Доклад. Игровые технологии на уроках окружающего мира 2 класс
учебно-методическое пособие (2 класс) на тему

Кунакова Елена Павловна

Игра - естественное состояние ребенка. Игра -  это важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Игра - это своеобразный доктор, который лечит апатию и низкую мотивацию.

Я бы хотела более подробно рассказать об игровых технологиях, которые использую на уроках окружающего мира. Предмет «Окружающий мир»  — сложный, но очень интересный и познавательный. Учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_doklad_2_klass.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

г.Пугачева Саратовской области»

Применение игровых технологий

на уроках окружающего мира

во 2 классе

подготовила

Кунакова Елена Павловна

учителя начальных классов

2017 г

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Самые большие возможности для развития личности предоставляют игровые технологии.

Игра - «это один из видов деятельности человека». Но источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру.

Психологи доказали, что в игре:

-  интенсивно развивается психика,

-  с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание,

- обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Игра - естественное состояние ребенка. Игра -  это важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Игра - это своеобразный доктор, который лечит апатию и низкую мотивацию.

Я бы хотела более подробно рассказать об игровых технологиях, которые использую на уроках окружающего мира. Предмет «Окружающий мир»  — сложный, но очень интересный и познавательный. Учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. 
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие трудности. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Достичь этого можно, используя игровые технологии.

Игры, применяемые на уроках окружающего мира, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:

1)  настольные игры

2)  дидактические игры

3)  подвижные игры

4)  деловые игры

5)  интеллектуальные игры

I. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т. д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т. д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора

II. Дидактические игры.

Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.

При проведении словесных игр дети стоят полукругом, учитель напротив них. Перед проведением игры учитель объясняет правила: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч.

б) Топографический диктант. Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные стороны горизонта).

в) Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т. д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.

III. Подвижные игры.

а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления. Можно использовать лишь детали костюмов.

б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. IV. Деловые игры.

Часто в урок вводят деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия.

 Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

V. Интеллектуальные игры.

К ним можно отнести загадки,  шарады , анаграмма 

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

 

На своих уроках я часто использую приемы «фантазирования».

1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т. д./

2.Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

-из крана на кухне полился апельсиновый сок;

-из тучи вместо дождя стал падать изюм;

-люди придумали таблетку от сна?

Детям нравятся разного рода тренинги.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

 Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.