Внеурочная деятельность во 2 классе
рабочая программа (2 класс) на тему

Ульмаскулова Изалия Хакимьяновна

Рабочие программы с календарно-тематическим планированием для 2-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»

Директор МБОУ

Одинцовской СОШ № 3

Никонов Д.Ю.

________________________

Приказ № __________от

«____»____________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

Неретина В.К

______________________

«____»__________2018г.

«Рассмотрено»

на ШМО учителей

начальных классов Становкина А.В

________________________

________________________

Протокол  № ______ от

«____»___________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общекультурному  направлению

Учитель: Ульмаскулова Изалия Хакимьяновна

Класс: 2б (общеобразовательный)

«Одинцовская земля»

2018-2019 учебный год

Одинцово

Пояснительная записка

                  Данная программа составлена на основе авторской программы Л.В.Нефедовой «Одинцовская земля».

Рабочая программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1.  Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
  2.  Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/)
  3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки  России от 17.12.2010г.  №1897»;
  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (http://www.epidemiolog.ru/law/san/?ELEMENT_ID=3240117)
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ №  1067 от   19.12.2012)  (http://www.glavbukh.ru/edoc/?docId=902392158&modId=99)
  7. Учебного плана МБОУ Одинцовской СОШ №3 на 2018-2019 у.г.;
  8. Положения о рабочей программе педагога МБОУ Одинцовской СОШ №3

 Данная программа рассчитана на детей 8-9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 68 часов). Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (духовно-нравственное направление).

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

         Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.  

 Курс предполагает посещение Одинцовского краеведческого музея. Неотъемлемой частью истории края, его культуры, духовной жизни является история православия. Понять русскую культуру и отечественную историю невозможно без знания истории его христианской культуры.

      Цель программы: сформировать у учащихся 2 классов представление о своей малой родине – Одинцовском крае: основных этапах исторического развития, культуре, знаменитых земляках, уникальной природе.      

Задачи программы:

– дать представления по истории родного края; через познание краеведческого материала, вызвать интерес к изучению истории и культурных традиций края;

– формировать непреходящие ценности человека: честность, уважение к старшему поколению, гордость и национальное достоинство;

– воспитывать любовь к Родине и культурным традициям;

– формировать способности к практической деятельности.

                         

     

Раздел 1.Планируемые результаты

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;

К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся убеждения и качества:

 - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и религиозной группы, локальной и религиозной общности;

 - осознание гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 - понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего народа.

 Метапредметные результаты:

 - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации. В том числе на электронных носителях;

 - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты:

 - овладение целостными представлениями об историческом пути народа нашего края как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

 - способность применять понятийный аппарат исторического знания;

 - умение изучать и систематизировать информацию различных источников;

 - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края.

 На начальном этапе обучения закладывается интерес к изучению родного края, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности,  возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

Формы и место  проведения занятий          

Внеурочная деятельность по краеведческому материалу традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (экскурсии, занятия на природе, посещение музеев и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

Виды деятельности:

- теоретические ( беседы, викторины);

- практические ( экскурсии, встречи, самостоятельная, групповая работа)

- игровая деятельность;

- проектная деятельность.

Раздел 2.Содержание курса

Введение

Значение изучения курса «Одинцовская земля – мой край родной». Понятие «малая Родина». История нашего края – частица истории Московского края и истории нашей страны. Особенности географического положения. Исторический путь развития Одинцовского района, основные вехи. Роль Одинцовского края в истории страны.

Тема 1. Одинцово – город, в котором ты живешь

     Одинцово–административный и культурный центр района. История экономического развития административного центра. Расположение, население, площадь. Особенности и достопримечательности. Улицы и застройки города. Экополис Одинцовский (программа развития).

