Технология сотрудничества.
статья на тему

При использовании технологии сотрудничества уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Необходимо знать, что технология обучения в сотрудничестве применима только в дружном коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sotrunichestva.docx267.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Технология сотрудничества».

Подготовил: учитель

первой квалификационной категории

Сорокина Н.В.

     При использовании технологии сотрудничества уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды.

     Эта технология сводится к трём основным принципам:

1 .Награду команда получает одну на всех в виде балла, сертификата, значка отличия, похвалы и др. видов оценки.

     Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу.

    Равные возможности для достижения успеха (каждый ученик приносит очки своей команде, зарабатывая их путём улучшения своих предыдущих результатов). Поэтому сравнение результатов ученика происходит со своими собственными результатами. Это стимулирует ученика к учению.

Варианты технологии: Индивидуально-групповая работа

Детей объединяют в группы по 4 человека (разные по уровню обученности, желательно девочки и мальчики). После объяснения нового материала учитель предлагает закрепить его в группах. Задание выполняется либо по частям, (каждый ученик выполняет свою часть задания), либо «по вертушке» (каждое последующим учеником). Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. Затем учитель предлагает выполнить дифференцированный тест, который ученики выполняют индивидуально, вне группы. Оценки за выполнение задания суммируются и группе сообщается общая оценка.

     Индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают задание по результатам ранее проведённого тестирования и далее  обучаются в собственном темпе. Разные команды могут работать над разными заданиями.

Успехи учеников отмечаются в специальном журнале учениками-оценщиками. Учитель каждую неделю отмечает количество тем, заданий по программе или планам уроков, выполненных каждой командой, успехи команд. Во время самостоятельной работы учащимися учитель работает индивидуально с отдельными учениками или группами.

Командно-игровая работа

   Учитель предлагает вместо тестирования проводить турниры между командами. Детей за турнирными столами объединяют равных по уровню обученности  (слабые со слабыми, сильные с сильными). Задания для групп - разные по уровню сложности. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем турнира и награждается. «Пила» (в переводе с анг. «ажурная пила» или «машинная ножовка» (автор проф.

Аронсон)

      Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом,  который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).   Каждый ученик находит материал по своей части. Затем учащиеся, состоящие в разных

группах, но изучающие один и тот же вопрос, встречаются, обмениваются информацией,   как эксперты по данному вопросу («встреча экспертов»). Затем возвращаются в свои    группы и рассказывают обо всём, что нового узнали. Дети делают записи в своих тетрадях. Отчитываются по теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Учитель  может спросить любого ученика по любому вопросу. «Пила-2» (автор проф. Славин)

Дети работают в командах по 4-5 человек, команда работала над одним и тем же материалом (например, читала всю тему). При этом каждый член группы становился экспертом в какой-либо части этой темы. Эксперты встречались, обменивались  информацией. В конце все учащиеся проходили контроль и оценивались. Результаты  суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась. «Учимся вместе» (авторы Р.Джонсон и Д.Джонсон)

       Класс разбивается на однородные по уровню обученности  группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Затем докладчики от каждой группы делают сообщение по своему вопросу.

Правила работы в команде:

Работать в группе с любым партнёром.

Работать активно, серьёзно относится к полученному заданию.

Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами.

Испытывать чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи партнёров по команде и всего класса.

В данной технологии работа в командах предполагает выполнение различных ролей: лидер, организатор, докладчик, исследователь. Учащиеся являются помощниками педагога, помогают руководить групповой работой, отслеживать её результативность. От урока к уроку роли должны меняться.

Учителю при подготовке к уроку по данной технологии следует определить объём материала, чтобы обеспечить его выполнение. Кроме того, необходимо учитывать, что технология хорошо вписывается в традиционную систему обучения, поэтому можно выбрать технологию в соответствии с целями урока и определить её место на уроке: в начале, середине или конце урока. .

Возможно, какой-то вариант или несколько вариантов технологии будут использоваться в течение всего урока.

