Рабочая программа по развитию речи. 3 класс школы 8 вида.
рабочая программа (3 класс) на тему

Полякова Юлия Витальевна

Рабочая программа по развитию речи с подробным календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_3k.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида  № 108»

Адрес юридический:119421,  г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2

Почтовый адрес: 119421,  г. Москва,  Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,

тел./факс (499)  132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,

ИНН/КПП 7736210899/772801001

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа № 108

Бажанова Г.П.

«________»______________2016-2017уч.г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ    3 К   КЛАССА

НА  2016 -2017  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.

Срок действия - 1 год.

Разработчик программы:

Полякова Юлия Витальевна

Москва

2016г.

Пояснительная записка.

Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»:

1. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).

2.  ФГОС   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

3. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

4. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

5. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

6.  Учебный  план.

       7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108

       8. Программы по письму и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

       9.  Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2016 год.

Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2006 год.

     Программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  , направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,  который необходим им для социальной адаптации.

Структурно и содержательно программа для 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития  речи,  чтения и развития  речи , развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе, и рассчитана на 34 часав год,  1 ч в неделю.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» предназначена для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  в 3  классе  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3  классе   детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  в образовательной области «Язык и речевая практика»,  ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности.

                                          Задачи:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3  класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Достаточный уровень освоения предметных результатов

Обучающиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

ухаживать за одеждой и обувью;

поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила уличного движения.

Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения.

Минимальный  уровень освоения предметных результатов

        Обучающиеся должны уметь:

называть и с помощью характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

с помощью высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

с помощью ухаживать за одеждой и обувью;

с помощью поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила уличного движения.

Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:

-        понимание необходимости личного участия в формировании различных навыков;

-        навыки формирования собственной культуры;

-        готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-        готовность к личностному самоопределению;

-        уважительное отношение к иному мнению;

-        овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

-        этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

-        положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

-        дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-        навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

-        оказание бескорыстной помощи окружающим.

Общая характеристика курса

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности.
      У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (
стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), обучающиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью обучающихся, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, обучающиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.

3 класс

      Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
      Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
      Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
      Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
      Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
      Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
      
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
      
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
      
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
      
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
      
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
      
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
      
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
      
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
      
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
      
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
      
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
      
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
      
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
      
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
      
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
      
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
      
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
      Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
      
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
      
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
      
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
      
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
      Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Экскурсий - 4

Нормы оценивания:

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и некоторые ошибки в речи (1-2 ошибки), которые исправляет при помощи учителя.
         
«3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.
           
«2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в ответах;  не использует помощь учителя.


Учебно-тематическое планирование уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3К  классе.

Дата

Тема

Коррекционные задачи

Словарь

Тип урока

Оборудование

Повторение

Домашнее задание

1

 Сезонные изменения в природе. Признаки лета. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Цветение трав

Экскурсия

Плакат «Времена года».  Дидактический материал А.К. Аксёнова

Летние забавы.

№2, стр. 5. Повторить признаки лета.

2

 Улица, на которой расположена школа.  Дома, тротуары. Школьный и домашний адрес.  

Коррекция зрительного восприятия

Тротуар, адрес

Комбинированный

Табличка «адрес», картинки с изображением улиц, учебные принадлежности.

Школьный и домашний адрес.

№2, стр. 31. Повторить школьный и домашний адрес.

3

 Растения на клумбах. Астры, бархатцы. Узнавание и называние. Части растений:

корень, стебель, листья, цветки.

Коррекция зрительного восприятия

Бархатцы, астры

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с иллюстрациями цветов, частей растений,  набор карточек «Цветы»

Бахчевые культуры.

№2, стр.27. Повторить названия цветов на клумбах.

4

Труд людей осенью.

Труд людей города и села.

Коррекция мышления

Лопата

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с иллюстрациями

Виды работ на огороде осенью..

№2, стр. 10. Повторить правила вскапывания почвы.

5

 Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе.

