Доклад
статья (1 класс) на тему

Исмаилова Эльмира Руштыевна

Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_motivatsiya.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении

 учителей начальных классов от 31. 10. 2018 г.

Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения.

Исмаилова Эльмира Руштыевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2»

г.Бахчисарай РК

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

На наш взгляд, учителям следует учитывать, что существует много различных причин снижения мотивации учении.

Причинами снижения мотивации, зависящие от учителя:

  • являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающею перегрузку учащихся;
  • невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
  • неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
  • особенности личности учителя.

Как показывает практика, учителя далеко не всегда уделяю должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приноси. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

 Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются

  • низкий уровень знаний;
  • несформированность учебной деятельности;
  • приёмов самостоятельного приобретения знаний;
  • не сложившиеся отношения с классом;
  • в единичных случаях - задержки развития;
  • аномальное развитие.

Какие же пути решения этой проблемы?

ПЕРВЫЙ ПУТЬ.

Создание условий развития учебной мотивации современного школьника:

1.      Предоставление свободы выбора.

2.      Максимально возможное снятие внешнего контроля.

3.   Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика.

4.      Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и   взаимного уважения.

5.      Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.

6.      Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.

7.     Формирование обобщенных методов (способов) работы   с   базовыми знаниями.

8.      Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и

умел их применять.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели. 

ВТОРОЙ ПУТЬ

Создание условий развития учебной мотивации современного учителя:

1. Осмысленная деятельность учителя .

2. Развитие внутренней мотивации у учителя.

3. Мотивировать учащихся на успех.

4. Развивать любознательность и познавательный интерес у учащихся.

5. Взаимоотношение учителя с классом.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения.  Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными ценностями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером  их общения с ребенком и многими другими факторами. Это надо принять как данность, которую не изменить.

Поэтому задача учителя начальных классов – создать для ребенка комфортные, благоприятные условия для учебы, когда всем интересно, уютно, тепло от общения с учителем и одноклассниками, когда каждый ребенок чувствует любовь и уважение к себе.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 - 60%) адаптируется в течение 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца 1 полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают  его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. Поэтому все первоклассники в этот нелегкий для них период  нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. 

Сегодня урок является основной формой учебных занятий в школе. И чтобы дети не утратили интерес к предмету, урок должен быть созвучен времени. Сейчас у учителя имеется множество разнообразных педагогических приёмов и методов, современных технических средств, способствующих повышению  учебной мотивации школьников на уроках .

Девиз моей педагогической деятельности  звучит так:   « Учение без принуждения », а  главную   задачу вижу в том , чтобы   сделать процесс обучения     занимательным .

          Для мотивации учения, формирования умения учиться, развития творческих способностей учащихся я применяю нетрадиционные методы и  приёмы, которые помогают детям не только усваивать материал, но позволяют это делать с интересом, увлечённо.

          Предлагаемые задания учитель может использовать на любом этапе урока. Главное – дать возможность учащимся наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы.

       На уроках, чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, предлагаю им « Сказки для школьной адаптации». Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников, которыми являются: учитель - ежик, а ученики - зайчата, лисята, медвежата, волчата. Тематика сказок различна: создание "Лесной школы", букет для учителя, смешные страхи, школьные правила. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, формирует позитивные модели поведения в реальной жизни.
       В формировании учебной мотивации существенную роль играет уровень взаимоотношений в классном коллективе, насколько комфортно ощущает себя ребенок в среде сверстников.  Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками. В это время проводятся игры «Знакомство», «Отгадай, чей голосок?», «Разыскивается».
         Использую такие приемы как эмоциональное поглаживание: внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, погладить по головке; словесные поощрения  типа « молодец», «умница», которые подбадривают ученика, воодушевляют, вызывают у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя, т.к. для  ученика  взаимоотношения с учителем имеют огромное значение. Некоторым детям как раз в жизни и не хватает этих слов, потому они и стараются,  что  поверили учителю и стали принимать его реплики как    оценку их работы. Разрешаю приносить в школу свою любимую игрушку: во время перемены можно поиграть с ней , а на уроке  при  волнении можно за нее подержаться: ведь она своя, родная, домашняя.

  Проявляя  доброжелательное  отношение  к  ученику,  мы   тем   самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.

