Рабочая программа по чтению. 3 класс школы 8 вида.
рабочая программа (3 класс) на тему

Полякова Юлия Витальевна

Рабочая программа по чтению с развернутым календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3k.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида  № 108»

Адрес юридический:119421,  г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2

Почтовый адрес: 119421,  г. Москва,  Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,

тел./факс (499)  132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,

ИНН/КПП 7736210899/772801001

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа № 108

Бажанова Г.П.

«________»______________2016-2017уч.г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ

ДЛЯ    3 К   КЛАССА

НА  2016 -2017  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.

Срок действия - 1 год.

Разработчик программы:

Полякова Юлия Витальевна

Москва

2016г.

Пояснительная записка.

Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Чтение и развитие речи»:

1. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).

2.  ФГОС   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

3. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

4. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

5. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

6.  Учебный  план.

       7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108

       8. Программы по чтению и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  для 3 класса – М.; «Просвещение», 2006г. и учебников«Чтение», 3 класс, С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва,  Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011, " В. В. Воронкова, "Чтение", М., ВЛАДОС - 2012 г.                                                                                                                                        

     Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  3 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

        Уроки чтения и развития речи проводятся 5 раз в неделю. Чтение и развитие речи как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

        Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)   3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи в 1 и 2 классах,  уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 и 2 классах и  рассчитана на 170 часов в год, по 5 часов в неделю.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (легкая степень умственной отсталости)  3  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Чтение и развитие речи» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3  класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», ФГОС для ОВЗ в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».

           Основная цель – научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

1.Развивать навык правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами.

2.Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3.Учить самостоятельно работать с книгой.

Основополагающие принципы. 

        В основу программы по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  3 класса положены следующие принципы.

  Общедидактические принципы:

· сознательности и активности;

· наглядности;

· систематичности и последовательности;

· прочности;

· научности;

· доступности;

· связи теории с практикой.

Принципы  коррекционно-развивающего  обучения:

- динамичность восприятия;

- продуктивной обработки информации;

- развития и коррекции высших психических функций;

 - мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.

Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  по предмету «Чтение и развитие речи» в 3 классе.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Типы уроков:

- актуализация знаний и умений;

- изучение нового материала и первичное закрепление;

- комплексное применение знаний и умений;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

- контроль и коррекция знаний и умений;

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Используются ТСО: компьютерные презентации, слайды с иллюстрациями к тексту, музыкальные файлы mp.3

Общая характеристика учебного предмета

       Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

       Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. С выразительностью речи умственно отсталые обучающиеся знакомятся в 1, 2 и 3 классах. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.  Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Чтение и развитие речи» в 3 классе.

Минимальный уровень: осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень: читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по се- мантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа; читать текст про себя, выполняя задание учителя; выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.

Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:

-        понимание необходимости личного участия в формировании различных навыков;

-        навыки формирования собственной культуры;

-        готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-        готовность к личностному самоопределению;

-        уважительное отношение к иному мнению;

-        овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

-        этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

-        положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

-        дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-        навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

-        оказание бескорыстной помощи окружающим.

 Основное содержание  учебного курса

3 класс

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

      Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников.  Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках чтения и развития речи позволяет обучающимся, воспитанникам получать:

1.умение пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

2.развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка;

3.умение определять границы собственного знания/незнания;

4.умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности;

5.опыт выступать с  сообщением, умение задавать вопросы, корректно вести учебный диалог;

6.опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя), в сфере семейных отношений и обязанностей;

7.умение предвидеть последствия своих действий;

8.опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

9.опыт продуктивного взаимодействия с другими участниками общения;

10.умение сопрягать  личные интересы  с потребностями общества и морально – этическими нормами;

11.владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей;

12.умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм;

13.способность взять на себя ответственность;

14. умение выделить нравственный аспект поведения;

15.способность  действовать в соответствии с личной и общественной пользой;

16.осознание общественной значимости труда;

17.умение  представить себя, написать письмо, задать вопрос, вести беседу;

18.умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

19.элементарные представления о профессиях.