Коррекция речевой сферы

Туманы

Обобщение и систематизация знаний и умений

Слайд с иллюстрацией «Осень», Пособие «Родная природа»

Признаки осени.

№2, стр. 29. Повторить названия осенних месяцев.

6

 Ягоды. Рябина, калина. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Коррекция зрительного восприятия

Калина, рябина

Изучение нового материала и первичное закрепление

Учебные принадлежности, слайды с картинками «Ягоды», набор карточек «Ягоды»

Названия осенних месяцев.

№2, стр.25. Повторить названия ягод.

7

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус.

Коррекция внимания

Трамвай, троллейбус

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности,  слайды с иллюстрациями «Транспорт»

Воздушный транспорт.

№1, стр.44. Повторить виды транспорта.

8

Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Коррекция мышления

Светофор

Комбинированный

Учебные принадлежности,  дорожные знаки, картинки «Переход».

Виды транспорта.

№1, стр. 48. Повторить ПДД.

9

Посуда. Чашка, стакан, тарелка, кружка, блюдце, миска. Различение.

Коррекция зрительного восприятия

Блюдце

Комбинированный

Учебные принадлежности,  слайды с картинками «Посуда».

Названия посуды

№2, стр. 51. Повторить названия посуды.

10

Изменения в природе поздней осенью. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Увядание трав

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Названия осенних месяцев.

№2, стр. 39. Повторить признаки осени.

11

 Овощи. Картофель. Внешний вид клубня картофеля. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой.

Коррекция зрительного восприятия

Клубень

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности, картофель.

Овощи.

№1, стр. 13. Повторить названия овощей

12

 Свекла.

Коррекция мышления

Корнеплод

Комбинированный

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности,  картинки «Овощи», свекла.

Овощные блюда.

№2, стр. 17. Повторить стр. 15

13

 Растения. Деревья, кустарники. Узнавание, различение.

Коррекция зрительного восприятия

Кустарники

Актуализация знаний и умений

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», слайды с  картинками «Деревья», «Кустарники»

Части дерева.

№3, стр. 33. Повторить  деревья и кустарники

14

Одежда. Назначение различных видов одежды. Шапка, шляпа, берет, шарф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы.

Коррекция мышления

Гольфы

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с  картинками «Одежда».

Сезонная одежда.

№1, стр. 60. Повторить виды одежды.

15

 Зимние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Иней

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Зимние месяцы.

№2, стр. 55. Повторить признаки зимы.

16

 Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Снегопад

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, слайды с картинками на тему «Зима».

Признаки зимы.

№2, стр. 57. Повторить названия зимних месяцев.

17

Обувь: зимняя, летняя, осеннее – весенняя.

Коррекция внимания

Весеннее – осенняя обувь

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с  картинками  «Обувь».

Назначение обуви.

№1, стр.65. Повторить виды обуви.

18

Комнатные растения. Герань. Традесканция

Коррекция внимания

Герань

Традесканция

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Растение герань, традесканцияучебные принадлежности,  слайды с картинками «Комнатные растения».

Названия комнатных растений.

№1, стр.11 5. Повторить названия комнатных растений.

19

 Домашние животные. Коза. Овца  Части тела, питание, польза, приносимая людям.

Коррекция зрительного восприятия

Польза

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Животные»

Дикие и домашние животные

№2, стр. 99. Повторить названия домашних животных.

20

Дикие животные.

Коррекция мышления

Повадки

Комбинированный

Учебные принадлежности,  слайд с картинкой «Еж», «Лесные истории», часть 1

Польза домашних животных.

№1-2, стр.104. Повторить названия диких животных.

21

Птицы. Снегирь. Величина птицы. Части тела. Чем покрыто тело. Польза. Подкормка птиц зимой.

Коррекция зрительного восприятия

Подкормка, снегирь

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы», школьный словарик «Птицы России»

Повадки диких животных.

№1-2, стр. 74. Повторить названия птиц.

22

Птицы. Зимующие.

Коррекция зрительного восприятия

Воробей, голубь

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы», школьный словарик «Птицы России»

Названия птиц.

