Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности
план-конспект урока (2 класс) по теме

Доклад на  педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_v_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности  

                                                                 

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

                                                                       Шалва  Амонашвили                                                                                          

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В 2011 году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, для реализации ФГОС НОО был выбран УМК «Перспектива», научным руководителем которого является  Л.Г. Петерсон.  Первым шагом для реализации ФГОС НОО  стали:

- курсы повышения квалификации с целью методической подготовки по     проблеме ФГОС.

- детальное изучение  документов, регламентирующих деятельность ФГОС.  

- составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

        В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. Личностный
  2. Познавательный
  3. Регулятивный
  4. Коммуникативный

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности,  желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.

Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности  организации своей деятельности? 

          Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.

   Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и  оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. 

Второе условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Как же я это делаю?

                 -  не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а   организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

-  создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

-  формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

-  создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

          СПОСОБЫ, какими я реализую данное условие, следующие:

- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется  на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в ходе специально организованного учителем диалога.

В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

У меня идёт неустанный творческий поиск, я моделирую урок, учитывая  все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

          Использование элементов технологии адаптивного обучения  позволяет мне варьировать обучение, осваивать  новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Также эффективный метод формирования УУД - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Почему именно этот метод я считаю эффективным. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить,

доказывать — т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке»

- Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

 Третье  условие для успешного формирования УУД – диагностика.

В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне  сформированности  регулятивных УУД.

  1. Виды заданий:

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         участие в проектах;

-         подведение итогов урока;

-         творческие задания;

-         самооценка события, происшествия;

-         дневники достижений;

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-         "найди отличия" (можно задать их количество);

-         "на что похоже?";

-         поиск лишнего;

-         "лабиринты";

-         упорядочивание;

-         "цепочки";

-         хитроумные решения;

-         составление схем-опор;

-         работа с разного вида таблицами;

-         составление и распознавание диаграмм;

-         работа со словарями;

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-         "преднамеренные ошибки";

-         поиск информации в предложенных источниках;

-         взаимоконтроль;

-         "ищу ошибки"

-         КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         составь задание партнеру;

-         отзыв на работу товарища;

-         групповая работа по составлению кроссворда;

-         "отгадай, о ком говорим";

-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-         "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Как же я формирую УУД на основных предметах?

Математика (УУД)

          

  1. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,
  2.  а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.
  3. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
  4. В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию. 
  5. Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.

Русский язык (УУД)

  1. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
  2. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий

 - замещения (например, звука буквой),

 - моделирования (например, состава слова путем составления схемы)

 - преобразования модели (видоизменения слова).

Литературное чтение (УУД)

Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  1. смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
  2. самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  3. эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

  1. умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
  2. умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
  3. умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Характеристика  результатов формирования УУД  по УМК  «Перспектива» в 1 классе

В 1

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике:      определять

 умения, которые будут

 сформированы на

основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы

 учителя,

 находить нужную информацию в

 учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты

Находить

 общее и различие.

  1. Группировать предметы,

 объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать

 прочитанное или

прослушанное; определять

 тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре.

 С целью развития интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников, приобретения ими социального опыта, созданию условий максимально раскрывающих эти способности учащихся через организацию внеурочной деятельности учащихся.

  1. Исследование  по выявлению интересов и склонностей учащихся (пожелания родителей, анализ интересов учащихся);
  2. Общешкольная  программа внеурочной деятельности (определена совокупность образовательных программ разных типов, составлен учебный план внеурочной деятельности);
  3. Программы  внеурочной деятельности классных руководителей;  (разработаны нами и являются авторскими).
  4. Расписание внеурочной деятельности.

Чего я ожидаю от внеурочной деятельности :

          Проанализировав результаты за 2 года, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

 Уровень знаний учащихся по предметам заметно вырос (т.к. в 1 классе предусмотрено безотметочное обучение, то для меня значимыми показателями успеваемости  на этот период обучения являлись техника чтения, написание проверочных и контрольных работ без ошибок и основными критериями успешности выбрала: сформированность/не сформированность.  Об этом свидетельствуют итоги административных контрольных работ по математике и русскому языку и краевая комплексная работа.

За данный период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие в олимпиадах (в отборочных турах принимают участие все учащиеся), результаты, которые они показали на всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Эму- Специалист»

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе.

Опытом работы делились на:

·        районном методическом объединении учителей начальных классов.   Работа школы   в режиме «ФГОС»;

·             краевых курсах повышения квалификации.   «Материально-техническое обеспечение первого класса, образовательная программа, программы дополнительного образования, психологическое сопровождение учащихся 1-го класса»;

·        августовском совещании. Первые итоги внедрения ФГОС НОО;

·        районных конкурсах. Методические разработки уроков;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Я хочу поделить с вами своими размышлениями на тему: «Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».  Давайте  вернёмся на 10-15 лет наз...

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Представление педагогического опыта( отчёт по теме самообразования)....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...


 

Комментарии

спасибо за размещение материала! Тема для меня не нова, но есть новые полезные моменты!

Очень признательна Вам, Кадрия Дамировна, за оценку!.Пожалуйста, пользуйтесь.