Проведение мониторинга сформированности УУД обучающихся начальных классов
презентация к уроку (1 класс) по теме

Карпушина Елена Васильевна

Доклад на тему: "Проведение мониторинга сформированности УУД обучающихся начальных классов" с наглядным пособием в формате призентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1) В Федеральном государственном стандарте (ФГОС) второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний обучающихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки.  

      Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.


       
(Слайд 2 )Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать?

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)

Невозможно измерить новые результаты только старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.

 
(Слайд 3) Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.

(Слайд 4) Диагностика  – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы каждой школы. На основе программы формирования УУД составляются программы мониторинга.

(Слайд 5) Основная идея проведения мониторинга заключается в том, чтобы обеспечить управление формированием и развитием индивидуальности школьников в процессе обучения. Сделать этот процесс не стихийным, а целенаправленным и обоснованным.

(Слайд 6) Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и выработка коррекционной программы педагогической и учебной деятельности, способствующей оптимальному развитию индивидуальности школьника

(Слайд 7) Задачи мониторинга:

 Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.

Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.

Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.

Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

(Слайд 8) Методами сбора информации являются: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа.

 (Слайд 9 ) Возможности мониторинга

- возможности отслеживания динамики развития индивидуальности;

- получение учителем представления о каждом из обучающихся;

- возможность успешной дифференциации обучения;

- определение зоны ближайшего развития;

- конструирование специально коррекционно-развивающих занятий и др.

(Слайд10) Результаты диагностики дают возможность учителю:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося;

- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося. 

(Слайд 10) На сегодняшний день предложена масса диагностических методик. Перед учителем стоит теперь другая задача – какие методики использовать в своей работе, и чтобы выбранные методики были достоверны, занимали минимум времени в проведении и обработке результатов, а также учитывалась возможность массового проведения данных методик.

Хочу предложить вам ряд методик для мониторинга и диагностики УУД:

(Слайд 11) Данные методики представлены в циклограмме диагностик.

(Слайд 12) Чтобы проверить сформированность личностных УУД можно предложить следующие методики

  •  Лесенка» (1- 4 класс).
  • Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
  • Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) (3 - 4 класс.)
  • «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
  •  «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

(Слайд 13)  Для проверки сформированности регулятивных УУД можно предложить методики:

  • «Рисование по точкам (1 класс)
  • Корректурная проба (2- 4 классы)

(Слайд 14) Познавательные УУД можно проверить с помощью методик:

 1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

 2. Выделение существенных признаков (2 класс).

 3. Логические закономерности (3 класс).

 4. Исследование словесно - логического мышления (4 класс).

(Слайд 15) Коммуникативные УУД хорошо прослеживаются в методиках

Узор под диктовку.(1 класс)

«Рукавички».(1-2 класс)

«Левая и правая стороны»(1-2 класс)

«Совместная сортировка» (3-4 класс)

«Дорога к дому» (3-4 класс)

«Кто прав?».(3-4 класс)

(Слайд16 -17) Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления динамики класса, а также выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе.

(Слайд 18) Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября проводится стартовая диагностика. «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.

Она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период. По каждому ребенку была получена диагностическая информация по инструментальной готовности и по личностной готовности.

(Слайд19) А также получена диагностическая информация по классу в целом.

(Слайд20-21) самой простой и особенно актуальной формой контроля результатов обучения универсальным учебным действиям являются комплексные проверочные работы. Таким образом, комплексные контрольные работы являются средством оценки метапредметных результатов освоения ООП НОО.

С помощью предлагаемых заданий можно оценить освоение учащимися отдельных метапредметных умений. Важно зафиксировать уровень освоения этих умений учащимися и получить срез на данном этапе обучения, с которым можно сравнить результаты, полученные за комплексную работу в конце предыдущего года обучения, и отследить динамику формирования метапредметных умений.

(Слайд 22) По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в  характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям  и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.


(Слайд23) Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся

(Слайд 24) Мониторинг сформированности метапредметных  универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими.

 А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание

 образовательного процесса

(Слайд 25)   Спасибо за внимание!

Рекомендации

В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся необходимо:

  • для развития личностных УУД - проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
  • для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
  • для развития коммуникативных навыков у учащихся рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нарышкинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.И. Зубилина Урицкого района Орловской области

Доклад

« Проведение мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальной школы»

        Учитель начальной школы

                                                                                      Карпушина Елена Васильевна

28.02.2018год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проведение мониторинга сформированности УУД обучающихся начальных классов

Слайд 2

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Слайд 3

Как же оценивать метапредметные результаты ? Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика .

Слайд 4

Диагностика – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Слайд 5

Основная идея проведения мониторинга заключается в том, чтобы обеспечить управление формированием и развитием индивидуальности школьников в процессе обучения. Сделать этот процесс не стихийным, а целенаправленным и обоснованным.