     Необходимо знать, что технология обучение в сотрудничестве применима только в дружном коллективе. Внедрять её нужно постепенно, сначала дети работают в парах, затем в группах, но выполнение ролей обязательно. Необходимо получить согласие учащихся и родителей на внедрение данной технологии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Дружба начинается с улыбки».

Провела: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Сорокина Н.В.

02.03.2017


Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)


Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.


Познавательные УУД:

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том,  что такое дружба и что значит «настоящий друг».

Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

РегулятивныеУУД:

Формировать умение ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения.

 Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение, позицию
- уметь общаться, слушать и слышать друг друга
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию
- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь.

Личностные УУД:

Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим людям.

Материал и оборудование: презентация, листочки для каждого ученика с изображением домиков, конверты «Пословицы» с частями пословиц, конверты «Сказки», конверты «Шарики» с рисунками воздушных шариков, плакаты «Не спорь с товарищами по пустякам», «Не поддавайся отрицательным эмоциям», «Достойно выходите из конфликтов, будьте мудрее», музыка, цветные карандаши, клей.

Ход мероприятия:
1. Мотивация. Эмоциональный настрой.  Постановка темы и цели занятия.

 “Встреча друзей».

- Мы рады гостям, давайте встанем в круг.

Давайте помашем рукой! Вот так!

 Давайте помашем другой! Вот так!

 Обеими вместе, дружней!

 Вот так мы встречаем гостей и друзей!

 Давайте обнимем соседа –

 Вот так!

 Давайте обнимем другого –

 Вот так!

 Давайте обнимемся вместе,  дружней!

 Вот так мы встречаем друзей и гостей!

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. А так же поговорим и об обиде, и том, как ее преодолеть.

Перед вами лежат листы бумаги, на которых изображены два домика. В одном из этих домиков живет Обида, а в другом  -  примирение. От одного домика к другому проходит дорожка. Мы пройдем по этой дорожке от обиды к примирению, преодолевая все препятствия на пути. У нас это обязательно получится.

3. Работа по теме занятия.

- Что означает слово «дружба»,  «дружить»?

                -  С чего  начинается дружба? ( Со знакомства, с доброго и внимательного отношения друг к другу.)

 Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересны друг другу, доверяют друг другу. Такое толкование понятию дружбы дано в словаре. А каково ваше мнение, ребята?

- С чего начинается дружба? Вспомните начало нашего занятия или строчку из песни.

“Дружба начинается с улыбки”. 

Упражнение “Расшифруй слово”.

- Представьте, что слово “дружба” требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия “дружба”. (Каждой группе выдаётся по одной букве. Проверка: дети выходят по одному от каждой группы, держат букву и называют слова)

Д – доверие, доброта, доброжелательность.

Р – радость.

У – уважение, ум. Уверенность.

Ж – жизнь, желание.

Б – борьба, благодушие.

А – активность, аккуратность.

- А что такое обида? Представьте себе, что вы обижены. С чем ассоциируется у вас обида? Каким цветом вы изобразите обиду? Чем пахнет обида? Какова она на вкус?

Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка »

Определяет понятие «обида» так: « чувство, вызванное всем, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток».  Эти слова написаны на черной туче, которая пахнет горелым, из нее идет горький на вкус дождик. Скажите, а можно бороться с обидой?  Наша с вами задача отодвинуть эту тучу как можно дальше, чтобы она не загораживала нам солнышко.

- Выберите домик, в котором будет жить обида и закрасьте его выбранным для обиды цветом.

Сами того не подозревая, мы с вами сделали первый шаг к примирению. Мы разобрались, что такое обида, поняли, что с ней можно бороться. Как вы думаете, какого цвета будет дорожка рядом с домиком, в котором живет обида? А по мере продвижения к примирению? Закрасьте часть дорожки возле домика Обиды.

 

ТУЧА НЕМНОГО ОТОДВИГАЕТСЯ.

