Главные вкладки

    Внеурочное занятие по курсу "Истоки"
    план-конспект занятия (3 класс) на тему

    Тема занятия:  «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoki_kir_i_mefod.docx21.97 КБ
    Файл kirill_i_mefodiy.pptx1.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия:  «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

    Цель:  Познакомить детей с появлением письменности. Рассказать о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии раскрыть значение их просветительного подвига.  Рассказать о красоте русского языка. Воспитывать у детей уважение к подвижникам, людям науки, чувства уважения к своему Отечеству, бережного отношения к родному языку.

    Ход занятия.

    Ученик:

    По широкой Руси нашей, матушке,

    Колокольный звон разливается.

    Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

    За труды свои прославляются.

    Вспоминают Кирилла с Мефодием,

    Братьев славных равноапостольных,

    В Белоруссии, Македонии,

    В Польше, Чехии и Словакии.

    Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

    В Украине, Хорватии, Сербии.

    Все народы, что пишут кириллицей,

    Что зовутся издревле славянскими,

    Славят подвиг первоучителей,

    Христианских своих просветителей.

    -О ком и о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? ( О святых Кирилле  и Мефодии , о славянской письменности)

    -Что мы можем узнать о Кирилле и Мефодии?

    -За какие великие труды учёные братья были причислены к лику святых?

    -Что сделано Кириллом и Мефодием для развития христианской культуры славян ?

    - Почему их называют равноапостольными?

    -Какие именно качества характера святых Кирилла и Мефодия позволили им стать первоучителями славян?

    - Где найти ответы на  все эти вопросы?( Надо внимательно рассмотреть жизнь великих святых)

    Работа в парах. По карточкам подготовиться рассказать отрывки из биографии Кирилла и Мефодия.

    1.Братья происходили из знатной греческой фамилии. Отец их был грек, знатный вельможа в городе Солуни, главного города Македонии, мать болгарка. Братья отличались добрым нравом, дружелюбием, уважительным отношением к славянам. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование.

    2.Мефодий, как и отец, стал военным. Император отправил его в славянское княжество – в Словению. Мефодий 10 лет  управлял княжеством. Он так овладел языком, что никто бы его не отличил от славян. Вскоре Мефодий отказался от воинской службы, так как император жестоко расправлялся с христианами, а иконы сжигались и выбрасывались в море.

    3. Младшего брата – Константина (Кирилла), военная служба не привлекала. Он с детства любил книги. В школьной библиотеке не было книг, которые не прочитал юноша. Константин был приглашен ко двору, чтобы своим примером прививать  любовь к наукам будущему императору  Михаилу. Константин мог бы стать богатым человеком при дворе, но он не стремился к богатству . Юноша принимает сан священника и становится простым библиотекарем при храме Святой Софии. В монашестве Константину дают имя Кирилл. Кирилл изучил  грамматику, арифметику, астрономию, музыку. Знал 22 языка. За это его прозвали философом.

    4. В семь лет Кириллу   приснился сон, который в дальнейшем предсказал его судьбу.  Мальчику  приснилось, что его отец  собрал девушек, позвал его к себе и предложил выбрать невесту. Из всех девушек  города Константин выбрал самую прекрасную, мудрую, добрую - по имени София. София – в переводе  означает  мудрость.

     

    5. Именно братьям Кириллу и Мефодию византийский император Михаил поручает просвещение славян. Ранее славяне обратились к императору за помощью: «Земля наша крещена, но нет у нас учителей, которые бы наставили, и поучили нас, и объяснили святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. Пошли нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

    6. Вызвал к себе император Михаил двух ученых братьев — Константина Философа и Мефодия. «И уговорил их царь, и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку».

    Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

    Учитель: Почему Кирилл и Мефодий согласились создать письменность для славян?

    ( 1.Славяне сами желали через духовные книги изучать христианскую веру.

      2. Славяне хотели  сохранить свой язык, свою культуру и обогатить ее культурой христианской

      3. Особое трогательное отношение ученых монахов к славянам.)

    Учитель:  Создание святым равноапостольным Кириллом славянской азбуки было великим чудом и откровением Божиим. Открыто это чудо ему было потому, что отличался он великим христианским подвижничеством – желанием утвердить в славянах христианскую веру.

    Кирилл желал предоставить славянам возможность слышать Евангелие на их родном языке. Он составил азбуку, которая смогла передать все звуки славянской речи.  Так получилась славянская азбука, в которой было 38 букв. Кирилл начал переводить на славянский язык Евангелие.

    После изобретения азбуки Кирилл и Мефодий начали учить ей славян, и в течение четырёх с половиной лет трудились над переводом на славянский язык книг, которые были необходимы для богослужения. «И рады были славяне, - пишет летописец,- так как они слышали величие Божие на своём языке».

    Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги.