Слайд 6

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и выработка коррекционной программы педагогической и учебной деятельности, способствующей оптимальному развитию индивидуальности школьника

Слайд 7

Задачи мониторинга: Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Слайд 8

Методы сбора информации: Тестирование Наблюдение Анкетирование Б еседа

Слайд 9

Возможности мониторинга - возможности отслеживания динамики развития индивидуальности; - получение учителем представления о каждом из обучающихся; - возможность успешной дифференциации обучения; - определение зоны ближайшего развития; - конструирование специально коррекционно-развивающих занятий

Слайд 10

Результаты диагностики дают возможность учителю : скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; определить , насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов; увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося; неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.

Слайд 11

№ УУД/ показатель Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения Коммуникативные УУД 1. Коммуникация как кооперация Задание «Рукавички» (1-2 классы). Задание «Совместная сортировка» (3-4 классы). Наблюдение 1 раз в год Март-апрель 2. Коммуникация как интеракция Методика «Левая и правая стороны» (1-2 классы). Методика «Кто прав?» (3-4 классы). Беседа 1 раз в год Март-апрель 3. Коммуникация как интериоризация Методика «Узор под диктовку» (1класс). Задание «Дорога к дому» (3-4 классы). Тестирование 1 раз в год Март-апрель Личностные УУД 4. Самопознание и самоопределение/ Самооценка Тест на определение самооценки «Лесенка» (1-4 классы). "Беседа о школе" (1 класс). Тестирование 1 раз в год Ноябрь 5. Смыслообразование/Мотивация Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова) (1 класс). Диагностика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д.Андреева) (3-4 классы). Анкетирование Тестирование 2 раза в год 1 раз в год Сентябрь Апрель Март-апрель 6. Нравственно-этическая ориентация Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»(1-2 классы). Методика «Незаконченные предложения» (3-4 классы). Анкетирование 1 раз в год Февраль-март Регулятивные УУД 7. Целеполагание Наблюдение В течение учебного года 8. Контроль Методика «Рисование по точкам» (1-2 классы). Методика «Корректурная проба» (3-4 классы). Тестирование 1 раз в год Февраль-апрель 9. Оценка Степень развития произвольного внимания (методика «Да-нет») Тестирование 1 раз в год февраль Познавательные УУД 10. Общеучебные универсальные действия Наблюдение В течение учебного года 11. Логические учебные действия Тест "Сравни картинки. Найди различия" (1 класс). Методика «Выделение существенных признаков» (2 класс). Тест «Логические закономерности»(3 класс). Методика «Исследование словесно- логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене) (4 класс). Тестирование 1 раз в год Март 12. Постановка и решение проблем Наблюдение В течение учебного года Циклограмма диагностик

Слайд 12

Личностные УУД в начальной школе Список методик для мониторинга «Лесенка» (1- 4 класс). Оценка школьной мотивации (1-2 класс). Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева ) ( 3 - 4 класс.) «Что такое хорошо и что такое плохо» ( 1-2 класс). «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

Слайд 13

Регулятивные УУД. Методики для мониторинга. «Рисование по точкам» (1-2 класс) «Корректурная проба» (3- 4 классы)

Слайд 14

Познавательные УУД Список методик для мониторинга . « Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). « Выделение существенных признаков» (2 класс). « Логические закономерности» (3 класс). Исследование словесно - логического мышления младших школьников (4 класс).

Слайд 15

Коммуникативные УУД Список методик для проведения мониторинга Узор под диктовку(1 класс). «Рукавички »(1-2 класс). «Левая и правая стороны » (1-2 класс) «Совместная сортировка »(3-4 класс) «Дорога к дому »(3-4 класс) «Кто прав ?».(3-4 класс)

Слайд 16

Уровни сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1 класса (1 полугодие) №п/п Ф.И.О. ребёнка коммуникативные личностные регулятивные познавательные Уровень сформированности УУД Кооперация действия, направленные на учет позиции собеседника самоопределение. мотивационных предпочтений в учебной деятельности выделение морального содержания действий и ситуаций. умение контролировать свою деятельность логические универсальные учебные действия 1 Олег С С А С В С С С 2 Степан В В З В В С Н С 3 Артем С С А В С В Н С 4 Виктория В С А В В Н Н С 5 Владислав В С А В В С С С 6 Евгений С С А В В Н Н С 7 Елизавета Н С А С С С С С 8 Валерия С С З С С С С С 9 Маргарита С В З С В С С С 10 Роман С С З В В С В С 11 Даниил В С З В В В В В 12 Андрей С С Н В В Н Н С 13 Владислав В В З С С В Н С 14 Станислав В С А В В С Н С 15 Роман В В А В В В С В 16 Арман С В Н С В Н Н С 17 Иван В В Н С С В В В 18 Антон В В З С В В В В 19 Дмитрий С С З В В С Н С 20 Альбина Н С Н С В Н Н Н 21 Ростислав В В А С В В В В 22 Захар С С З В В С С С 23 Ева В С А В В С В В 24 Максим С С Н С В С С С В- 12 50% С -12 50 % А-10 З-9 Н-5 (42% 38%20%) В-13С-11 54 % 46% В-19 С-5 79% 21% В-7 С-12 Н -5 29 % 50 % 21% В-6С-8Н-10 25%33%42% В-6С-17Н-1 25%71%4%

