Метод проектов на уроках в начальной школе
статья на тему

Миронова Елена Алексеевна

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Метод проектов на уроках в начальной школе

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.

Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

Проекты могут классифицироваться:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты.
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).  Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);  
  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
  • Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. 

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).

Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.

Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

        

Я поделюсь своим опытом работы над проектами.

Так во 2-м классе  на уроке внеклассного  чтения мы читали стихотворение о снежинках.

Танцуют белые снежинки

Сегодня в небе белый вальс,

Словно хрустальные пылинки

Они покроют все тот час.

И пусть их танец - лишь мгновенье,

Не умалить тем красоты,

Их малость - путь к соединенью,

А краткость - знак большой судьбы!

- Необходимостью было и то: выяснить, как образуются снежинки. Вот и получили дети задание: найти всевозможную информацию о снежинках. Мы разбились на микрогруппы.  Каждая получила задание: одна группа искала информацию в словарях и энциклопедиях – что такое снежинки, как они образуются. Другая группа находила другие стихи о снежинках, третья – рассказы и сказки, четвертая – песни о снежинках, третья – разновидности снежинок – картинки с изображением снежинок, четвертая – загадки, пятая – подобрать образцы  для урока труда и способы вырезания снежинок из бумаги. И шестая группа – «эксперты», которые отбирали материал, систематизировали, т.е. разложили все по порядку и мне представили на проверку. Работа заняла неделю. На уроке внеклассного чтения мы читали стихи, загадки, сказки о снежинках, на уроке окружающего мира вели разговор – как образуется снег, и какие бывают снежинки. На уроке труда дети сами вырезали снежинки.

В третьем классе дети стали активно участвовать в научно-исследовательской конференции. Они заранее определяют тему проекта и готовят с удовольствием презентации. Одним из главных условий: сообщение и презентация не должны быть более 3 минут. Первые презентации были неумелыми, и мы их разбирали: в чем ошибки и как их исправить. Дети четко усвоили, что «краткость – сестра таланта», в презентации картинок должно быть больше, а текста меньше. Не брать материал из учебника, а только дополнительный. Анимацию лучше не использовать, если в этом нет особой необходимости.

У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдется немало примеров применения метода проектов в обучении.

Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

Памятка для учителя.

  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и  систематичной.
  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. Создать психологический комфорт:

     а) дети не должны бояться совершить ошибку;

б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;

в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику.

  1. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  2. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  3. В начальной школе  должен преобладать индивидуальный проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

  1. Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
  6. Не сдерживайте инициативу.
  7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  8. Не раздражайтесь.
  9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  10. Учите доводить дело до конца.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной  деятельности – презентация (защита) проекта.

Правила презентации для ученика:

  1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  2. Найди удобное положение тела и место для рук.
  3. Спокойно посмотри на слушателей.
  4. Назови тему.
  5. Заинтересуй слушателей выступлением.
  6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
  7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
  8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что услышали.
  9. Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

  1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
  2. Почему начали работу над проектом?
  3. Решили ли вы проблему?
  4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
  5. Что не доделано, а может быть можно изменить.
  6. Помогите оценить процесс проектирования.
  7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
  8. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
  9. Не следует превращать презентацию проектов в  соревнование. Лучше выделить номинации.

Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.  Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

 В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...

«Метод проектов на уроках в начальной школе»

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.Проект– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс дей...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Основные требования к проекту.Классификация проектов по продолжительности....

Метод проектов на уроках в начальной школе.

Материал представлен для выступления на МО учителей начальных классов. В данной работе представлены основные требования к проектам, виды проектов, презентация проектов, а также отмечены особенности ос...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Презентация "Использование метода проектов на уроках в начальной школе"

1. http://lmb.sosh.ru/art.asp?id=61 2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1448-2012-07-25-15-...