Нормы оценивания

Проверку навыков чтения проводят в начале учебного года, в конце каждой учебной четвери.

 «5» ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится обучающемуся, если он:
- затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;
- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя

I четверть

Тема уроков

Кол-во часов

Задачи

ЗУН

Опорные понятия

Дата

Домашнее

задание

Мы хотим учиться  Г.Белова

1

-Формировать навык выразительного чтения

-развивать фонематический слух

-воспитывать интерес к предмету

Уметь правильно, полно, отвечать на вопросы, уметь задавать их.

Уютный класс

С.5

Лисёнок-первоклассник В.Сухомлинский.

2

-продолжать учить правильному плавному чтению целыми словами; -пересказу рассказа по плану и иллюстрации

Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи

Уметь плавно читать  целыми словами

Хитрый, ленивый,

Послушный, смекалистый

С.6

Стихи о человеке и его часах С.Баруздин

1

Учить выразительному чтение стихотворения;

- продолжать учить отвечать на вопросы;

высказывать своего отношения к ситуации

Уметь выразительно читать стихотворение

Жить по часам , ценить каждый час

Как я под партой сидел В.Голявкин.

2

Отрабатывать навык правильного плавного чтения целыми словами;

-продолжать учить выборочному  чтению

-Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения

Уметь связно высказываться по плану. Правильно используя простые формы знакомых слов

Учитель

С. 6-7

Повторение по теме «Сентябрь начинается школьным звонком».

1

-Продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам, иллюстрациям, с помощью собственных наблюдений; развитие качеств чтения;

Коррекция связной монологической речи

Уметь составлять описательный рассказ по вопросам

Сентябрь начинается школьным звонком

С.8

Луг. Г.Демченко.

1

-формировать навык работы с иллюстрацией

-отрабатывать навык выразительного чтения

Уметь выразительно читать

Луг

разостлался

С.9

Одуванчик Е.Серова

1

-отрабатывать выразительное чтение,

 Развитие просодической стороны речи

Уметь выразительно читать

одуванчик

Выучить наизусть

Незабудки И.Соколову-Микитов

1

-продолжать учить  выразительно, чётко и правильно читать рассказ

-развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения; -обогащение активного словаря

Уметь выразительно читать рассказ и делать простейшие выводы

Незабудки

Отразилась голубизна, порхает

Рассвет в лесу И.Соколову-Микитов

1

Формировать умения находить в тексте и пересказывать заданный отрывок,

Отрабатывать технику выразительного чтения

Уметь находить в тексте и пересказывать заданный отрывок

Закуковала, поперхнулась, роса

С15-16

Ливень С.Козлов

1

-отрабатывать навык выразительного чтения, коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Уметь выделить главную мысль

Сухо звенели, засуха,сыпучая пыль, ливень

С.16-17

Жаркий день Л.Воронковой

1

-отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста, умение работать над содержанием произведения

-воспитывать нравственные качества

Уметь работать над содержание произведения

Столпились, ныряли, булькали,плескались

С16-18

Летний дождь Т.Днепровская

1

Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.

-воспитывать интерес к чтению, усидчивость

Уметь осознано читать

Солнышко палило, млела знойная земля

С.18-19

Повторение по теме «Вспомним лето!»

1

учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Формировать умение выборочного чтения

Месяц, жара, лето

С.19-20

Учёный кот В.Орлов

1

-совершенствовать технику чтения

-Развитие связной речи, техники чтения.