 Тема 2. История земли Одинцовской

       Памятники археологии – свидетели ушедших времен. Восточно-славянские племена на территории края. Городища и поселения на территории Одинцовского района. История Звенигорода Московского. Первое упоминание о поселении боярина Одинца. Версии о происхождении нашего города. Одинцовский край в период Смутного времени. Хозяйственная жизнь края на протяжении столетий. Поместно – вотчинное землевладение. Отечественная война 1812 года в истории нашего края. Развитие промышленности в XIXвеке. Строительство железной дороги. Кирпичные заводы. Революция и гражданская война. Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. Одинцовская земля в битве за Москву. Наши земляки – герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны Одинцовского района.

 Тема 3. Современная история Одинцовского края

       Становление современного города и района. Присвоение Одинцову статуса города. Образование района. Герб и флаг. Система управления. Современная промышленность. Социально – культурная сфера. Газета «Новые рубежи». Одинцовский район – жемчужина Подмосковья.

   Тема 4. Народные промыслы в Одинцовском районе

       История народного природопользования. Развитие лесных и рыбных промыслов. Плетение из прута и драни. Производство деревянных музыкальных инструментов. Столярно-мебельное производство. Изготовление колес, телег, саней, борон и граблей. Производство изделий из листового железа и меди. Часовой промысел. Ямская служба и ямские дворы.

 Тема 5. Одинцовская земля – благодатная почва для творчества

      Ученые о влиянии окружающей природной среды на физическое и нравственное здоровье человека. Связь с Одинцовской землей целой плеяды творческих личностей. Писатели и поэты  на Одинцовской земле. Пушкинские места – Захарово и Вязёмы. А.И.Герцен в Васильевском, Покровском и Перхушкове. А.П. Чехов в Звенигородском крае. Дом писателя Михаила Пришвина в деревне Дунино. Художники и композиторы на Одинцовской земле.

Тема 6. Усадьбы Одинцовского района

     Культурно –исторические предпосылки и природные условия условия появления в крае многочисленных усадеб. История Больших Вязем, Барвихи, Ершова, Захарова, Коралова, Перхушкова и других усадеб и парков. Проблема восстановления и сохранения старинных усадеб и парков на территории нашего района.

 Тема 7. Православие и духовность

     Культурно – историческое и духовное наследие жителей Одинцовского района. Связь с русской православной культурой. Саввино – Сторожевский монастырь – духовная обитель края и России. История возникновения и развития монастыря. Храмы в честь Пресвятой Богородицы. Храмы в честь святых. Восстановление памятников христианской православной культуры в Одинцовском районе. Строительство новых храмов.

  Тема 8. Известные люди нашего района

    Почетные граждане нашего района. Руководители города и района. Военачальники. Краеведы. Врачи. Педагоги. Спортсмены. Журналисты.

 

Тема 9. Природа и экология

    Природные условия Одинцовского края: климат, рельеф, ландшафты. Природные ресурсы Одинцовского края: водные, земельные, почвенные, лесные, биологические. Особо охраняемые территории: заказники, памятники природы, заповедные лесные участки. Проект «Красная Книга Одинцовской земли». Заказники и памятники природы. Современная экологическая деятельность. Экологическое просвещение и образование.

    Тема 10. Система образования и воспитания

    Муниципальная образовательная система Одинцовского района. Приоритеты муниципальной образовательной системы Экополиса Одинцовского. Дошкольные образовательные учреждения. Формы получения образования: очная, заочная, экстернат, семейное образование. Специальное (коррекционное) образование. Профессиональные конкурсы. Библиотеки. Муниципальное научное общество обучающихся «Луч». Военно-спортивная игра «Зарница». Детские юношеские спортивные школы и физкультурно-оздоровительные клубы. Одинцовский гуманитарный университет. 

     Тема11. Итоги  деятельности

     Выступление учащихся по разработанным  маршрутам Одинцовской земли. Подведение итогов работы.

                     Литература:

1.Веселовский С.Б. Подмосковье в древности. М., 2015.

2.Звенигородская земля. История, археология, краеведение: Материалы научной конференции, посвященной 80 – летию Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. – Звенигород,2001.

3.Концепция «Экополис  Одинцовский» /- Одинцово,2004.

4.Памятники архитектуры Московской области. Т. – 2. – М.: Искусство,1975.