        На уроках обучения грамоте используются специальные упражнения, которые развивают уверенность учеников в себе, в своих учебных и личностных возможностях.  Упражнение « Я умею»- ученик встает перед классом и перечисляет, что он умеет делать. Учитель или дети в ответ «Мы рады за тебя!». Упражнение «Поможем другу»- мальчикам нужно подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочкам для мальчиков. Упражнение «Успехи» - вы учитесь в школе только первый год, но уже многое узнали и многому научились. Расскажите друг другу, каких успехов вы добились, чем можете гордиться.

Для успешного проведения уроков необходимо создавать атмосферу заинтересованности и творчества: например, мы не учителя, они не ученики, а путешественники .

Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке, я использую:

пожелания друг другу

музыкальные фрагменты

девиз урока

проблемный вопрос

Одним из важных средств формирования мотивации и   раскрытия возможностей первоклассника является широкое использование игровых ситуаций на уроке.

 В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий»

Игра на уроке – это метод обучения, а не средство развлечения учащихся. В дидактических играх закрепляются все те знания, которыми овладел ученик. При разработке игры я слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения- эмоциональность, занимательность .

Продолжительность каждой игры не более 10 минут. Но за это время активизируется словарный запас детей, расширяется их кругозор, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Игра помогает формировать положительные привычки, преодолевать детское упрямство, лень, страхи, капризы, непослушание.

На уроках обучения грамоте мы с детьми играем в игру «Театр»: нужно оживить героев сказки, н-р, доктора Айболита и лисичку, которая пришла к нему  лечиться, Мышонка из сказки  Сутеева «Мышонок и Карандаш» , используя при этом детали костюма героев.

На уроках изучения новой буквы используется много дидактических игр: например, при изучении буквы С предлагаются такие игры:

«Доскажи словечко»

 Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это….(снегири)

«За покупками на С».

Мама попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву С. Что ты купишь?(сушки, сметану, сок,сахар и т.д.)

Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.( все ответы начинаются с буквы С)

Согревает всю землю.(солнце)

Папа, мама, я.(семья)

Сколько цветов в радуге? (семь)

Ребусы.

ЯЯЯЯЯЯЯ (семья)

« Я знаю 5 имен…» (Соня, Сергей ,Станислав….) и многие другие.

Каждый урок математики практически не обходится без игры. Это и путешествие  с героями сказки Теремок при изучении темы «Один-много», путешествие по стране Цифирии, с героями сказки «Гуси-лебеди» при изучении числа 4, путешествие с Петрушкой при изучении свойств предметов. Для повышения мотивации использую «Графический диктант» или как мы его называем – путешествие по клеточкам, в результате которого получается какой-то предмет. Ребенку интересно учиться, когда учитель не просто дает занимательные задания на уроке, приводит интересные факты, а когда он позволяет детям активно принимать участие в подготовке к уроку или в ходе урока.

Созданию благоприятного климата в классе  способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Ведь некоторые обучающиеся чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно.  Это и работа в парах, и работа в группах. Обучение этому виду работы начинается во время прохождения модульного курса «Введение в школьную жизнь». Как всегда нам помогают усвоить  новое сказочные герои, в данном случае -  Чебурашка и крокодил Гена. Дети выводят правила работы в паре и правила работы в группе: работать должны оба, свое несогласие высказывай вежливо, один говорит- другой слушает, если не понял- переспроси , в группе должен быть ответственный,  работать должен каждый на общий результат.

Большой интерес вызывают у детей работы, требующие коллективного взаимодействия. На уроках изо и технологии каждый ребѐнок выполняет какой – либо элемент (цветок, птичку, человечка, игрушку....), а затем создаѐтся коллективная работа, например: панно «Букет цветов», «Весна идѐт», коллаж «Новогодняя елка».

Школьник, занимающийся таким образом, ощущает себя более комфортно, достаточно уверенно, чувствует себя успешным и востребованным. Кроме того, в случае неудачи он не остаѐтся один на один со своей проблемой, может рассчитывать на помощь других детей. Групповые формы работы могут применяться на любом уроке и дают учителю простор для творчества, открывают большие возможности для эффективной учебной деятельности.

            Количество видов учебной деятельности должно составлять не менее четырёх -семи видов ,  их продолжительность не может превышать 10 минут. Смену видов учебной деятельности следует производить не позже чем через 10 минут. Учащимся следует предоставлять возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. Огромное значение имеет психологический климат на уроке: взаимоотношения между учителем и учениками, между учащимися; наличие эмоциональных разрядок; наличие внешней мотивации (похвала, поддержка, соревновательный момент…); стимуляция внутренней мотивации (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу).

             Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы, повышающие учебную мотивацию  школьников  на уроках, и у каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....