- На кого вы можете обидеться? Часто ребята ссорятся по пустякам, обижают друг друга без всякого повода, а потом не могут вспомнить причину ссоры, кто первый начал. Получается как в стихотворении Владимира Орлова: 

- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.

Часто в вашей жизни случаются такие ситуации? Серьезная это ссора или пустяковая? Давайте попробуем сформулировать первое правило выхода из такого рода ссоры:

НЕ СПОРЬТЕ С ТОВАРИЩАМИ ПО ПУСТЯКАМ.

_ Мы сделали еще один шаг к примирению. Закрасьте часть дорожки на листочках. Какого цвета будет эта часть?

ТУЧА НЕМНОГО ОТОДВИГАЕТСЯ.

- А если вы все-таки умудрились поссориться с товарищем по пустякам, попробуйте примириться очень простым способом.

Встаньте парами, повернитесь друг к другу спиной, изобразите на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуйте сильно щеки.

- Вы поссорились, вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для этого вам необходимо повернуться лицом друг к другу. «Сдуйте» надутые щеки обиженного. Обида лопнет, как воздушный шарик.

- Вы рассмеялись, а значит, опять помирились. Когда вы сейчас стояли, полные злости и обиды, с надутыми щеками, вас переполняли отрицательные эмоции, а ведь это очень вредно для нашего организма.

- Следующий совет на пути к примирению:

НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЭМОЦИЯМ!

 - Смотрите, что происходит с тучей. А дорожка?

 Упражнение “Собери пословицу”.

Народ сложил много пословиц о дружбе. Попробуем назвать некоторые из них. Каждая группа возьмёт зелёный лист бумаги, прочитает записи и соберёт пословицу.

Друзья познаются в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей ста рублей, а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Друг не гриб, в лесу не найдешь.

Работа в группах. Выступление представителей от каждой группы. (По мере выступления на доске открываются пословицы).

Собрав и объяснив пословицы, мы с вами сделали еще один шаг к примирению. Закрасьте еще одну часть на  дорожке.

ТУЧА НЕМНОГО ОТОДВИГАЕТСЯ.

4. Физминутка.

- Одним из признаков примирения является хорошее настроение. Сейчас мы постараемся поднять себе настроение веселой разминкой.

Упражнение «Поздороваться частями тела». Детям предлагается разбиться на пары и поздороваться с товарищем различными частями тела. Последовательность: ладонь-ладонь, локоть-локоть, плечо, стопа, колено, бедро, спина, живот, ухо, нос.

5. Продолжение работы по теме.

- Теперь вы немного поработаете сказочниками. Начала сказки вы найдете в конверте с надписью «Сказки». В этом конверте есть два разных окончания сказки. Прочитайте и подумайте, какое окончание лучше, а какое хуже. Попробуйте объяснить свой выбор.

Жил-был один садовник. В его оранжерее росли самые необычные цветы – робкий и ранимый Василек, вечно задиристый Кактус, постоянно всё забывающая Незабудка. У каждого растения был свой характер и привычки. И вот на город налетел страшный ураган, наутро садовник не узнал своей оранжереи – там были совершенно незнакомые цветы.

В пруду жила маленькая Щука. Когда у нее выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей по пути. Маленькие рыбешки ужасно ее боялись и сразу улепетывали,  что было сил, как только видели ее. Но даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она порой кусала и их. Рыбам это надоело, и они, обидевшись, не стали общаться с маленькой Щукой…

В одном лесу, почти на опушке, выросла Березка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растёт только для того, чтобы оберегать её и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является центром леса, а другие деревья окружают её, как подданные короля. Лесу это не нравилось, и однажды весь лес, и деревья, и животные, на неё сильно обиделись…

- Вы правильно закончили сказки, примирили героев и сделали еще один шаг к примирению. Закрасьте оставшуюся часть дорожки. Какого она цвета?

ТУЧА ОТКРЫЛА СОЛНЫШКО.