    Много гонений претерпели святые братья, распространяя славянский язык. Это был настоящий подвиг просветительства.

    Чтобы защитить славянские письмена, братья Кирилл и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания«Пусть восхвалят Бога все народы!» Пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке». Так он утвердил Богослужение на славянском языке…

    Так трудами святых Кирилла и Мефодия, благодаря их мужеству и самопожертвованию были просвещены знанием Закона Божиего славянские народы. Христианская вера дошла и до земель наших предков.

    К книге на Руси относились с великим почтением: ведь она была для христиан хранилищем самого главного – Слова Божиего

    Премудрое Слово Божие было возвещено славянским народам великими трудами первоучителей Кирилл и Мефодия.

    За великие труды по просвещению славян Церковь причислила братьев – первоучителей Кирилла и Мефодия к лику святых и назвала их равноапостольными.

     (Работа в парах) Работа в тетради или карточки. Соединить слово и его объяснение. Истина

    Терпение

    Послушание

    Мудрость

    Доброта

    Совесть

    Верность

    - Какие из этих слов можем отнести к Кириллу и Мефодию?

    Чтение учебника с.105 (О святых и дне их памяти)

    Работа в группах

    Составить синквей с фразой

     «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»

    Стойкие  праведные

    Учили  создавали убеждали

    Запечатлены в камне и памяти человеческой

    Возвращаемся к вопросам начала урока.

    -За какие великие труды учёные братья были причислены к лику святых?

    -Что сделано Кириллом и Мефодием для развития христианской культуры славян ?

    - Почему их называют равноапостольными?( Кирилл и Мефодий, совершили личный подвиг, равный подвигу апостолов – учеников Христа.

    -Какие именно качества характера святых Кирилла и Мефодия позволили им стать первоучителями славян? (Смирение, стойкость и терпение,)

    - Почему это актуально сейчас?

    (В русском языке много иностранных слов.

    Русский язык  загрязняется не только иноязычными словами, но и стыдными, скверными.

    Язык – это душа народа, его культура, традиции, обычаи. Поэтому его надо беречь.).

    Могут ли сегодня равноапостольные Кирилл и Мефодий являются для нас примером для подражания?

    Можем ли мы сегодня, как они,  относится к родному языку с должным уважением и почтением?

    Ресурсный круг

    1.круг. Ученики называют образы: «Я вижу храм…», Кирилл, Мефодий, азбука, древние книги ….

    2 круг. Учащиеся называют «Я слышу звон колоколов….. скрип пера, шелест книг, шепот, читаемых молитв, тишину.»

          3 круг  Я чувствую радость, гордость, восхищение

    Цветок желаний

    На лепестках написано «Я хочу, чтобы… ». Дети  дописывают желания. Я хочу, чтобы не говорили скверных слов. «Я хочу, чтобы бережно относились к родному языку.»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия » Цель: познакомить со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием , раскрыть значение их просветительного подвига. Михайлова Е.Н. учитель начальных классов

    Слайд 2

    Биография Кирилла и Мифодия . Братья происходили из знатной греческой фамилии. Отец их был грек, знатный вельможа в городе Солуни , главного города Македонии, мать болгарка. П оэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский ., Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.

    Слайд 4

    Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее. Кириллица

    Слайд 6

    За великие труды по просвещению славян Церковь причислила братьев – первоучителей Кирилла и Мефодия к лику святых и назвала их равноапостольными . Много гонений претерпели святые братья , распространяя славянский язык. Это был настоящий подвиг просветительства . Чтобы защитить славянские письмена, братья Кирилл и Мефодий отправились в Рим . Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги и утвердил Богослужение на славянском языке… Начало славянского летописания

    Слайд 7

    Работа в парах Какие из этих качеств присущи Кириллу и Мефодию ? Верность Совесть Доброта Терпение Послушание Мудрость

    Слайд 8

    Работа в группах Составить синквей с фразой : 1.«Кирилл и Мефодий – первоучители славянские» 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4.Фраза из четырех слов. 5. Синоним к первой фразе.

    Слайд 9

    «24 мая - день славянской письменности» Македония Охрид Памятник Кириллу и Мефодию Москва. Славянская площадь Севастополь

    Слайд 10

    Ресурсный круг «Я вижу …» «Я слышу … «Я чувствую…»

    Слайд 11

    «Я хочу … чтобы бережно относились к родному языку» «Цветок-желаний»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

    Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

    Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"

    Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....

    Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

    Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

    Разработка внеурочного занятия по информатике "Обобщение по разделу "Предметы" для 2 класса

    Разработка обобщающего занятия по разделу информатики "Предметы" (2 класс, автор учебника Горячев А.В.). Занятие проходит в виде увлекательно виртуального поиска клада. Используются ребусы, загадки, л...

    Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

    Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

    Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

    Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

    Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)

    В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...