Раздел 3. Календарно–тематическое планирование

на 2018– 2019 уч. год.

Класс: 

Учитель: Ульмаскулова И.Х.

Вид программы:__рабочая, общеобразовательная

Название предмета: Одинцовская земля

 Всего часов: 68

Кол-во часов в неделю: 2 часа

№ п/п

Тема

Дата

Корректировка

1

Что изучает краеведение?

2

Природа – наш второй дом

3-4

Территория и географическое положение Одинцовского района.

5-6

Одинцово – город, в котором ты живешь.

7-8

Далекое прошлое Одинцовской земли.

9-10

Одинцовский край в 19 веке

11-12

Одинцовский край в 19 веке

13-14

Одинцовский край в XXвеке.

15-16

История Звенигорода и его округи

17-18

История Звенигорода и его округи

19-20

Экскурсии по улицам г. Одинцово.

21-22

История названия моей улицы.

23-24

Творческая работа «Я на улице».

25-26

 Создание базы данных «Жители района герои Великой Отечественной войны»

27-28

Современная история Одинцовского края.

29-30

Современная промышленность

31-32

Одинцовский район – жемчужина Подмосковья.

33-34

Народные промыслы в Одинцовском районе.

35-36

Значение промыслов Одинцовской земли в хозяйственном развитии Московской губернии.

37-39

Одинцовская земля – благодатная почва для творчества.

40-43

Писатели , художники, композиторы на Одинцовской земле.

44-45

Усадьбы Одинцовского района.

46

История Больших Вязем.

47

История Ершова.

48

История Захарова.

49-50

Почетные граждане нашего района.

51-52

Военачальники. Врачи. Краеведы.

53-54

Педагоги. Спортсмены.

55-56

Православие и духовность Связь с русской православной культурой.

57-58

Савино-Сторожевский монастырь – духовная обитель края и России. История возникновения монастыря.

59

Восстановление памятников христианской православной культуры в Одинцовском районе.

60

Природные ресурсы края.

61-63

Современная экологическая деятельность.

64

Муниципальное образовательная система Одинцовского района.

65

Дошкольные образовательные учреждения.

66

Детские юношеские спортивные школы.

67

Одинцовский гуманитарный институт.

68

Итоговое занятие’’ Одинцово – мой дом родной»

                       



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»

Директор МБОУ

Одинцовской СОШ № 3

Никонов Д.Ю.

________________________

Приказ № __________от

«____»____________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

Неретина В.К

______________________

«____»__________2018г.

«Рассмотрено»

на ШМО учителей

начальных классов

Становкина А.В.

________________________

Протокол  № ______ от

«____»___________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

Учитель: Ульмаскулова Изалия Хакимьяновна

Класс: 2б (общеобразовательный)

Клуб «Почемучка»

2018-2019

Одинцово

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Почемучка» составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности   А. А. Тимофеева и В.А. Горского в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Рабочая программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1.  Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
  2.  Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/)
  3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки  России от 17.12.2010г.  №1897»;
  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (http://www.epidemiolog.ru/law/san/?ELEMENT_ID=3240117)
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ №  1067 от   19.12.2012)  (http://www.glavbukh.ru/edoc/?docId=902392158&modId=99)
  7. Учебного плана МБОУ Одинцовской СОШ №3 на 2018-2019 у.г.;
  8. Положения о рабочей программе педагога МБОУ Одинцовской СОШ №3

Данная программа является рабочей программой  по внеурочной деятельности учащихся 2-х классов. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рассчитана на 68 часов            (2 часа в неделю).

Занятия в дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Цель программы:

- развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.

     Задачи:   

-развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;

- создание условий для развития логического мышления младшего школьника;

- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;

- создание условий для развития у детей познавательных интересов;

-формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.

  1. Раздел 2. Планируемые результаты

Предлагаемая программа позволяет организовать активную деятельность школьников, сформировать отношения сотворчества педагога и воспитанников, которые с первых моментов обучения задают в качестве стиля жизни необходимость проявлять самостоятельность, инициативу и творчество.

