Проект: разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации учебно-воспитательного процесса
проект на тему

Трубина Татьяна Александровна

Проект: разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации учебно-воспитательного процесса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon original.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Проект: (разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации учебно-воспитательного процесса МОУ СОШ № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры)

Исполнитель проекта:        [Трубина Татьяна Александровна]

Южно-Сахалинск, 2011г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

II.1 Разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в условиях конкретного образовательного учреждения……………………………………6

2.1.1. Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и форм работы при построении индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя с учетом его профессиональных компетенций………………………………………………...6

2.1.2. Выбор инновационных подходов организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении в соответствии со спецификой образовательного учреждения………………….8

2.1.3. Выбор методов, приемов и форм работы молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса с учетом его профессиональных компетенций……………………………………………….10

2.1.4. Анализ современных подходов к построению взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной деятельности………………………………………………….11

2.1.5. Разработка перечня дидактических материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении…………………………….15

2.1.6. Построение алгоритма проведения апробации индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса……………………………………20

Заключение……………………………………………………………………..27

Введение

        Осмысливая путь, пройденный начальной школой, ее успехи, недоработки, ошибки, намечая ее будущее, можно придти к выводу, что начальное образование должно быть, прежде всего, посвящено воспитанию. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал советский педагог В.А. Сухомлинский: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

 Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Особенность каждого предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны будут на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках должно органически сливаться с обучением, а учитель проявлять незаурядное мастерство, чтобы добиться этого.

        Сейчас, когда в нашей происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в целом по России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.

         Таким образом, уровень здоровья учащихся резко снижается. И происходит это именно в школьные годы.

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

          Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».  

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.

Актуальность обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Проработая в школе  1 год, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

II.1 Разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно - воспитательного процесса в условиях конкретного образовательного учреждения

2.1.1. Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и форм работы при построении индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя с учетом его профессиональных компетенций

В современной инновационной практике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия,  можно  подразделить на фронтальные, групповые и индивидуальные (согласно дидактике).

          При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей,  организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

          Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

В современной общеобразовательной практике чаше всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми.

          Наряду с постоянно действующими формами организации вне-учебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

Новыми формами осуществления оздоровительной работы являются:

 - мероприятия - акции здоровьесберегающей направленности, проводимые совместно с социумом (медики), общественностью (родители), учителями и учащимися школы (пример тому ходячая реклама «Спорт вместо наркотиков»).

 - волонтёрское движение (акции, выступление агитбригады, помощь нуждающимся);

 - ежегодное проведение НПК (научно-практические конференции) – школьный и муниципальный уровень, в рамках которых работает секция «Здоровьесбережение»

2.1.2. Выбор инновационных подходов организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении в соответствии со спецификой образовательного учреждения

Рассмотрим подходы к организации главной составляющей образовательного процесса — урока и способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Прежде всего, рассмотрим концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель — принципы — средства —результаты — условия.

Здоровьесберегающее образование

Направлено на цель — создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся.

Опирается на принципы — научности, креативности, личност-но-деятельностный, системности.

Достигается через средства — здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни.

Приводит к результатам — меньше становится пропусков по болезни; ребята меньше устают; у них возникает потребность в здоровом образе жизни.

Начальная школа обязана научить детей не только осознаннному чтению, письму и счёту, правильной и полноценной речи, но и привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами каждого учебного предмета воспитать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их интеллектуальных и творческих способностей.
В основу учебно-воспитательного процесса начальной школы положены принципы гуманно-личностного образования, создание благоприятной образовательной среды для обучающихся: сохранение и укрепление здоровья; развитие творчества и успеха, доверия и поддержки; применение индивидуального подхода к каждому ребенку.

2.1.3. Выбор методов, приемов и форм работы молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса с учетом его профессиональных компетенций 

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Я  использовала различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

– метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);

– активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

– методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

Демонстрация как метод обучения предполагает показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ и пр. Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Наиболее эффективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, расширяется кругозор, создается чувственно-эмпирическая основа познания.

2.1.4. Анализ современных подходов к построению взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной деятельности.

Изучив все серьезные проблемы здоровьесбережения на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:

  • недостаточная освещенность класса;
  • плохой воздух школьных помещений;
  • несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;

а так же поставил цели и задачи для их преодоления.

Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:

цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты. 

В связи с этим за очень короткий срок родители  для релаксации и проведения физминуток обеспечили ковром, подушками, настольными и напольными играми; для удобства и эстетичности собрали шкаф для верхней одежды. Принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:

  • “В хорошей ли вы форме?”
  • “Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?”
  • “Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?”
  • “Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?”

Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль “внутришкольных факторов”:

  • Снижение двигательной активности;
  • Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
  • Нарушение зрения, осанки;
  • Ухудшение нервно – психического здоровья.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

К построению взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной деятельности были поставлены следующие задачи:

  1. Рациональная организация образовательного процесса:
  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся
  • рациональная организация каждого урока;
  • продолжение освоения педагогами ЗП;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении
  • рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы:
  • полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
  • организация времени активных движений в ГПД;
  • организация динамических перемен (после 4 и 5 уроков), физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • создание условий и организация работы спортивных секций;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).
  1. Формирование понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • лекции, беседы, консультации, классные часы по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
  • проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;
  1. Повышение компетентности педагогов по вопросам здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающей педагогики:
  • психолого- педагогические семинары, консультации, курсы по вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье и т.п.;
  • приобретение необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;
  • включение вопросов здоровья, ЗОЖ и ЗОТ в план работы педсоветов, психолого-педагогических семинаров;
  • продолжение работы творческой группы педагогов по данной теме
  1. Организация просветительской работы с родителями, направленной на повышение знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья:
  • Организация лекториев, консультации для родителей по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье и т.п.
  • привлечение родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;

2.1.5. Разработка перечня дидактических материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении

Методические разработки, творческие работы обучающихся, хранятся в методическом кабинете и активно используются учителями при проведении классных часов и других мероприятий, целью которых является формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Разделы кабинета  и имеющиеся в нем материалы:

1. Здоровье и безопасность жизни: внеклассные мероприятия, наглядность.

2. Безопасность на дорогах: внеклассные мероприятия, наглядность.

3. Спорт: внеклассные мероприятия.

4. Разработки мероприятий по ЗОЖ.

5. Наглядно-дидактические пособия на темы:

- безопасность дорожного движения;

- здоровье и безопасность жизни;

- пожарная безопасность;

- здоровье и образ жизни молодежи.

Алкоголизм;

- здоровье и образ жизни молодежи.

Наркомания.

Плакаты на темы:

- безопасность и защита человека в опасных и

чрезвычайных ситуациях;

- безопасность дорожного движения;

- чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище (пожар);

- здоровье и безопасность жизни;

- наркомания.

Работы детей (плакаты): 

- ЗОЖ;

- спорт, прогулка на лыжах;

- спорт, рисунки;

- наркотики – беда человечества;

- мы против СПИДа.

6. Литература в помощь учителю.

7. Программы по ОБЖ, ПДД

8. Работа с родителями по ЗОЖ:

темы родительских собраний; информация к размышлению.

9. Информационно - коммуникативные технологии (видеоматериалы).

Оформлены следующие стенды: 

1. Режим дня школьника.

2. Активный отдых.

3.  Закаливание организма.

4.  Гигиена питания.

5. Гигиена дыхания.

6. Вред курения.

7. Вред наркотиков.

Предлагаю упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока. Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

1. В начале урока выполняются следующие упражнения.

a) « Растирание ушных раковин и пальцев рук»

Цель: активизирует все системы организма.

Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.

b) « Ленивые восьмёрки»

Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом - другой, затем - сразу обеими руками.

2. Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения.

a) « Дыхательная гимнастика»

Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной сердечнососудистой систем.

Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

b) « Поза дерева»

Цель: снимает статическое напряжение позвоночника.

Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут. Это упражнение можно выполнять стоя.

3. В конце работы на уроке.

Цель: обрести спокойствие и уверенность.

a) Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение

Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).

b) Остановить бег мыслей в голове

c) Сказать добрые слова друг другу.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и « этюды для души»

Оздоровительная минутка « Сотвори солнце в себе» направлено на снятие напряжения.

-В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки в стороны перед собой).

Задача оздоровительных пауз - дать знания, формировать умения, навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления здоровья.

Учебные пособия, используемые мною при разработке перечня дидактических материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной деятельности по организации образовательно-воспитательного процесса

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

     3. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1968г

     4.  Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.