Уметь выразительно читать

Учёный кот

С.20-21(гусева)

Листья опадают с клёнов В. Песков

1

-Формировать умение учащихся пересказывать прочитанный текст

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Уметь пересказывать прочитанный текст

Золотой ковер, огненные листья

С.23-24

Осени щедрые дары В.Бианки

1

Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств

Уметь использовать выразительные средства чтения

щедрые

С.24-25

В поле Я. Тайцу

1

-учить выразительному чтению

-Воспитание бережного отношения к природе, умение видеть красивое

Уметь выразительно читать

Видимо-невидимо

С.26

Два лентяя(сказка)

1

-формировать умение давать оценку поступкам героев

Уметь оценивать поступки герое

лентяй

С.26-27

Важные дела С.Михалков

1

-отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста, умение работать над содержанием произведения

-воспитывать нравственные качества

Уметь работать над содержанием

Важные дела

С.33(гусева)

Е. Трутнева. Осень

1

-познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения

-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

Уметь выразительно читать

Золотая осень

С.45(гусева)

Осень на пороге Н.Сладков

1

-Обучение осознанному выразительному чтению

-пополнять активный и пассивный словарь учащихся

-Воспитание интереса к чтению и книге;

Уметь отвечать на вопросы

Оседлые, телогрейка

С.27-28

Посмотри как день прекрасен. И.Мазнин

1

-Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

Уметь выразительно читать

Небосклон, пылает, рдеют

С.29-30

Как птицы и звери к зиме готовятся Г.Снегирёв

2

Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

-развитие связной речи

Развивать связную речь

Откочевать, отмель, жернова

С.31

Рыжие листья Н.Грибачев

6

-Развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного

-воспитывать интерес к чтению

Уметь выразительно читать

Сена, берлога, коська

С.32

Яблоко В.Сутеев

3

Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.

-совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Уметь пересказывать прочитанное

Рассуди по справедливости

С.33-34

Железная дорога Н.Некрасов

2

Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

-развитие связной речи

Развитие связной речи

Рельсы, железная дорога

С.35

Н. Сладков. Эхо.

1

-отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста, умение работать над содержанием произведения

-воспитывать нравственные качества

Уметь плавно читать

эхо

наизусть

Грибы

В.Катаев

3

Формировать умение учащихся пересказывать прочитанный текст

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Уметь пересказывать прочитанное

Мухомор,

подосиновик

С.40(гусева)

Осень

Г. Скребицкий

3

познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения

-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

Уметь выразительно читать

Листья

зябко

С.36-37

Проверка техники чтения

1

Чтение осенних загадок и скороговорок.

2

-Учить выразительному чтению

-развивать память, мышление

Уметь характеризовать явления природы

Хоровод

вата

С38-39

Внеклассное чтение

2

-Учить выразительному чтению

-развивать память, мышление

Изучить произведения вне программы.

С.40

Тематическое планирование по чтению

3 класс, II четверть

Тема уроков

Кол-во часов

Задачи

ЗУН

Опорные понятия

Дата

Домашнее

задание

Ласточки пропали

А. Фет

1

-формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов

-развивать память через заучивание стихотворения наизусть

Уметь выразительно читать стихотворение

Ласточки

грачи

С.62

Осень наступила

А.Плещеев

1

-формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов
- корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями

Уметь выразительно читать стихотворение

Уныло

озимь

С.63

Улетают журавли И. Соколов - Микитов

1

-отрабатывать технику плавного послогового чтения и умение работать над содержанием произведения

Уметь работать над содержанием произведения

журавли

С.45

Родное

В.Орлов

1

-Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.

Уметь выразительно читать

Родня

родное

С.28

выучить

Осень К.Бальмонт

1

учить выразительному чтению

-Воспитание бережного отношения к природе, умение видеть красивое

Уметь выразительно читать

Брусника

блистает

С.61

Пусть будут и Соловей и жук

В.Сухомлинский

1

-совершенствовать технику чтения

-Развитие связной речи, техники чтения.

Уметь выразительно и бегло читать

Соловей

жужжание

С.26

Колосок(украинская сказка)

2

Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.

-совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Уметь читать по ролям, пересказывать прочитаный текст

Колосок

Молоть

пшеница

С.38

Обобщающий урок

1

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Уметь отвечать на вопросы с помощью текста

Удивительная верёвка М. Басина

2

учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

-учить пересказывать по составленному плану

-воспитывать уважение к труду

Уметь находить в тексте ответ на вопрос

верёвка

С.66

Уехали А. Барто

1

-отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста

Уметь выразительно и бегло читать

С.68

Вот какая история

К. Киршина

2

-Формировать умение учащихся пересказывать прочитанный текст

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Уметь пересказывать прочитанный текст

История

приключение

С.71

Зима Л. Яхнин

1

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Уметь находить нужный абзац для чтения

Зайчишка

Узор

мороз

С.41

Какая бывает зима М. Пляцковский

2

-Обучение осознанному выразительному чтению

-пополнять активный и пассивный словарь учащихся

-Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Уметь выразительно и бегло читать

Северный олень

Красногрудый снегирь

дворняжка

С.42

Зимнее утро А. Пушкин

1

Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

Уметь выразительно и бегло читать

Небеса

Прозрачный лес

иней

С.43

Отчего у белого медведя нос чёрный? сказка

1

 -Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

-развитие связной речи

Уметь отвечать на вопросы с помощью текста

Тундра

Морж

Тюлень

нерпа

С.44

Загадка

1

совершенствовать навык чтения,

- учить ориентироваться в тексте,

- развивать устную речь

Уметь выразительно и бегло читать

клюка

С.45

Суд над декабрём Н. Сладков

1

 -Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.

-совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Уметь читать по ролям, пересказывать прочитаный текст

Самоуправство

Скучища

Филин

глухарь

С.46

Загадки на снегу Е. Ровинская

1

Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств;

Уметь выразительно и бегло читать

Намело

Бульдог

балкон

С.49

Лиса и волк.

4

-познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения

-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся

Уметь читать по ролям

Старики

Горевать

Куманёк

Прорубь

Кума

Волчий хвост

С.50

Как на горке, на горе А.Прокофьев

1

-Развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного

-воспитывать интерес к чтению

Уметь выразительно и бегло читать

Санки

лыжи

С.56

Гололедица

В. Берестова

2

-формировать навык внимательного, правильного чтения

-корригировать и развивать устную связную речь

Уметь пересказывать прочитанное

гололедица

С.131

Чудная картина

А.Фет

2

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Уметь находить в тексте ответ

Белка

Объедать ягоды

гостья

С.57

Редкая гостья По Г. Скребицкому

2

-Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.

-совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Уметь отвечать на вопросы с помощью текста

С.57

Заучивание стихотворении к Новому году.

Знакомство с содержанием стихотворения

--Развитие слухового восприятия и выразительной речи.

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Уметь выразительно рассказывать стихотворение по памяти

Тематическое планирование по чтению

3 класс, III четверть

Тема уроков

Кол-во часов

Задачи

ЗУН

Опорные понятия

Дата

Домашнее

задание

Урок дружбы М. Пляцковский

1

Продолжать учить выразительному, осознанному чтению

-Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения

Уметь

- правильно читать вслух и про себя;

- выделять главную мысль произведения

Как трудно бить баклуши По М.Бартеневу

2

-формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения

-воспитывать интерес к предмету

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

баклуши

Просто старушка В.Осеева

1

-познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатыватьнавыквыразительногочтения

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя

старушка

Смелый,да не очень М.Зощенко

1

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

-учить пересказывать по составленному плану

Уметь пересказывать рассказ по плану

Ко мне пришел гость По Б.Бушелевой

2

-Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.

Уметь выразительно читать

Три товарища В.Осеева

1

-Продолжать учить выразительному, осознанному чтению

-Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения

Уметь отвечать на вопросы с помощью текста

товарищи

ДвапирожныхЮ.Ермолаев

1

-совершенствовать технику чтения

-Развитие связной речи, техники чтения.