Слайд 18

Оценка общего уровня стартовой готовности №п/п Ф.И.О. ребёнка Инструментальная готовность Уровень Личностная готовность уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 всего 16 17 всего 1 Олег 1 1 2 2 1 1 0 2 0 1 1 0 1 0 2 15 Н 1 0 1 Н 2 Степан 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 0 2 19 Н 2 0 2 Б 3 Артем 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 2 26 Б 2 0 2 Б 4 Виктория 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 0 1 11 Н 2 0 2 Б 5 Владислав 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 26 Б 2 0 2 Б 6 Евгений 1 1 2 1 1 2 1 2 1 0 1 0 1 0 1 15 Н 1 0 1 Н 7 Елизавета 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 0 1 0 1 11 Н 1 0 1 Н 8 Валерия 2 1 1 1 2 1 1 2 1 0 1 0 1 0 2 16 Н 2 0 2 Б 9 Маргарита 2 1 1 1 1 1 1 2 1 0 1 0 1 0 1 14 Н 2 0 2 Б 10 Роман 2 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 0 1 13 Н 2 0 2 Б 11 Даниил 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 1 1 2 26 Б 2 0 2 Б 12 Андрей 1 1 1 1 1 1 2 1 0 0 1 0 1 0 1 12 Н 2 0 2 Б 13 Владислав 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 Б 2 2 4 Б 14 Станислав 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 2 0 1 1 2 20 Н 2 0 2 Б 15 Роман 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 Б 2 2 4 Б 16 Арман 1 1 2 1 2 1 1 1 0 0 1 0 1 0 2 14 Н 2 0 2 Б 17 Иван 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 29 Б 2 2 4 Б 18 Антон 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 Б 2 2 4 Б 19 Дмитрий 2 1 2 1 2 2 1 2 2 1 1 1 2 1 2 23 Н 2 0 2 Б 20 Альбина 1 1 2 1 2 1 1 1 0 0 1 0 1 0 1 13 Н 2 0 2 Б 21 Ростислав 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 Б 2 2 4 Б 22 Захар 2 2 2 1 2 2 1 1 2 1 2 1 1 1 1 22 Н 1 0 1 Н 23 Ева 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 26 Б 2 1 3 Б 24 Максим 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 22 Н 1 0 1 Н А 2 балла,% 63% 42% 75% 50% 67% 46% 46% 71% 38% 25% 50% 21% 38% 17% 67% Б Базовый уровень,% 38% 79% В Низкий уровень,% 62% 21%

Слайд 19

Стартовая диагностика « Готовность детей к школе»

Слайд 20

Результаты выполнения итоговой комплексной проверочной работы 1 класс. Правильность выполнения Задания 1 не оценивается. № п\п Фамилия Имя Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 (1) Задание 5 (2) Задание 6 (1) Задание 6 (2) Коли чество набранных бал лов Чтение скорость про себя или вполголоса Русский язык правописание Чтение осознанность чтения Математика числа и величины Математика числа и величины Математика числа и величины Русский язык фонетика Русский язык фонетика 1 Олег Б. 41 слово 1 балл 0 баллов 0 баллов 1 балл 0 баллов 0 баллов 0 баллов 2 балла 2 Степан Б. 73 слова 0 0 1 1 1 0 0 3 балла 3 Вика В. 35 слов 1 1 0 1 1 0 0 4 балла 4 Артём В. 49 слов 1 1 1 1 1 0 0 5 баллов

Слайд 21

№ п\п Фамилия Имя Основная часть Дополнительная часть Дополнительные баллы Количество набранных баллов Успешность выполнения ( % ) Максималь ный балл Набрано баллов Максимальный балл Набрано баллов 1 7 2 6 3 0 5 % 2 7 3 6 3 0 6 % 3 7 4 6 3 1 8 % 4 7 5 6 3 1 9 % Сводная таблица результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы 1 класс *От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы. Итого, максимальный балл за работу – 15 баллов (100 %)

Слайд 22

Сравнительный анализ сформированности УУД на начало и конец 1 класса

Слайд 24

Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими . А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностики для проведения мониторинга сформированности УУД

Диагностики для проведения мониторинга 3 класс....

Мониторинг "Уровень воспитанности обучающихся начальных классов"

          Мониторинг "Уровень воспитанности обучающихся начальных классов"  представляет собой сводные таблицы для проведения исследования и обрабобки ре...

Мониторинг уровня сформированности УУД в начальных классах.

Мониторинг сформированности УУД в начальных классах....

Отчёт по мониторингу сформированности УУД обучающихся Федосеевой Е.М.

Отчёт по мониторингу сформированности УУД  обучающихся  за межаттестационный период 2018-2023 гг....

Диагностический материал для проведения мониторинга сформированности УУД у младших школьников

Диагностический материал для проведения мониторинга сформированности УУД у младших школьников...