- В виде чего вам представляется примирение? Какого оно цвета? Как оно пахнет? С каким временем года ассоциируется? Закрасьте домик, в котором живет примирение выбранным цветом.

6. Итог занятия.

Мы прошли сегодня трудный путь от обиды к примирению. Мы разогнали тучи обид, и нам ярко светит солнце.

- Откройте конверты с надписью «Воздушные шарики». Нарисуйте на них лица, которые соответствуют вашему настроению. (прикрепляются на доску к солнцу)

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить и никогда не ссориться (каждый ребенок называет качество, поворачиваясь к соседу, качества могут повторяться).

А закончим наше занятие песней «Дружба начинается с улыбки».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Конспект урока по математике

«Табличное сложение и вычитание в пределах десятка. Закрепление изученного».

Провела: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Сорокина Н.В.

ТЕМА УРОКА: ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить навыки табличного сложения и вычитания в

пределах десятка, повторить решение текстовых задач,

развивать логическое мышление, память; воспитывать

умение работать в группах, самостоятельность;

взаимопомощь, дружбу.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия, разрезное лото, индивидуальные

задания на карточках, перфокарты, кроссворд,

магнитофонная запись.

ХОД УРОКА.

1 Организационный момент.

Организация рабочего места.

2 Постановка цепей урока.

Учитель: - Ребята! У нас с вами необычный урок — мы совершим

увлекательное  путешествие  в поисках сокровищ.

И будем путешествовать под девизом: «Если вместе,

если дружно...». Для этого разобьёмся на 3 команды. Так

как мы путешествуем по стране «Математика», то команды

будут носить  имена древнегреческих ученых—математиков:

1 команда — «Архимедики» в честь Архимеда,

2 команда — «Пифагорики» в честь Пифагора,

3 команда — «Евклидики» в честь Евклида.

Ш Работа по теме.

Учитель: - Путешествие начинается. Но нам нужна карта. У вас на столах

Разрезная карта в форме «лото».

1 — е  задание

Каждая команда должна собрать карту нашего путешествия.

(Дети «цепочкой» решают примеры и составляют карту)

 

I команда

II команда

III команда

5+3

0+2

11-3

10-8

5+3

0+2

15-5

4+7

6+4

18-3

15-5

4+7

8-4

9-3

14-10

4+3

8-4

9-3

 Учитель: - Молодцы!

Давайте откроем карту на доске. Карта у нас есть, настроение

Отличное. В путь! С песней!

(Звучит музыка из песни «Вместе весело шагать»...(1 куплет)

2—е задание

- Мы очутились с вами на поляне цветов. Но их красота

обманчива. Среди них есть ядовитые и целебные (что значит  «целебные»?)

(Дети решают примеры и выясняют, какие цветы ядовитые, а какие целебные —полезные).

Для сведения: ягоды ландыша могут  вызвать остановку сердца;

семена белены вредно действуют  на дыхательную систему организма.

3—е задание

Учитель: А теперь мы попали на перепутье. По какой дороге идти? Чтобы

узнать это, мы должны ответить на вопрос: «Какая птица открывает весну?»

Учитель:

1. Ласточка                                       3+7+?=15

2. Скворец                                        10—2+?=8

3.Грач                                                1+7-?=5

- Значит мы идем по дороге №3

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо, влево наклонились

И обратно воротились.

Вот ЗДОРОВЬЯ  в чем секрет,

Всем друзьям — физкульт— привет!

Учитель: — По карте видно, что подошли мы к озеру. Чтобы переправиться

на другой берег нам нужно решить задачи.

4—е задание

1 команда «Архимедики» - работает с ДОСКОЙ:  читают  задачи на доске и

самостоятельно решают.

1. На пластинке записано с одной стороны 5 взрослых песен, а с другой —4

детских песни. Сколько всего песен записано на пластинке?

2. На полочке стояло 8 кукол. 3 девочки взяли поиграть куклы. Сколько

всего кукол осталось на полочке?

3. Коле 10 лет, а Сережа старше его на 2 года. Сколько лет Серёже?