№3, стр. 76. Повторить зимующих птиц.

23

Домашние птицы. Курица. Утка.  Основные части тела, питание. Уход.

Коррекция зрительного восприятия

Части тела

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, набор карточек «Домашние  животные и птицы»

Домашние и дикие животные.

№2, стр. 84. Повторить названия домашних птиц.

24

Птицы. Перелетные.

Коррекция внимания

Грач , гуси

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, картинки «Птицы».

Части тела птиц.

№2, стр.78. Повторить  названия домашних птиц.

25

Птицы: перелетные и зимующие.

Коррекция мышления

Перелетные, зимующие

Актуализация знаний и умений

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы».

Перелетные птицы.

№2, стр. 80. Повторить зимующих птиц.

26

Весенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Весна

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Зимующие птицы.

№2, стр. 109. Повторить признаки весны.

27

 Раннецветущие растения. Подснежник.

Коррекция зрительного восприятия

Подснежник

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, набор карточек «Цветы».

Названия весенних месяцев.

№2-3, стр. 118. Повторить названия раннецветущих растений.

28

Охрана здоровья. Лицо. Части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, брови, нос, рот.

Коррекция внимания

Подбородок

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, слайды с картинками  «Части тела человека».

Правила личной гигиены.

Стр. 132. Повторить части тела человека.

29

Глаза. Веки, брови, ресницы (назначение – защита глаз). Как сохранить зрение.

Коррекция внимания

Ресницы, веки

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с картинками  «Части тела человека».

Части тела человека.

№1-3, стр. 134. Повторить части тела человека.

30

Уши. Как беречь уши.

Коррекция мышления

Слух

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 135

Части тела.

№1-3, стр. 136. Повторить части тела человека.

31

Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком.

Коррекция внимания

Носовой платок

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 136

Правила личной гигиены.

№1-2, стр. 138. Повторить правила личной гигиены.

32

Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов. Уход за зубами.

Коррекция внимания

Язык

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 136, 137

Уход за ушами.

№1-2, стр. 142. Повторить правила личной гигиены.

33

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Гроза

Обобщение  и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, иллюстрация «Весна».

Признаки весны.

№2-3, стр. 128. Повторить названия весенних месяцев.

34

Насекомые. Муравей. Муха и др. Называние. Внешний вид. Где живут.

Коррекция зрительного восприятия

Стрекоза

Муравей

Комбинированный

Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Насекомые».

Названия насекомых.

№2, стр. 120. Повторить названия насекомых.


Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Проектор

3. Компактная активная стерео-система  Prometean

Наглядные и дидактические материалы

Наименование материала

1.

Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания»

2.

Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»

3.

Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые»

4.

Набор карточек «Дикие кошки»

5.

Рассказы по картинкам «Родная природа»

6.

Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы»

7.

Набор карточек «Цветы»

8.

Набор карточек «Ягоды»

9.

Набор карточек «Птицы»

10.

Набор карточек «Домашние животные и птицы»

11.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»

12.

Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии»

13.

Плакат «Времена года»

14.

Плакат «Домашние животные»

15.

Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов

16.

Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории»

17.

Школьный словарик «Птицы России»

18.

Школьный словарик «Животные России»

19.

Школьный словарик «Растения России»

Литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006 г.

2. Учебник «Знакомство с окружающим миром», 3 класс,  Е.Д. Худенко, И.А.Терехова,  Москва, «АРКТИ», 2006 год

3. «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» А.И. Липкина, М.И. Оморокова.

4. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. — М.: Педагогика, 1977

5.  Е.Д. Худенко Планирование уроков развития речи для специальных (коррекционных)  школ VIII вида. 3 класс. М. Издательский центр «Аркти» 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....

рабочая программа по развитию речи для 2 класса для коррекционной школы 5 вида

Программа разработана на основе программы по развитию речи для 2 класса  на материалах учебных пособий Т. Н. Соколовой «Школа развития речи» и Л. В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»...

Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...