Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
статья на тему

Балсанова Эржэна Балдановна

Формирование  контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kod.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников

Цели контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в начальной школе:

  • вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе;
  • создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников.

Педагогические условия и педагогические средства решения проблемы:

  • выделить и описать этапы становления контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
  • найти или разработать оптимальные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;
  • разработать систему проверочных, диагностических работ для отслеживания контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и динамики формирования способов их деятельности;
  • разработать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся.

Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

Два вида оценки:

Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке.

Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом

Педагогические приемы, средства и организационные формы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников

  • прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
  • прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
  • прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
  • прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
  • прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
  • прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
  • прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
  • прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
  • прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
  • прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание.

Организация контрольно-оценочной деятельности

Если педагог хочет решить задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, то ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, то есть проявлять оценочную самостоятельность

Задачи контроля

  • Одной из функций контроля является сравнение достигнутого учащимися в процессе обучения уровня освоения знаний и способов с уровнем, которого требует программа. При этом учитель выясняет, на каком этапе обучения произошел «сбой».
  • Ученику оценка позволяет определить успехи и выявить недочеты в учении. Ученик должен понимать необходимость самоконтроля для достижения лучших результатов обучения.
  • В результате анализа успехов и неуспехов школьников, учитель вместе с детьми осуществляет ориентировочную деятельность, намечая перспективы работы с каждым учащимся.
  • Методы обучения изменяются в соответствии с уровнем развития и достижениями школьников. Корректирующая функция оценки – изменение последующего процесса обучения.

Требования к организации контроля

  1. Учитывать психологические особенности учащихся:
  • неумение соотнести полученные результаты с образцом;
  • слабый контроль и самоконтроль;
  • неумение найти ошибки в работе;
  • определить причины их возникновения.
  1. Учет индивидуальных возможностей школьников, темп и характер овладения способами действий при решении учебной задачи.
  2. Создание положительного отношения к учению и ориентировка на успех деятельности ребенка.
  3. Отказ от балльной оценки в первом классе. Общепринятая 5-балльная система оценивания является травмирующим элементом начального обучения. Так как имеет следующие эффекты:
  • искажение отношений ученика с учителем и родителями;
  • повышение тревожности и невротизация детей;
  • искажение учебной мотивации;
  • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика.

Критериальная оценка

позволяет:

  • Любому ребенку увидеть свои успехи (есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).
  • Удерживает учебную функцию отметки (крестик отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании).
  • Помогает избежать сравнения детей между собой.

Правила оценочной безопасности

  • Не скупиться на похвалу (часто достаточно улыбки, одобрительного кивка и т.д.)
  • Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.
  • Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  • Ставить перед ребенком конкретные цели.
  • Не надо ставить перед учащимися несколько задач одновременно.
  • Учитель должен начать практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Формирование оценочной самостоятельности

Этап 1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке: под руководством педагога ученик рисует шкалу, определяет критерий оценки (чему мы учились сейчас?), оценивает свою работу или ее часть.

Этап 2. Самооценка ученика дифференцируется: ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Этап 3. Предметом совместной работы становится способ производства формальной оценки (например, бальной).

Этап 4. Приведение всех оценок к единому знаменателю, необходим способ перевода одной шкалы в другую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"

Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянног...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Класс объединяет детей, из которых нужно создать коллек­тив и научить жить, заботясь о благополучии друг друга и ок­ружающих. Для того, чтобы ребенок смог проявить и развить свои способности, чувствов...

Формирование самостоятельности младших школьников, как основа личностного самоопределения.

Презентация по теме самообразования. Срок реализации темы 4 года.     В связи с растущим потоком информации происходит «износ знаний», т.е. те знания, которые мы имеем сегодня, зав...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников посредствам интегрированных занятий по информационной культуре

Установленные признаки зависимости между степенью усвоения учениками общих подходов к работе с информацией (текстовой, графической, числовой и др.) и уровнем их познавательной самостоятельн...

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...