Пути формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности
статья на тему

Сухова Ольга Владимировна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения.

Стань творцом 
и тогда каждый новый шаг 
в твоей профессиональной 
деятельности станет 
открытием мира души ребёнка.

 «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» 

Приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,  проектировать пути их реализации,  контролировать и оценивать свои достижения,  иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).

           Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний,  умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,  проектировать пути их реализации,  контролировать и оценивать свои достижения,  иначе говоря – формирование умения учиться,  обучающийся сам должен стать "архитектором и строителем"  образовательного процесса.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия,  порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.  
           Сегодня УУД придается огромное значение.  Это совокупность способов действий ученика,  которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний,  включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. 

Универсальные  учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. 

        Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.  Личностные действия направлены на осознание,  исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

      Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,  планирования,  контроля,  коррекции своих действий,  оценки успешности усвоения новых знаний.

         Познавательные действия включают действия исследования,  поиска, отбора и структурирования необходимой информации,  моделирование изучаемого содержания.

        Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,  распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,  уметь договариваться,  вести дискуссию,  правильно выражать свои мысли,  оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие  (объединяющее логическое и знаково-символическое действия),  определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий,  в которых необходимо найти схему,  отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу,  задачу на установление логической модели,  устанавливающей соотношение данных и неизвестного.  А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач. Можно предложить ученикам парные задания,  где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия,  которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников:  умение слушать и понимать партнера,  планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,  распределять роли,  взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки  текста. Обучающимся предлагаются тексты для проверки,  содержащие различные виды ошибок (графические,  пунктуационные,  стилистические, лексические,  орфографические).  А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все ученики без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание выполняемого действия.  Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило,  представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а затем быстро,  ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.  Универсальные учебные действия,  их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса,  в частности, усвоения знаний,  формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной.  Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей ученика,  которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Если в начальной школе у учащихся будут сформированы универсальные учебные действия в полной мере,  то есть они научатся контролировать свою учебную деятельность,  то им будет несложно учиться на второй и третьей ступенях обучения.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1.Не сравнивать детей между собой,  а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания.  Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. 

2.Привлекать детей к открытию новых знаний.  Они вместе обсуждают  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3.Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют,  как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4.Уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их  как можно найти и исправить ошибку.  За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5.Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6.  Учитель учит детей тем навыкам,  которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу,  составлению плана;  знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации; учит способам эффективного запоминания.  В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.  Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

7.  Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.  Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

8.  Учитель показывает и объясняет,  за что была поставлена та или иная отметка,  учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.  Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

9. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

10.  Учитель учит разным способам выражения своих мыслей,  искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

11. Учитель организует формы деятельности,  в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.

12.  Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс,  а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

13.  Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

14. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Формирование УУД во внеурочной деятельности.

       Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Поэтому я в своих классах веду внеурочное занятие «Мы юные актёры».

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии коммуникативных способностей обучающихся.

          Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. 

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

2.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

2.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

2.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

2.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

3.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

3.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

3.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

3.4 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

4.1 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

4.2 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

4.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

5.1. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

5.2. работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

5.3. обращаться за помощью;

5.4. формулировать свои затруднения;

5.5. предлагать помощь и сотрудничество;

4.6. слушать собеседника;

5.7. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

5.8. формулировать собственное мнение и позицию;

5.9. осуществлять взаимный контроль;

5.10. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

     Человек надел`н от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Занятия пением является весьма действенным методом для развития певческих данных, способствуют формированию эстетического вкуса. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.  С помощью группового пения можно адаптировать ребѐнка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.  

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Музыкальное воспитание, осуществляемое систематически начиная с момента поступления ребѐнка в учреждение, направлено на предупреждение возникновения у него неадекватных форм поведения, оно способствует более успешному эмоционально- личностному развитию обучающихся, воспитанников и улучшает их социальную адаптацию

При реализации данной программы, наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, формирование голосовой культуры) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту пения, движения, осанки, одежды). Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы: Личностные УУД.  Ценностно-смысловая ориентация обучающихся, воспитанников.  Действие смыслообразования.  Развитие готовности к сотрудничеству.  Формирование устойчивого интереса к музыке. Познавательные УУД.  Умения осознанно строить речевые высказывания.  Умения чѐтко задавать вопросы, вступать в диалог.  Ориентирование в системе своих знаний, отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД.  Умение выражать свои мысли,  Разрешение конфликтов, постановка вопросов.  Управление поведением партнера: контроль, коррекция.4  Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД.  Целеполагание.  Волевая саморегуляция.  Оценка качества и уровня усвоения материала.  Контроль в форме сличения с эталоном.  Планирование промежуточных целей с учетом результата. Общеучебные:  Умение структурировать знания.  Выделение и формулирование учебной цели.  Поиск и выделение необходимой информации.  Анализ объектов.  Синтез, как составление целого из частей

Одно из условий успешного формирования УУД - диагностика.

Развитие УУД данного вида происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности; о высоком уровне сформированности учебной деятельности можно говорить в случае осознанного и самостоятельного осуществления школьником ее компонентов: мотивационного, целевого, исполнительского  и контрольно-оценочного. Результаты диагностики составляют часть портфолио обучающихся, где каждый имеет возможность проследить свой личностный рост.

Таким образом,  формирование у обучающихся универсальных учебных действий позволит повысить не только качество образования, но и эффективность всего образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить,

а факел, который нужно зажечь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Я хочу поделить с вами своими размышлениями на тему: «Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».  Давайте  вернёмся на 10-15 лет наз...

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Представление педагогического опыта( отчёт по теме самообразования)....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...