" Работа с одарёнными детьми"
методическая разработка на тему

Марина Валентиновна Новикова

Под одаренностью многие специалисты понимают заложенные на генетическом уровне способности ребенка, а также темп их развития и возможность достижения незаурядных результатов в одном или сразу в нескольких видах деятельности. На сегодняшний день существует две кардинально противоположные точки зрения: все дети являются одаренными от рождения и одаренные дети встречаются очень редко. Такое противоречие мнений можно объяснить тем, что специалисты выделяют два вида одаренности: 

  • потенциальную - одаренность, которая не заметна сразу, но проявляется со временем под воздействием благоприятных обстоятельств. Этот вид одаренности присущ многим детям;
  • актуальную - очевидная одаренность, которая проявляется с раннего возраста и хорошо заметна всем окружающим. Актуально одаренные дети встречаются очень редко. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryon.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации г. Подольска

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста

Прогимназия №58

Выступление на ШМО

 " Работа с одарёнными детьми"

Новикова Марина Валентиновна

учитель начальных классов

 

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Одаренные дети и их обучение в школе

Под одаренностью многие специалисты понимают заложенные на генетическом уровне способности ребенка, а также темп их развития и возможность достижения незаурядных результатов в одном или сразу в нескольких видах деятельности. На сегодняшний день существует две кардинально противоположные точки зрения: все дети являются одаренными от рождения и одаренные дети встречаются очень редко. Такое противоречие мнений можно объяснить тем, что специалисты выделяют два вида одаренности: 

  • потенциальную - одаренность, которая не заметна сразу, но проявляется со временем под воздействием благоприятных обстоятельств. Этот вид одаренности присущ многим детям;
  • актуальную - очевидная одаренность, которая проявляется с раннего возраста и хорошо заметна всем окружающим. Актуально одаренные дети встречаются очень редко. 

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что практически каждый ученик начальной школы, обладает явной или скрытой одаренностью. А вот развитие одаренности зависит от внешнего окружения ребенка (среды и воспитания), которое может как подавить одаренность, так и раскрыть все ее грани и превратить в выдающийся талант. Необходимо отметить, что работа с одаренностью ребенка должна начинаться уже в начальной школе, где имеются все необходимые возможности (в том числе, квалифицированные педагоги и психологи) для выявления, поддержки и развития детской одаренности.

РАБОТА ШКОЛЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений является поддержка и развитие творческого потенциала учащихся. Поэтому в школах активно ведется системная работа с одаренными детьми, которая заключается в предоставлении широкого выбора занятий, направленных на развитие школьника: предметные олимпиады, экскурсии, секции, кружки, КВНы, соревнования и т.д.

Как правило, одаренность детей школьного возраста проявляется в:

  • высокой продуктивности мышления;
  • способности к прогнозированию;
  • высокой концентрации внимания;
  • легкости ассоциирования.

Успешному развитию одаренности способствуют характерные особенности детей младшего школьного возраста: впечатлительность, повышенная восприимчивость, доверчивое подчинение авторитету педагогов и других взрослых, наивно-игровое отношение к тому, с чем они сталкиваются и любопытство.  

Основная работа школы с одаренными детьми заключается в том, чтобы построить учебно-воспитательный процесс, позволяющий учитывать индивидуальные особенности детей и подготовить почву для дальнейших реализаций природных способностей ребенка. Как правило, после выявления одаренности у ребенка с ним начинают работу две группы педагогов:

  • учителя-предметники, которые возбуждают интерес к своему предмету и создают атмосферу эмоциональной включенности;
  • наставник (психолог, классный руководитель, учитель-предметник или руководитель секции/кружка), который помогает в научно-исследовательской деятельности по выбранной учеником теме.

Координацией индивидуальной работы всех лиц, принимающих участие в жизни одаренного ребенка, занимается классный руководитель, который обеспечивает необходимое общение и связь с родителями ученика. 

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ

В современных школах существует несколько методов выявления одаренности у детей, среди которых наибольшей популярностью пользуются такие, как:

  • Наблюдение за детьми во время занятий и во внешкольной деятельности;
  • Психодиагностические тренинги;
  • Проведение "пробных" занятий по специальным программам и привлечение детей к специальным предметно-ориентированным и игровым занятиям;
  • Оценивание результатов творческой деятельности детей (технических моделей, рисунков, стихов и т.д.) с привлечением профессионалов;
  • Организация предметных и интеллектуальных олимпиад, спортивных соревнований, конференций, фестивалей, творческих конкурсов и т.д.

Необходимо отметить, что яркие проявления одаренности ребенка, свидетельствующие о начальных успехах в некоторых занятиях, не гарантируют социально значимых достижений в будущем. Однако оставлять их без внимания нельзя, поскольку они могут быть предпосылками настоящего таланта. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....