2  команда «Пифагорикн» - берут индивидуальные карточки с задачами и

СЗМОСТОЯТВПЬНО решают.

3  команда «Евклидики» —- работает вместе с учителем.

(Учитель читает задачи, дети записывают только их решения).

1. Мама испекла 5 пирожков с рисом и столько же с капустой. Сколько

пирожков испекла мама?

2. Коля решил 13 примеров, а Витя на 3 примера меньше. Сколько

примеров решил Витя?

3, В вазе стояло 9 цветов, 3 из них были ромашки. Сколько васильков было

в вазе?

Подведение итогов 4 задания.

Учитель: - Молодцы, справились с задачами хорошо!

Переправились через озеро, а на пути у нас «Мельница».

- Что делают на мельнице? Все числа перемешались, давайте их

поставим на свои места.

5—е задание

Учитель: - Расположить числа в порядке:

«Архимедики» - убывания: 16, 19, 14, 10, 18, 11, 15, 12.

«Евклидики» - возрастания: 20, 14, 11, 16, 13, 17, 15, 19,

«Пифагорики» - записывают на листах все варианты состава числа 10.        

ПРОВЕРКА

Учитель: - Все задания вы выполняете правильно, а на пути к нашим

сокровищам есть ещё препятствия...

- Ой, что такое?

(Звучит магнитофонная запись: звуки сильного ветра и дождя.)

- Где же нам спрятаться? — В пещере.

- Буря бушует, а в пещере тихо и тепло. Давайте и мы помолчим и выполним

задания перфокарты.

6 —е задание

Перфокарты с примерами. Дети пишут только ответы.

Учитель: - Буря закончилась, мы выходим на поляну. Можно

пошутить, расслабиться и решить веселые задачи

в стихах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы дружно трудились,

Немного упали.

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимем, потом разведем

и глубоко всею грудью вздохнем,

а левую руку поднимем вперед

и дальше продолжим мы с вами урок.

7—е задание

3АДАЧИ В СТИХАХ

1.  У белочки в дупле 5 орешков в мешке.

     Ещё 3 - на полке,

     Посчитай, их сколько?

2.   В кружку сорвала Ирина

      9 ягодок малины.

      5 дала своей подружке

      Сколько ягод стало в кружке?

3.   Как- то раз на берегу

      Гуси ели лебеду

     10 белых, серых — 3

     Сколько всех гусей? Скажи!

4.  Повезло опять Егорке

    У реки сидит не зря.

    2 карасика в ведёрке и 4 пескаря.

    Но смотрите, у ведерка появился хитрый кот.

    Сколько рыб домой Егорка

    На уху нам принесет?

Учитель: - Молодцы!

- Наконец — то мы дошли до того места, где зарыт клад, но нам

преграждает путь Дракон. Его появление предсказано картой.

Но, я думаю и с ним вы справитесь.

(Картина Дракона. Каждая голова держит листок с зашифрованным

названием геометрической фигуры.)

1. Он давно знакомый мой,                        2. Есть начало у меня,

Каждый угол в нём прямой,                      А не видно лишь конца.

Все четыре стороны —                             (луч)

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

А зовут его...(квадрат)

                               

                                   3. Я линия очень простая —

                                       С двух сторон ограниченная. (отрезок)

IV Подведение итогов.

Учитель: - Ну что ж, вот и подошло к концу наше путешествие.

А вы не забыли, что мы искали сокровища?

Закройте глаза, представьте, как открывается крышка

таинственного ящика и перед вами — откройте глаза-

шкатулка с монетами (медальки - шоколадки).

Учитель раздаёт их детям.

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества в начальных классах

В данной презентации отражена теоретическая и практическая работа учителя начальных классов с использованием технологии сотрудничества во внеклассной работе....

Технология встречных усилий – технология сотрудничества

Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Это поиск контакта – тесного и органичного…Е.Н. Ильин...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения  ФГОС НОО. Технология  сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....