Главные вкладки

    Педагогическая диагностика успешности обучения детей
    статья по теме

    Педагогическая диагностика успешности обучения детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД 

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА  УСПЕШНОСТИ  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

    Докладчик: учитель начальных классов первой квалификационной категории

    Валиева Татьяна Владимировна

    Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №11» г. Альметьевск РТ

    Педагогическая диагностика

    успешности обучения детей

         Мы с Вами уже неоднократно говорили о значении педагогической диагностики в обучении младших школьников, Вы проводили диагностические обследования своих учеников в начале обучения в первом классе, а затем в середине и в конце каждого учебного года. Что дают нам результаты педагогической диагностики? Зачем проводить ее, если существуют контрольные работы, которые регулярно проверяют знания учащихся по русскому языку и математике? Дело в том, что диагностическая работа включает в себя намного больше задании, чем обычный диктант или контрольная по математике. При этом чем больше заданий в диагностике, тем более полную информацию Вы получаете об усвоении каждым учеником всех тем учебной программы. Ошибки в диктанте позволяют учителю увидеть, например, что ученик не усвоил написание гласных в корне слова. Но не дают ответа на вопрос, почему это произошло. Проверяя контрольную работу по математике, учитель видит окончательный результат решения той или иной задачи. Но ему неизвестно, отчего произошла ошибка: ребенок просто ошибся в вычислении или причина глубже - он не усвоил разницы в отношениях «на столько-то больше» и «в несколько раз больше» или он вообще не понимает условия задачи и т. д.

        Диагностическая проверка включает в себя такие задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребенок, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными действиями.

        Для учеников диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы прежде всего тем, что ее результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок. Это позволяет снять напряжение, которое может возникнуть, так как детям предлагаются непривычные для них, нестандартные задания. К каждому заданию или вопросу дается 4—5 готовых ответов, как правило, только один из них - верный, а остальные - неверные (но они могут получиться при неправильно проведенном рассуждении). При выполнении диагностической работы ученику не приходится делать дополнительные записи (пояснения, подробную запись решений, переписывание, записи ответов и т. п.), большую часть времени он тратит на обдумывание, осмысление формулировки задания и только затем выбирает и отмечает правильный ответ. Задания, направленные на выяснение продвижения учащихся в овладении тем или иным учебным действием, даются в диагностических обследованиях в разных вариантах в начале, в середине и в конце учебного года. Самостоятельнсть при выполнении работы может считаться критерием овладения учебным действием.

          Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ребенок продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности за период, прошедший с начала учебного года. На этой основе учитель сможет более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

         Педагогическая диагностика дает возможность проанализировать особенности Вашей методики, оценить эффективность проводимой Вами дифференцированной работы на уроках, она помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений. Эти выводы учитель может сделать не только на основании результатов диагностики, но и наблюдая за учащимися в процессе работы: насколько они самостоятельны, в какой помощи нуждаются, как быстро приступают к выполнению следующего задания и т.д.

    Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения и воспитания, как изменяется понимание им учебных требований, в  какой помощи учителя он нуждается.

    К учащимся можно обратиться с такими словами: «Ребята! Сегодня вы будете выполнять работу, в которой вам необходимо будет выбирать и отмечать правильные ответы. Только в некоторых заданиях вам самим надо будет дописывать решения. В вашем распоряжении один урок (40 минут). Постарайтесь за время ответить на все вопросы. Не волнуйтесь, если за урок не успеете это сделать, лучше выполнить меньше заданий, но без ошибок. Некоторые вопросы легкие, другие - посложней. Внимательно читайте каждое задание и постарайтесь выполнить  как можно лучше. Если среди заданий вам встретятся такие, которые вы сразу не можете выполнить, не задерживайтесь на них долго, к ним можно будет вернуться после выполнения всей работы. Если у вас останется время после выполнения всех заданий, обязательно проверьте свою работу еще раз».

    Оценивание каждого задания проводится по 4-балльной шкале:

    3 балла - задание выполнено верно;

    2 балла - выполнена большая часть задания;

    1 балл - выполнено меньше половины задания; есть попытка правильно выполнить задание, но наряду с правильно отмеченным ответом отмечен и неверный ответ;

    0 баллов - задание не выполнено.

    Общая характеристика выполненной диагностической работы может оцениваться по уровням: высокий - по большинству заданий ребенок имеет 3 балла; средний - если по большинству заданий ребенок имеет 2 балла, и низкий в том случае, если за большую часть заданий ребенок получил 1 балл, а есть, задания, которые оценены в 0 баллов

        После проведения диагностической работы с каждым ребенком, выполнившим работу ни низком уровне, следует побеседовать индивидуально, чтобы уточнить причину невысоких результатов. В ходе беседы предложите ученику еще раз прочитать задание, попробовать найти ответ на поставленный вопрос, объяснить свое решение. В том случае, если ученик после первого или второго прочтения задании выполняет его самостоятельно, можно говорить о том, что в дальнейшем он сможет сам овладеть необходимыми учебными действиями, а ошибки в выполнении диагностической работы вызваны излишним волнением или другими причинами, которые учителю следует установить. Эти ученики требуют Вашего особого внимания, нуждаются в создании спокойной учебной обстановки.

