и разностью больше 26 для второго варианта.

Слабым учащимся можно предложить методическую помощь – карточку вида: 30- …=25     30-…=24    30-…=23     30-…=22

Проверку задания лучше выполнить на доске, располагая примеры в порядке возрастания (убывания) разности. Это даст возможность установить зависимость разности  вычитаемого при постоянном уменьшаемом.

Когда учащиеся научатся сравнивать числовые выражения, можно предлагать задания на конструирование равенств и неравенств и их преобразование.

30-9<30-4

30…9=30-4

35-9=30-4

30-9=25-4

Выполняемая таким образом задания по-прежнему реализует свои учебные цели, но вместе с тем дети производят такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно – следственных связей, выполнение доказательности суждений.

Творческое отношение учителя к заданиям учебника математики позволяет наиболее эффективно соединить обучение учащихся с их развитием

ADMIN


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...