2.1.6. Построение алгоритма проведения апробации индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса

Здоровьесберегающее обучение

Направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Воспитательная работа с обучающимися и родителями, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В течение всего учебного года в школе проходят различные мероприятия:

• конкурсы плакатов и рисунков "Мы за здоровый образ жизни, посвященный Международному дню пострадавших от СПИДа»"

• конкурс статей "Я не курю – и мне это нравится"

• конкурсы поделок: «Школьное молоко»

• «Золото осени»

• «Эксклюзивная елочка»

• фотовыставка «Спорт глазами друзей»

• веселые старты

1 класс

Классные часы

“Культура питания”

“Уход за телом и одеждой”

“Режим дня”

“Роль зарядки в жизни человека”

“Культура чтения”

“Что необходимо помнить, оставаясь дома один”

Кл.руководители

Медсестра

Праздники

“Чистота – лучшая красота”

Туристический слет

Педагог-организатор

Кл. руководитель

Конкурсы

Знатоки “Все без исключения должны знать правила дорожного движения”

Рисунки “Осторожно дети!”

Кл. руководитель

Родительские собрания, лекции, встречи

“Адаптация в школе”

“Режим дня первоклассника”

“Рабочее место первоклассника”

Психолог

Медсестра

Кл. руководители

2 класс

Классные часы

“Режим дня “Каждому делу – свое время”

“Роль прогулки, ее сущность”

“Закаливание”

“Роль физических занятий в жизни ребенка”

Кл.руководители

Медсестра

Праздники

“Веселые старты»”

Туристический слет

Знатоки ПДД

Учитель физкультуры

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Конкурсы

Конкурс рисунков “Я за здоровый образ жизни”

“Меню второклассника, здоровое и любимое”

Медсестра

Кл. руководитель

Родительские собрания, лекции, встречи

Встреча с инспектором ГИБДД

Зам директора по ВР

3-4 классы

Классные часы

“Утренняя гимнастика”

“Режим работы”

“Красиво одеваться значит опрятно”

“Рабочий стол”

“Лекарственные растения”

“Профилактика простудных заболеваний”

Медсестра

Кл.руководители

Кл.руководители

Кл.руководители

Кл.руководители

Медсестра

Праздники

“Папа, мама, я – спортивная семья”

Туристический слет

Учитель физкультуры

Кл. руководитель

Конкурсы

Рисунки “Зеленая аптека”

Знатоки ПДД “Осторожно движение!”

Кл. руководитель

Преподаватель-организатор ОБЖ

Родительские собрания, лекции, встречи

“Режим питания ребенка. Школьные завтраки”

“Возрастные особенности”

“Организация досуга детей”

Встреча родителей с психоневрологом “Как

избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника”

Медсестра

Психолог

Врач-педиатр

Технологии, на которые необходимо опираться любому учителю:

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”. Отличительные особенности этой технологии я также применяю в педпрактике. Основное внимание, которого состоят в следующем:

1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. 3) одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах. 

III. Создание экологического пространства:

– проветривание помещений; – озеленение кабинета; – освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

V. Внеклассная работа:

Как же решить вопрос сохранения и укрепления здоровья детей в начальной школе? Учителями начальной школы, были разработаны «Уроки здоровья» - наиболее удачная технология оздоровления, которая применяется для того, чтобы обучить детей навыкам сохранения здоровья.

В младших классах, закладывается фундамент здоровья. Учебный день начинается с гимнастики до занятий, которая дополняет зарядку, проводимую дома. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвижные игры на переменах, особенно на больших, проводимых на воздухе. В младших классах можно использовать такие игры, как «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Веревочки под ногами», «Гонка мячей по кругу» и др.

Большую часть дня учащиеся младших классов, посещающие группы продленного дня, находятся в стенах школы. Поэтому большая ответственность за здоровье детей ложится на воспитателей групп продленного дня. Ежедневно после обеда проводятся прогулки на свежем воздухе, затем спортивный час, а во время приготовления домашних заданий, по мере наступления усталости, в рекреации проводятся спортивные паузы.

Внутри школы и на территории много зелени ,посаженной руками учащихся. Ежегодно проводятся соревнования на лучшую клумбу, самый зеленый класс.

Огромное внимание в школе уделяется беседам о здоровом образе жизни, организовываются встречи с фельдшером, врачом-педиатром.

Мы считаем, что если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке и во внеурочной деятельности, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже! Рекомендации педагогам 1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок и внеклассное мероприятие должны оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интереса к внешкольной деятельности.

Заключение 

Здоровьесбережение детей – комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни человека.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Здоровый образ жизни - это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.- младшего школьника подстерегает множество опасностей.

Подтверждением этому служат печальные факты гибели и калеченье детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

Опыт работы по организации учебно-воспитательной деятельности в условиях ФГОС учителя начальных классов Осороновой Светланы Александровны

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться их самостоятельно д...

Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В  современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками в учебно-воспитательном процессе

Выступление из опыта работы учителя начальных классов в рамках педсовета на тему: «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»...

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...