За время обучения по данной программе обучающиеся приобретают теоретические знания по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению. Выполняя задания на развитие интеллектуальных способностей, дети развивают зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, речь, учатся делать умозаключения, сравнивать, рассуждать и анализировать.

Ожидаемые результаты:

-обогащение новыми знаниями;

-рост познавательных интересов учащихся;

-активизация мыслительной деятельности;

-выявление творческих способностей детей;

-повышение интереса учащихся к предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир;

          -овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;

          -овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

              Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Раздел 2. Содержание курса

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом  основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание дополнительной образовательной программы кружка "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
" Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
" Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
" Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
" Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
" Игры Зака А.А.
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Литература

1.36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2016. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016.-204с.- (Стандарты второго поколения).

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /                     В.А. Горский, А. А. Тимофеев,

                 

Раздел 3. Календарно–тематическое планирование

на 2018– 2019 уч. год.

Класс: 

Учитель: Ульмаскулова И.Х

Вид программы:__рабочая, общеобразовательная

Название предмета: Почемучка

Всего часов: 68

Кол-во часов в неделю: 2 часа

№ п\п

Дата

Корректировка

Тема

1

Как люди научились считать.

2

Происхождение слов.

3

Самые легкие загадки на свете.

4

«Добрый волшебник» - ударение.

5

Соревнование «На лесной полянке».

6

Интересные приемы устного счёта.

7

Игра «Расшифруй слово».

8

Конкурсная программа «В гостях у сказки».

9

«Что такое? Кто такой?»

10

Превращение маленькой буквы.

11

Занимательные задачи в стихах.

12

Речевые задачи.

13

Лучшие традиции и секреты народных мастеров – умельцев.

14

Природа и мы.

15

Слово и его значение.

16

Задача - смекалка. Задача – шутка.

17

Литературные герои в ребусах.

18

Интеллектуальная игра «Слово на ладошке».

19

В мире животных.

20

Практикум «Подумай и реши».

21

Познавательная программа «Тайное становится явным».

22

 В замке рассказов – загадок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

23

Викторина «Знаешь ли ты?».

24

Многозначность слов.

25

Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки.

26

Знакомство с новыми словами.

27

Народный месяцеслов.

28

Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы, чайнворды на тему «Природа».

29

Математический КВН.

30

Ребусы, шарады, анаграммы о литературных героях.

31

Путешествия по миру.

32

Турнир «смекалистых».

33

Литературные кроссворды, чайнворды.

34

Творческие сочинения.

35

Математическая игра «Волшебный квадрат».

36

Занимательное словообразование.

37

Литературно-географический КВН «По городам и странам».

38

Загадки о знаках и со знаками.

39

Логические задачи.

40

Познавательное мероприятие «В далеком прошлом».

41

Невероятные путешествия героев сказок.

42

КВН «Мы – друзья природы».

43

Путешествие в город Цифроград.

44

В мире русского языка. Ребусы, кроссворды, игры.

45

Ролевые игры «Школа», «Сыщики».

46

Литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости».

47

Здесь живут части речи.

48

Игры с геометрическими фигурами.

49

«Про все на свете».

50

КВН «Времена года».

51

Математическая игра «Господин Часы».

52

Здравствуй, имя существительное!

53

Красная книга природы.

54

Речевое творчество. Мир фантазии.

55

Задачи со сказочным сюжетом.

56

Доброе утро, имя прилагательное!

57

Смекай, считай, отгадывай.

58

Познавательное мероприятие «Ларец с загадками».

59

«Его величество боровик».

60

Здравствуй, дядюшка глагол!

61

Путешествие в город Формоград.

62

Творческая страничка. Проба поэтического пера.

63

«Поющие в голубом небе» (из жизни птиц).

64

Экологическая страница «Берегите Землю».

65

Настольные игры природоведческого характера.

66

Копилка народных секретов.

67

День веселых задач.

68

Итоговое занятие по изученным разделам.

         




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»

Директор МБОУ

ОдинцовскойСОШ № 3

Никонов Д.Ю.