Уметь выразительно и бегло читать

Что сказала бы мама? Л.Воронкова

2

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Уметь находить нужный абзац для чтения

Кем быть и кем не быть? По Я.Пинясову

2

Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения

Уметь выразительно и бегло читать

Волшебное слово В.Осеева

4

-познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения

-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся

Уметь - выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки

Волшебное слово

Бумажный змей Е. Пермяк

1

-Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

-развитие связной речи

Уметь рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного

Бумажный змей

Как же так получилось А. Котовщикова

2

учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

-учить пересказывать по составленному плану

-воспитывать нравственные чувства

Уметь отвечать на вопросы с помощью текста

МойдодырК.Чуковский

2

совершенствовать навык чтения,

- учить ориентироваться в тексте,

- развивать устную речь

Уметь выразительно и бегло читать

Обобщающий урок по теме «О хорошем и плохом»

1

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Уметь выразительно и бегло читать

Как мужик гусей делил

2

-Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности

Уметь читать по ролям, пересказывать прочитанный текст

Каша из топора

2

-познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения

-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся

Уметь выразительно и бегло читать

Ворона и рак

1

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Уметь отвечать на вопросы по тексту

Двое на одном бревне

2

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения  по ролям;

-корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями

Уметь - выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки

Палочка-выручалочка По В.Сутееву

2

-Развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного

-воспитывать интерес к чтению

Уметь

- правильно читать вслух и про себя;

- выделять главную мысль произведения

Палочка-выручалочка

Мужик и медведь

2

-Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.

-воспитывать интерес к чтению, усидчивость

Уметь отвечать на вопросы по тексту

Про бурого мишку и мышку-вертушку

2

Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения

Уметь читать по ролям, пересказывать прочитанный текст

Хаврошечка

3

познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения

-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

Весна Г. Ладонщиков

1

Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств

Уметь выразительно и бегло читать

Весна По Л.Толстому

1

Знакомство с содержанием стихотворения

--Развитие слухового восприятия и выразительной речи.

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Уметь отвечать на вопросы с помощью текста

Подснежник Е.Серова

1

Знакомство с содержанием стихотворения

-Развитие слухового восприятия и выразительной речи.

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Уметь

- правильно читать вслух и про себя;

- выделять главную мысль произведения

Подснежник Х.К.Андерсен

3

Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.

-совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

Весенняя песня В.Бирюков

1

-формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения  

Уметь выразительно и бегло читать

Как Миша хотел маму перехитрить Е.Пермяк

2

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения  по ролям;

-корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

Урок обобщения по теме «Весна пришла»

3

-Продолжать учить выразительному, осознанному чтению

- учить ориентироваться в тексте,

- развивать устную речь

Уметь

- правильно читать вслух и про себя;

- выделять главную мысль произведения

Тематическое планирование по чтению

3 класс, IV четверть

Тема уроков

Кол-во часов

Задачи

ЗУН

Опорные понятия

Дата

Домашнее

задание

Стальное колечко К.Паустовский

1

Продолжать учить выразительному чтение; отвечать на вопросы; развивать мышление, речь

Уметь правильно, выразительно читать

Стальное колечко

околица

Камень, ручей, сосулька и солнце Э.Шим

1

Продолжать учить выразительному чтение; отвечать на вопросы; развивать мышление, речь

Уметь правильно, выразительно читать

Болобочут, лежебока, просверливаю, пустомелю

Последняя льдина По В.Бианки

1

-формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения

-воспитывать интерес к предмету

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

Крестьяне, трясогузки, сухопутные зверюшки

Голубой апрель А. Барков

2

-познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя

Верба, ивнячок, мать –и – мачеха, поленница

Никого не обижай К.Россетти

1

-Продолжать учить выразительному, осознанному чтению

-Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения

Уметь отвечать на вопросы с помощью текста

Лев и собачка По Л.Толстому

1

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Уметь находить нужный абзац для чтения

