Статья "Игровые технологии в начальной школе"
статья на тему

Аверина Елена Владимировна

В статье представлен материал из опыта работы использования игровых технологий в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальной школе (из опыта работы)

Учитель начальных классов МКОУ «Кодинская СОШ № 4»

Кежемского района, Красноярского края Аверина Е. В., 2018

В своей статье хочу представить вашему вниманию опыт  использования игровых технологий в начальной школе.

Задача, конечно, не слишком простая:
             Играя учить и учиться играя.
                                 Но если с учебой сложить развлеченье,
                               То праздником станет любое ученье!

Когда я пришла в мой нынешний класс, тогда это был 2 класс, я столкнулась с такой проблемой: у детей не было желания учиться, не было интереса к учению, к приобретению знаний, они ходили в школу потому, что так надо. К тому же в классе    часто вспыхивали ссоры, дети не умели договариваться друг с другом. Конечно же, это сказывалось и на успеваемости. В классе большая часть  учеников с низким уровнем подготовки. Конечно, на «4» и «5» могут учиться не все, но учиться надо всем. И нужно чтобы учение шло с увлечением, ведь это первый шаг к будущей ответственной, серьёзной жизни, полной смысла и радости.

Поэтому целью моей педагогической деятельности является  развитие познавательного интереса,  формирование желания и умения учиться.
Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса.

В соответствии с  целью  я поставила  следующие задачи:

1.Подобрать технологии, педагогические приёмы, которые будут способствовать  развитию познавательного интереса, формированию у  учащихся желания учиться, формированию всех видов универсальных действий.

2.Апробировать подобранные технологии, приёмы.

Я предположила, что создавая условия для развития познавательного интереса, для формирования у детей желания учиться, я смогу добиться того, чтобы дети учились с желанием, с увлечением и добиться 100% успеваемости.

Из множества педтехнологий нужно было выбрать такую, которая бы выполняла следующие функции: развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, социальную.

Чтобы добиться решения поставленных задач, в своей работе  я использую разные  технологии:

Здоровьесберегающие, которые обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Технологию проблемного обучения.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Дифференцированного обучения. 

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Информационно – коммуникационные технологии. 

Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: приём «Чтение с остановками»; приём «Взаимовопрос»; приём «Корзина идей»; приём «Составление синквейнов»; приём «Знаю, хочу узнать, узнал»; написание творческих работ; «Верно – неверно», кластер.

Но на мой взгляд, выдвинутым требованиям больше отвечают игровые технологии. Я считаю, что игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Инновационный поиск новых методов привел меня к пониманию того, что новое это хорошо забытое старое. Как сказал Конфуций, «тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин  быть Учителем»

Еще в древние времена философы знали такую технологию, этим вопросом занимались многие специалисты в области педагогики, психологии - З. Фрейд, Л. С. Выготский и другие. Еще в семнадцатом веке Я. А. Коменский рассматривал эту технологию как педагогическую силу.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

По моему мнению, игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.       Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

И сегодня игровые технологии  не утратили своей актуальности, т. к. они способствуют:

- Развитию познавательного интереса обучающегося Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

- Развитию самостоятельности

- Развитию творческого потенциала обучающегося

- Активизации деятельности учащихся

Поэтому игровая технология – самая актуальная для меня, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. Ни для кого не секрет, что другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Всем известно, что во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения;

- самореализация: игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое «поле самовыражения».

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнёра психологическая коррекция происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Цель игровых технологий - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации  педагогических игр: игры делятся по области деятельности, по характеру пед.процесса, по игровой методике, по предметной области, по игровой среде.

По области деятельности я использую: интеллектуальные игры,

по характеру пед.процесса: обучающие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, коммуникативные,

по игровой методике: сюжетные, ролевые, деловые,

по предметной области: уроки математики, русского языка, лит.чтения, окружающий мир, экологические игры.

по игровой среде: с предметами, без предметов, комнатные, компьютерные, настольные.

В  моем педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.

Игровую деятельность использую  в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная,  дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в  деятельность, но особенно  в игровую.

На  уроке можно применять игры  с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми.

Применение игровых технологий на практике.

На своих уроках часто использую дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-диалоги с использованием пальчиковых кукол (это наиболее удобная форма игры в кукольный театр, декорация, ширма не требуется; куклы – из бумаги)  Использую кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие.
На уроках использую ИКТ, которые позволяют сделать урок более интересным, ярким, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение (компьютерный слайды, анимации).

Система классных часов  также  предусматривает использование разных форм игр.

Приведу примеры дидактических игр, которые я применяю на разных уроках.

1) Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. «В царстве грибов», «В подземном царстве», «В гости к птицам», «Путешествие по лугу», «В подводном царстве», « В гости к частям речи», « Путешествие в страну Геометрию», Путешествия по станциям, планетам, островам.

Очень любят дети путешествия по сказкам. Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики, русского и др.пр. можно использовать так: герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют  задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление  препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала.

«Помоги Колобку»                                        «Гуси-лебеди»

«Спасём Василису Прекрасную»                «Золушка»

«Муха-Цокотуха»                                        «Красная шапочка»

«В сказочной стране Математика»            «Три поросёнка»

«Теремок»                                                    «По грибы в Простоквашино»

2) Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, «Выполните задание Бабы Яги», «Молчанка», «Круговые примеры», «Найди ошибки и исправь их», «Магический квадрат», «Составьте поезд», «Помогите Незнайке решить задачу», «Выполните задание Слонёнка», «Ветер перепутал буквы в словах», «Полубуковка», «Хитрые вопросы» (Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?», «С какой частью речи предлоги не употребляются?» и др.