        Если часть учащихся Вашего класса по большинству заданий получила оценку 3 балла, то им следует предложить углубленную программу обучения - задания, отмеченные в тетрадях и учебниках значками «трудное задание», «это интересно знать», «прояви смекалку», т.е. расширяющие круг их арифметических, геометрических, пространственных и лингвистических представлений. Можно также предложить этим учащимся материал учебника, не включенный в общеобразовательные стандарты начального образования, но позволяющий обогатить математический и лингвистический опыт.

        Учащиеся, которые большинство заданий выполнили на 2 балла, способны справляться с большинством заданий, предлагаемых в учебниках математики и русского языка, самостоятельно либо с Вашей незначительной помощью. Не спешите сразу приходить на помощь таким ученикам, предложите им еще раз прочитать текст задачи, попробовать без подсказки выполнить решение на черновике. Хвалите их за стремление самостоятельно находить необычные способы решения, предоставляйте побольше возможностей обосновать, доказать свое мнение. Такие учащиеся, усвоив тот или иной учебный материал, становятся лучшими Вашими помощниками, стараясь сразу научить других тому, что поняли сами.

        1 балл свидетельствует о низком уровне выполнения задания. Такая оценка по ряду заданий говорит прежде всего о недостаточно успешном формировании у учащихся отдельных компонентов учебной деятельности. Следует внести существенные коррективы в работу с этими детьми, воспользоваться заданиями, предлагаемыми в коррекционно-развивающих тетрадях. В каждом конкретном случае учитель должен задуматься о причинах низких результатов, определить ту группу паданий, по которым они получены, и наметить пути ликвидации этих ошибок. Если ученик не справился с заданиями, выясняющими умение анализировать условие задачи, следует показать ему самые разные способы, помогающие представит условие задачи в понятной для него форме (модель, таблица, рисунок и т.п.). Если учащиеся не смогли восстановить примеры на сложение (вычитание), что вызвано неумением применить знания в новой ситуации, важно не только предложить задания на закрепление изученных алгоритмов действий, но и на каждом уроке давать задания, требующие применения имеющихся знаний и умений в новой ситуации, нестандартном задании. Во всех учебниках Вы найдете задания такого типа.

         Важные выводы Вы можете сделать, сопоставив результаты диагностического обследования, текущих и итоговых отметок, оценок за контрольные работы. Чаще всего наблюдаются два варианта. Первый - отметки высокие, в основном «4», «5», а диагностические задания выполнены на среднем уровне. Второй вариант: отметки невысокие, в основном «3» и 4», а выполнение многих диагностических заданий соответствует высокому уровню. О чем это говорит? В первом варианте наблюдается хорошее усвоение учеником предметных знаний, умений и навыков и в то же время затруднении при самостоятельном поиске способа решения нестандартной задачи, что характерно дли диагностических заданий. Второй вариант показывает более высокий уровень сформированности у ученика компонентов учебной деятельности по сравнению с уровнем овладении предметными знаниями, умениями и навыками. Сопоставление этих результатов поможет учителю на уроках использовать положительные стороны каждого ученика, выявленные в ходе диагностической работы, и, опираясь ни них, преодолеть недостатки.

        Результаты диагностических работ по русскому языку и математике могут быть занесены в таблицу, в верхней строке которой записаны номера заданий, в левом столбце – фамилии учащихся класса, а на пересечении этих линий - оценки за выполнение диагностических заданий. Используя таблицу, Вы видите уровень успешности выполнения тех или иных заданий каждым учеником, пронаблюдаете изменения, происходящие в течение учебного года, благодаря чему сможете планировать индивидуальную работу с учащимися. Образец заполнения таблицы.

    Фамилия

    1

    2

    3

    11

    1

    1

    11

    Русский язык

    Математика

    Иванов

    3

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    1

    0

    Петров

    2

    0

    2

    3

    1

    3

    0

    2

    2

    Сидоров

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    1

    3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

    Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

    Диагностика успешности обучения - обязательное условие работы учителя в современной школе.

    Эта статья - мой собственный 12-тилетний опыт учительской работы с использованием педагогической диагностики успешности обучения, практикуемой в образовательном комплекте "Начальная школа ХХ1 века"...

    Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.

    Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....

    Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся.

    Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся....

    Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников

    механизмы проведения педагогической диагностики ...

    Педагогическая диагностика, определяющая готовность детей к школьному обучению. Зрительно-моторные координации:

    Педагогическая диагностика, определяющая готовность детей к школьному обучению.Зрительно-моторные координации:...

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

    В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...