Вспрыгнул, метался

Как слон спас хозяина от тигра Б.Житков

1

-Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

-развитие связной речи

Уметь рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного

Индусы, пятился, насторожился, оземь

Пожарные собаки Л.Толстой

1

совершенствовать навык чтения,

- учить ориентироваться в тексте,

- развивать устную речь

Уметь выразительно и бегло читать

Приучены

Двойка Е.Пермяк

1

-Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности

Уметь выразительно и бегло читать

Кудлатая

Хрюшка обижается В. Орлов

1

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Уметь отвечать на вопросы по тексту

Атласный

Где сметана?

1

-учить выборочному чтению

-продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста

Развитие умений выборочного чтения; полных, связных ответов на вопросы

караулил

Обобщающий урок по теме «О тех, кто рядом с нами»

1

Обобщить знания по пройденным произведениям

Уметь правильно, выразительно читать

Пых русская сказка

1

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения  по ролям;

-корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями

Уметь - выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки

Борозда.передничек

Живая шляпа Н.Носов

2

-Развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного

-воспитывать интерес к чтению

Уметь

- правильно читать вслух и про себя;

- выделять главную мысль произведения

Комол, клюшка

Как Незнайка катался на газированном автомобиле По Н.Носову

3

 -Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.

-воспитывать интерес к чтению, усидчивость

Уметь отвечать на вопросы по тексту

Механик, коротышек, клепали, паяли,

Обобщающий урок по теме « Смешные истории»

1

Обобщить знания по пройденным произведениям

Уметь правильно, выразительно читать

Ландыши Е.Серов

1

 познакомить учащихся с новым произведением;

-отрабатывать навык выразительного чтения

-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

Смола, фарфор, корневища

Ландыши И.Соколов-Микитов

2

Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств

Уметь выразительно и бегло читать

Девятое мая Г.Виеру, Вечный цветок А.Митяев

2

-формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения  

Уметь выразительно и бегло читать

Стужа

Черёмуха И.Соколов-Микитов

1

Знакомство с содержанием стихотворения

-Развитие слухового восприятия и выразительной речи.

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Уметь выразительно читать

черёмуха

Драчуны И. Яковлева

1

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения  по ролям;

-корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

Рассвирепело, великаны

Лесной голосок Г.Скребицкий

2

-Продолжать учить выразительному, осознанному чтению

- учить ориентироваться в тексте,

- развивать устную речь

Уметь

- правильно читать вслух и про себя;

- выделять главную мысль произведения

Орешник, пестринки, шмыг

Обобщающий урок по теме «Месяц май»

1

-Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.

-воспитывать интерес к чтению, усидчивость

Уметь отвечать на вопросы по тексту

Лето в лесу И.Соколов-Микитов

1

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения  по ролям;

-корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

Привольно, иволга, чащоба

Гроза в лесу Л.Толстой

1

-Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности

Уметь отвечать на вопросы по тексту

Купание медвежат По В.Бианки

1

-Продолжать учить выразительному, осознанному чтению

- учить ориентироваться в тексте,

- развивать устную речь

Умение правильно, выразительно читать; развитие умений ролевого чтения

Шиворот, выполоскал, знойный

Акула Л.Толстой

2

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения  по ролям;

-корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

-  выразительно читать

Якорь, пустыня Сахара, артиллерист

Секретное слово По С. Полетаеву

4

-Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.

-воспитывать интерес к чтению, усидчивость

Уметь

- правильно читать вслух и про себя;

- выделять главную мысль произведения

Водовоз, возок, механизатор, водонапорная башня, жигнул, осердил, оглобли

Обобщающий урок по теме «Лето красное»

1

Обобщить знания по пройденным произведениям

Уметь отвечать на вопросы по тексту

Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Чтение и развитие речи» в 3классе.