У нас в классе есть чудо-дерево, которое помогает организовать разные игры-упражнения. На  нём вырастают разные плоды: то яблоки, то груши, то вишни. А бывает, что сразу несколько разных плодов появляется. На плодах –  задания: то примеры, то слова с пропущенной буквой, то загадки. Дети срывают плоды и выполняют задания. То на дереве появляются гнёзда птиц с числами, и мы помогаем птичкам найти своё гнездо. При проведении рефлексии настроения,  деятельности  дети прикрепляют к дереву  магниты разного цвета: зелёный – «у меня всё получилось», жёлтый – «всё получилось, но были затруднения», красный– «сегодня у меня не получилось ничего, мне было трудно».

3) Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся, и  решаются еще задачи воспитания толерантности и укрепления взаимопонимания между участниками игры.

«Чей ряд быстрее?», «Выпишите примеры с заданным ответом» (по вариантам), «Кто больше?» (составляют слова с корнем зим-, лес- по вариантам), «Подберите синонимы (антонимы)» (к словам блестеть, плакать, смеяться, говорить  и др.)

Приведу примеры игр, которые я применяю на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Игры на уроках математики.

«Подарки Лунтика»

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Лунтика, Кузи и Милы; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Лунтик с воздушными шарами и с ним пришли его друзья Кузя и Мила (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Лунтик решил подарить шары Кузе и Миле. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски, после записывают в тетрадь.

Игры на уроках русского языка.

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить  игровые моменты на разных этапах урока.

«Одним словом».
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу. щу. 
1. Обрубок дерева - …(чурбан).

2. Шестьдесят минут-…(час). 
3. Густой частый лес- …(чаща). 
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник).

Особое внимание уделяю словарным словам. От того, насколько дети усвоят эти слова зависит большой процент грамотности учащихся.  Использую различные загадки, ребусы, кроссворды  при  работе над словарными словами.

Обязательно провожу этимологический анализ слова. Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка-источника, на основе знаний этимологии.

Например, тетрадь – от греческого «тетра» (четыре ), корова – от «кор» (рог) – рогатая.

Возможны разные задания: картинный диктант, схемы-угадайки, игра «лишнее слово», шифровка «слоговое сложение», шифровка «алфавит», «части слова», «добавь гласные», «проба пера» (предлагается написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:

- на одну букву – использовать все слова на определённую букву, - на наличие в словах буквосочетаний –оро-, - можно использовать слова на определённую тему. Метод графических ассоциаций (на что похожа буква, которую нужно запомнить).

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь.

Игры на уроках литературного чтения.

К.Чуковский «Федорино горе».

Из букв составьте слова.

Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.

Какое слово лишнее и почему?

Н. Носов «Затейники».

Найди слова в строчках.

Иторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена

Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.

Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

Игры на уроках  окружающего мира.

«Домашние и дикие животные»

Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)

Результат применения игровых технологий

Итак, благодаря внедрению в свою педагогическую практику   игровых технологий, я убедилась в том, что

-  у учащихся  повысился  интерес к учению;

- появилось желание углубить свои знания;

- расширился кругозор;

- появилась  удовлетворённость от работы;

- повысилась самооценка.

Подводя итог выше изложенному можно отметить, что  игровые технологии

- активизирует  познавательную деятельность

-стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес

- способствует преодолению пассивности

- способствует усилению работоспособности.

Для подтверждения правильности выбора технологий, я провела простой эксперимент. Для этого взяла два урока русского языка на одну тему. Один урок провела в традиционной форме,  другой –  в игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме как наиболее интересный. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на 30%.

Я провела диагностику и  на вопрос: что даёт вам игра на уроке, дети ответили:

-  уроки стали интереснее  - 86%,

-   лучше понимаем тему - 65%

-  узнаем много за рамками учебника - 45%;

-  появилась возможность проявить себя - 26%;

 -  исчезает страх при выступлении  перед классом -23%.

Главными показателями моей работы  являются:  100%  уровень  успеваемости, устойчивый интерес детей  к учебной деятельности, готовность их к действию, к выполнению нестандартных заданий, дети с желанием стали ходить в школу.

Следует  отметить, что знания, которые даются детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших педагогов».

Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.

Моим девизом стали слова А.С.Макаренко: «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

Но не стоит забывать, что, как и любой другой технологии, у игровой технологии тоже есть свои «подводные камни»:

- сложность в организации;

- большие затраты времени на подготовку;

- возможность потери образовательного содержания;

- не вся учебная деятельность ученика может быть превращена в игру

Как обойти риски? Как избежать? Я считаю, что использовать игры лучше на тех уроках, материал которых сложен для усвоения, однообразен. Планировать проведение игровых уроков заранее (в каникулярное время). Можно привлечь членов родительского комитета для изготовления наглядного материала.

Подводя итог моей работы, я  отмечу, что  результативность определяет задачи на будущее:  я буду продолжать работать таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать, чтобы у детей остался устойчивый интерес к учебной деятельности, чтобы выпускник начальной  школы  перешёл в среднее звено с желанием углубить свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая  программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...