____________________

Приказ№ __________от

«____»__________2018__г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

Неретина В.К

__________________

«____»________2018__г.

«Рассмотрено»

на ШМО учителей

начальных классов Становкина А.В

____________________

____________________

Протокол № ______ от

«___»________2018____г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по социальному направлению

Учитель: Ульмаскулова Изалия Хакимьяновна

Класс: 2б (общеобразовательный)

 « Умелые ручки»

Одинцово

2018-2019

Пояснительная записка

Рабочая программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения.

Рабочая программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1.  Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
  2.  Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/)
  3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки  России от 17.12.2010г.  №1897»;
  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (http://www.epidemiolog.ru/law/san/?ELEMENT_ID=3240117)
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ №  1067 от   19.12.2012)  (http://www.glavbukh.ru/edoc/?docId=902392158&modId=99)
  7. Учебного плана МБОУ Одинцовской СОШ №3 на 2018-2019 у.г.;
  8. Положения о рабочей программе педагога МБОУ Одинцовской СОШ №3

Данная программа является рабочей программой  по внеурочной деятельности учащихся 2-х классов. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рассчитана на 68 часов (2 часа  в неделю) .

Программа кружка «Умелые ручки» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», «Художественное творчество» для обучающихся 2-х классов. Программа курса объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль.

     Работа над проектами способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

- расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным.

Основная цель курса - социализировать личность младшего школьника через  выполнение   общественно - полезной деятельности и  участие в коллективных творческих делах.

Раздел 1. Планируемые результаты

Освоение детьми программы «Умелые руки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-учебно – познавательныйо интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 -осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  -эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающимися;

-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 -пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

 -моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

             Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

-понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

-более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 -формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Формы организации учебных занятий

  • фронтальная,
  • индивидуальная и групповая:
  • парная форма учебной работы,

Раздел 2. Содержание курса

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по  эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

I. Введение: правила техники безопасности

1.Чему будем учиться на занятиях.

 Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности, ППБ.

II. Пластилинография

1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2. Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

 Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

  1. Бумагопластика

1.История бумаги. Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Цветы из бумаги.

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

3.Снежинки

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

Практическая часть.  Плоскостные и объемные снежинки

4.Новогодняя открытка

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Новогодняя открытка.

  1. Бисероплетение

1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка»

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

3.Аппликация из бисера. «Открытка»

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

4.Бисерная цепочка с петельками.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

Работа с тканью и нитками.

1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

2.Бесшовные куклы.

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

Литература:

  1. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и       др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  3. Бордовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  4. Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  5. По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  6. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.
  7. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010

Раздел 3. Календарно–тематическое планирование

на 2018– 2019 уч. год.

Класс: 

Учитель: Ульмаскулова И.Х.

Вид программы:__рабочая, общеобразовательная

Название предмета: Умелые ручки

 Всего часов: 68

Кол-во часов в неделю: 2 часа

Тема

Дата

Корректировка

1.

Введение. Правила техники безопасности

Пластилинография (15)

2-3

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

4-7

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

8-10

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

11-13

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

14-16

Оформление народной игрушки в технике пластилинография «Матрешка»

Бумагопластика (15 ч)

17-18

История бумаги. Технологии работы с бумагой

19-20

Цветы из бумаги.

21-23

Аппликация. Обрывная аппликация.

24-26

Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Филин на ветке.

27-28

Снежинки

29-31

Новогодняя открытка

Бисероплетение (13 ч)

32-34

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»

35-37

Техника параллельного низания.«Бабочка»

38-41

Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта»

42-44

Бисерная цепочка с петельками.

Работа с тканью и нитками(23 ч)

45-46

Плоские игрушки из ткани.

47-49

Бесшовные куклы

50-53

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник»,

54-56

Техника – продевания .«Хозяйка – рукодельница»

57-58

Текстильная аппликация

59-61

«Чудики». Игрушки из помпонов.