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Проектор

3. Компактная активная стерео система PROMETEAN

Наглядные и дидактические материалы

Наименование материала

1.

Азбука «От А до Я»

2.

Лента букв

3.

Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания»

4.

Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»

5.

Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые»

6.

Набор карточек «Дикие кошки»

7.

Рассказы по картинкам «Родная природа»

8.

Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы»

9.

Набор карточек «Цветы»

10.

Набор карточек «Ягоды»

11.

Набор карточек «Птицы»

12.

Набор карточек «Домашние животные и птицы»

13.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»

14.

Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии»

15.

Плакат «Времена года»

16.

Плакат «Домашние животные»

17.

Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов

18.

Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории»

19.

Школьный словарик «Птицы России»

20.

Школьный словарик «Животные России»

21.

Школьный словарик «Растения России»

Список литературы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006 г.

2. Учебник «Чтение», 3 класс, С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва,  Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011                                                                                                                                          

3. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида» А.К. Аксёнова

4. «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» А.И. Липкина, М.И. Оморокова.

5. Учебник «Чтение» авт. – сост. В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012.

Приложение.

Контрольно - измерительные  материалы

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
  • пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 5—8 стихотворений

КОНЬ НА КРЫШЕ (входная)

     В старину избы часто украшали коньками. Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь! А если нападал враг на русскую землю, то и на войну шёл добрый конь. И, случалось, выносил с поля боя раненого хозяина, спасая ему жизнь. Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

    Живёт конёк на крыше. Тучи проплывут, дождик прольётся – и станет конь тёмным. А солнышко выглянет – и в его лучах кажется он уже розовым, золотым. И как будто ещё выше поднимет голову – гордится собой.

Е. Каменева

СОЛНЦЕ И РАДУГА (входная)

       Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга – радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

        Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

К. Ушинский

ЛЕБЕДИ (входная)

     Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою.

     На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

     Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

     Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

     Лебедь опустился на воду и сложил крылья…

Л. Толстой

ГРОЗА (промежуточная)

     Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Ракиты тревожно шелестели и лепетали. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали по листьям. Сверкнула молния. Грянул гром. Дождь полил ручьями. Но вот солнце опять засияло. Как всё засверкало вокруг! Как свеж и прозрачен воздух! Как пахнет земляникой и грибами!

По И. Тургеневу

   

ХУДОЖНИК – ЗИМА (промежуточная)  

      Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

      Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину исправит.

       Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадётся. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

Г. Скребицкий

СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА (итоговая)

    Жила-была  жаба – неуклюжая, некрасивая…

    К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она -  жаба. Во-первых, потому, что была совсем маленькая и вообще мало что знала, а во-вторых, потому, что её никто так не называл. Она жила в саду, где росли деревья, кусты и цветы. А ты должен знать, что деревья, кусты и цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не  станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?

     Ну вот, деревья, кусты и цветы очень любили жабу и потому звали её самыми ласковыми именами. Особенно цветы.

     Когда  жаба появилась в саду, цветы спросили, как её зовут, она ответила, что не знает.

- Мы сами тебе придумаем имя! – сказали Анютины глазки.

Б.Захадер

ПРАЗДНИК СИНИЦ (итоговая)

    Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник  слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали двенадцатое ноября праздник «День синицы».

    В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.

    Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. Посередине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится…

     Вся синичья  семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней  осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.

В. Корабельников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению .2класс, школа 8 вида.

Рабочая программа по чтению. 2 класс, школа 8 вида....

Рабочая программа для подготовительного класса школы 2 вида

Рабочая программа для подготовительного класса школ  2 вида ( для слабослышащих детей)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа для 1 класса школы 8 вида

Рабочая программа для 1 класса по предмету "Речевая практика" для коррекционной  школы...

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...

Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.

Рабочие программы 1-4 классы "Школа  России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....

Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе

Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...