Статья Групповые формы работы на уроке в начальной школе
статья (4 класс) на тему

Рассохина Мария Владимировна

Даная статья поможет учителю при подготовке к парной и групповой форме работы на уроке, которая соответствует коммуникативно-деятельному подходу в обучении и позволяет активно вовлекать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gruppovye_formy_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые формы работы в начальной школе

В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Дифференцированный подход в обучении при фронтальной форме организации учебного процесса трудно осуществим. При индивидуальной работе применение дифференцированного подхода также затруднено, т.к. наполняемость класса 27-32 человека (в условиях городской школы), не позволяет осуществить это. И, к сожалению, учителями гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения, хотя исследования, проводимые педагогами, показывают ряд преимуществ  групповой работы. Групповая работа

  • дает ученикам опыт разнообразного общения, сотрудничества
  • создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества.
  • без постоянного надзора со стороны учителя ученики высказываются свободнее, ведут диалог друг с другом
  • приходят к принятию единого решения

Так что же такое «групповая работа», и в чём её преимущество по отношению к другим формам организации деятельности?

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (обычно 5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать приём взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности.

Во время работы учеников по группам учитель может быть как руководителем группы, так и одним из участников группы или экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.

Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Но наибольшее значение групповая работа имеет для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Чему же учит групповая работа?

  • Сотрудничать
  • Ставить вопросы
  • Решать проблемы
  • Договариваться
  • Распределять роли и ответственность
  • Слушать других
  • Убеждать других
  • Отвечать за себя

Организуя на уроках групповую форму работы в начальной школе, у учащихся формируются такие универсальные учебные действия, как:

      Личностные:

  • - определять свой поступок;
  •  - уважать иное мнение;
  • - стремиться  к взаимопониманию;

Регулятивные:

  • - определять цель учебной деятельности;
  • - составлять план выполнения задач, решения проблем;
  • - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;
  • - оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

  • - извлекать информацию;
  • - ориентироваться в своей системе знаний;
  • - добывать новые знания;
  • - перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

  • -  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • - понимать другие позиции;
  • -  договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Эффективность групповой учебной работы зависит от соблюдения ряда педагогических условий:  

  -- позитивной взаимозависимости между учащимися,

  индивидуальной оценки результата учащихся,

  максимизации непосредственного взаимодействия учащихся,

  целенаправленного обучения навыкам групповой работы,

  систематической процедуры рефлексии,

  позиции учителя в групповой учебной работе.

Важную роль играет подготовка к проведению групповой учебной работы. Она  включает в себя :

  • определение целей и задач урока;
  • планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в  классной комнате;  
  • определение формы проведения групповой  учебной работы учащихся и исполняемых ими ролей;  
  • обеспечение необходимыми материалами;
  • выбор способа оценки результатов работы учащихся.

Этапы проведения групповой учебной работы:

 I этап – организационно-подготовительный.

1. Ознакомление с инструкцией

2. Принятие норм и правил работы

 II этап - собственно групповая работа

1. Выдвижение гипотез

2. Обсуждение гипотез

3. Выработка группового решения

III этап – итоговый

  1. Обсуждение итогов работы (рефлексия)

Функции учителя:

  • Объясняет цели предстоящей работы;
  • Комплектует  группы;
  • Контролирует ход работы в группах
  • Отвечает на вопросы
  • Регулирует споры
  • Помогает отдельным учащимся
  • Следит за адекватностью поведения в группах
  • После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся

Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко: иногда бывает трудно добиться активности всех участников, часто говорящие не понимают друг друга, не могут прийти к единому мнению или решению вопроса. Поэтому необходимо грамотно подходить к вопросу формирования групп. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако, есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Положительные стороны:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Недостатки групповой формы работы :

  • время
  •  трудности комплектования групп и организации работы в них
  • учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения
  • слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах
  • при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения  учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
  • трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке? Безусловно, нет. Прежде всего для такой работы необходим определенный уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определенный уровень компетенции в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы

Оптимальная величина группы - 5-7 человек. В больших группах невозможно всем активно участвовать в обсуждении. С точки же зрения получения новой информации и выдвижения идей маленькая группа оказывается менее эффективной.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В своей педагогической практике я стараюсь подбирать группы по принципу объединения школьников разного уровня развития и обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Групповая работа – это прежде всего сотрудничество. В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешно идет личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей, формируются основы нравственного поведения. Дети, осваивая этот вид деятельности, успешно применяют его, окончив начальную школу.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причем независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя.

Литература:

  1.  Витковская И.М. Как организовать групповую работу младших школьников // Начальная школа. – 1997. –. №12.
  2.  Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  3.  Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с.
  4. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М.,1977
  5. Спадабаева О.А. Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе / О.А. Спадабаева
  6. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
  7. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
  8. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997.
  9. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е.Д.Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и ф...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...