Педагогическая диагностика успешности обучения у младших школьников
статья (2 класс)

Слепцова Антонина Иннокентьевна

Создание педагогической диагностики-одна из основных критериев, которая позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение и , как следствие этого, дифференциацию учебного процесса. Во всех учебниках УМК по всем учебным предметам представлены разноуровневые задания, дающие возможность одинаково успешно работать и «слабым» и самым «сильным» учащимся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Педагогическая диагностика успешности обучения у младших школьников

Выполнила работу

Учитель начальных классов

Слепцова Антонина Иннокентьевна

Создание педагогической диагностики-одна из основных критериев, которая позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение и , как следствие этого, дифференциацию учебного процесса. Во всех учебниках УМК по всем учебным предметам представлены разноуровневые задания, дающие возможность одинаково успешно работать и «слабым» и самым «сильным» учащимся. Проблема заключается в том, чтобыраспределить эти задания между учащимся, точно узнать, кому, когда и какое задание предложить. Для того чтобы учитель не действовал наугад, чтобы выбор им заданий для каждого ученика не носит случайного характера, а был обусловлен ренальными знаниями ребенка, его особенностями восприятия, мышления, волевой сферы и.т.д., и создана педагогическая диагностика.

        В отличии от психологической диагностики, которую должен проводить и , главное  трактовать специалист-психолог, педагогическая диагностика специально ориентировано но на учителя.

        Во-первых, педагогическая диагностика определяет не только то, что именно усвоил ученик, но и показывает, почему он этого не усвоил. Каким образом это достигается? Если ученик каждый раз выбирает ответ, соответствующий определенному способу рассуждения, значит, можно с уверенностью говорить о том, что он усвоил программный материал и, главное, в чем причины его неусвоения в случаях неправильного выбора ответа.

        Во-вторых, важнейшее отличие педагогической диагностики от контрольных работ заключается в том, что выполнение диагностических заданий дает возможность не только установить разные уровни усвоения программного материала, но и характеризовать продвижение обучающего в языковом и математическом развитии.

         Что это значит? Сравним два задания п русскому языку, выясняющие знание выпускниками начальной школы частей речи.

Среди данных слов подчеркни:

- только существительные-зима, зимний, зимовье, зимушка, зимовать

- только прилагательные-белить, белизна, белый, беленький;

-только глаголы- утихать, тишь, удар, ударить, бег, беговая, бежать.

Какими частями речи могут быть слова:

-пила________

-столовая_____

-печь_______

Нетрудно увидеть принципиальную разницу между этими заданиями. В первом случае выясняется именно знания. Ученик, не сделавший ни одной ошибки, получат высший балл. Во втором случае выясняется н только знание частей речи, но и языковое развитие ученика, его умение увидеть возможные варианты правильного ответа. Если ученик отвечает, например, что ПИЛА- имя существительное, но не замечает, что ПИЛА – глагол, он получает, конечно, хорошую оценку, но не высший балл, характеризующий не только знания, но и развитие ученика и сформированность  у него учебной деятельности.

        Аналогический пример можно провести и из области математики:

Сравни числа, Поставь знак «больше», «меньше» или «равно»:

-       4900___4090

-       13079_____130090

         В записи чисел каждую пропущенную цифру заменили точкой. Поставь знак «больше», «меньше» или «равно», чтобы записи были верными:

-    20..  ____18…;

-    …5  _____..8;

-    8… _____21…

         И здесь в первом случае сравниваются реальные числа, поэтому ученику достаточно знать правила сравнения многозначных чисел и уметь их воспроизводить. Во втором же случае чисел нет, а есть только указание на наличие разрядов числа. Поэтому ученику нужно понять, каким из правил сравнения нужно воспользоваться ( «сравниваю числа с одинаковым или разным количеством разрядов?»). Выбрав правило сравнения ( например, установив, что числа имеют одинаковое количество разрядов), четвероклассник приступает к поразрядному сравнению. При этом имеющие цифры могут сбить (переключить на другое правило) ученика, плохо разбирающегося в позиционной записи числа. Таким образом, В этом задании педагогической диагностики проверяются не только знания ученика, но и его умение понять математическое задание, выбрать способ сравнения  и использовать его в решении.

Разработанная педагогическая диагностика позволяет определить, на  сколько сформирована у обучающегося учебная деятельность: как обучающийся выполняет учебные действия, как умеет задавать себе вопросы по ходу выполнения того или иного задания, как проверяет и обосновывает каждый шаг решения, как выбирает из текста данные, необходимые для выполнения задания. С помощи педагогической диагностики можно определить, на каком уровне – репродуктивном или продуктивном- усвоены те или иные знания. Если это репродуктивный уровень, то задания выполняются  по усвоенному образцу, ученик действует только по инструкции. А в данный момент по ФГОС действовать должен продуктивный уровень, когда ученик умеет самостоятельно осуществить поиск решения, может выбрать нестандартный способ действия. Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о гибкости мышления  обучающихся или оригинальности их мышления.

        В педагогической диагностике интересны задания, которые проверяют сформированностькомпонентов учебной деятельности, в частности, контроля и самоконтроля. Диагностические работы определяют правильный уровень самоконтроля и  самооценки: умеет ли обучающийся планировать свои действия до начало работы (планирующий  самоконтроль), проверяет ли он себя в процессе работы (пошаговый самоконтроль), проверяет ли себя по окончании работы (итоговый самоконтроль).

         Важно регулярное проведение диагностических работ. Советуем проводить их три раза в год- в начале года, в начале 3-ей четверти  приблизительно в конце апреля. В начале года точно повторяет те задания, которые выполняли в конце года. Сравнение осенних результатов спрошлогодними позволяет учителю увидеть, насколько прочны знания учеников, насколько сохранились усвоенные ими знания.

        Вторую диагностическую работу предлагаем проводить в январе, чтобы она не совпала с проведением различных контрольных работ.

        Третье диагностическое обследование  считаем разумно провести в апреле, чтобы учитель имел некоторый запас  времени для работы с учениками и мог оперативно помочь тем, кто неважно справился с работой.

         Любой неверный ответ в диагностической работе педагог должен пристально анализировать и обязательно индивидуально работать с учеником. При этом педагог должен вести себя не как диагност, т.е. человек, жестко следующий инструкции и не имеющий права на дополнительные разъяснения ( иначе все диагностические обследования бессмысленны), а как педагог помогающий выполнить задание и тем самым дополнительно определяющий для себя уровень обучаемости ребенка.

         Сопоставление результатов педагогической диагностики, проведенной в разные периоды обучения, должно стать важнейшей стороной  педагогической деятельности педагога.

         В учебниках и рабочих тетрадях  по основным предметам содержится много заданий, чтобы провести такого вида диагностики.

         Таким образом , в УМК начальных классов не только представлена разработанная педагогическая диагностика, но и созданы специальные средства обучения, которые дают возможность педагогу целенаправленно помочь обучающимся в усвоении знаний,  в овладении учебной деятельности.

Литература:

  1.  Евдокимова А.О. старший научный сотрудник
  2. Кузнецова М.И. Центр начального образования Института РАО, г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Методы обучения, способствующие успешному решению задач младшим школьником

      1 сентября. Дети стали школьниками. Первые успехи: читаем, считаем, пишем. Но на пути  к знаниям детей поджидают и первые трудности, особенно при решении математ...

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся.

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся....

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников

механизмы проведения педагогической диагностики ...

Педагогическая диагностика успешности обучения детей

Педагогическая диагностика успешности обучения детей...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...