62-63

Аппликация из пуговиц

64-66

Народная кукла. Русские обряды и традиции

67-68

Выставка работ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 3

«Утверждаю»

Директор МБОУ

Одинцовской СОШ № 3

Никонов Д.Ю.

_____________________

Приказ № ________от

«___»_________2018_г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

Неретина В.К.

__________________

«____»_______2018__г

«Рассмотрено»

на ШМО учителей

начальных классов Становкина А.В

________________________

________________________

Протокол  № ______ от

«____»___________2018_г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

Учитель: Ульмаскулова Изалия Хакимьяновна

Класс: 2б (общеобразовательный)

  «Шахматная азбука»

Одинцово

2018-2019

Пояснительная записка

Рабочая программа «Шахматная азбука» разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии новыми требованиями ФГОС начального  образования второго поколения.

Рабочая программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1.  Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
  2.  Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/)
  3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки  России от 17.12.2010г.  №1897»;
  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (http://www.epidemiolog.ru/law/san/?ELEMENT_ID=3240117)
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ №  1067 от   19.12.2012)  (http://www.glavbukh.ru/edoc/?docId=902392158&modId=99)
  7. Учебного плана МБОУ Одинцовской СОШ №3 на 2018-2019 у.г.;
  8. Положения о рабочей программе педагога МБОУ Одинцовской СОШ №3

Данная программа является рабочей программой  по внеурочной деятельности учащихся 2-х классов. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом. Данная программа разработана для школьников возраста 7-10 лет, с учётом их общего уровня развития и способности к восприятию и усвоению специфики шахматной и шашечной игры.

Основная цель курса - привитие интереса к физической культуре и спорту учащихся начальных классов. Одновременно с этим ставятся и достигаются следующие цели: критичность мышления,  развитие счётных способностей, поощрение соревнования и борьбы.

Раздел 1. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы курса:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

Формы организации учебных занятий

  1. групповая,
  2. коллективная
  3. индивидуальная

Раздел 2. Содержание занятий

1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

 2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания;

 --"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. ---"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).

--"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

---“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

--“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

 --- “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

  1. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания 

--“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

---“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

---“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

---“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

 Дидактические, игры и задания 

---“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

---“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

--“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю. ---“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

--“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

--“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

 Дидактические игры и задания

--“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

--“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания 

--“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

-- “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

К концу второго года обучения дети должны знать:

-- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

-- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

 записывать шахматную партию;

 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

 проводить элементарные комбинации.

Литература:

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011

2. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

3. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

4. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Раздел 3. Календарно–тематическое планирование

на 2018– 2019 уч. год.

Класс: 

Учитель: Ульмаскулова И.Х

Вид программы:__рабочая, общеобразовательная

Название предмета: Шахматная азбука

 Всего часов: 68

Кол-во часов в неделю: 2 часа

 Тема

Дата факт

Корректировка

Повторение (4 часа)

1-2

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

3-4

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.

Краткая история шахмат (1ч.)

5

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

Шахматная нотация (3ч.)

6

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

7-8

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения

9-11

Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии

Ценность шахматных фигур (10 ч.)

12

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

13-14

Достижение материального перевеса

15-18

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

19-21

Защита

Техника матования одинокого короля (4ч.)

22-23

Две ладьи против короля.

24-26

Ферзь и ладья против короля.

27-29

Ферзь и король против короля

30-32

Ладья и король против короля.

Достижение мата без жертвы материала (4ч.)

33-34

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

35

Цугцванг.

36-37

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле

38-39

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Шахматная комбинация (ч.)

40-41

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

42-43

Матовые комбинации. Тема завлечения.

44-45

Матовые комбинации. Тема блокировки.

46

Тема разрушения королевского прикрытия.

47-48

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.

49

Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов.

50-51

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

52-53

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

54-55

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

56

Тема превращения пешки.

57

Сочетание тактических приемов.

58

Патовые комбинации.

59

Комбинации на вечный шах.

60-61

Типичные комбинации в дебюте.

62-63

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

Повторение (6ч.)

64-65

Повторение программного материала

66-68

Игровая практика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""

внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...