Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками в учебно-воспитательном процессе
статья на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Выступление из опыта работы учителя начальных классов в рамках педсовета на тему: «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

                             

Педагогический совет: «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками в учебно-воспитательном процессе

Ермилова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

             Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на формирование у младших школьников  универсальных учебных действий. В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность.  Согласно требованиям ФГОС выпускники начальной школы должны продемонстрировать умение выполнять групповые проектные исследования.

          Использование проектно-исследовательского метода на уроках и во внеурочное время способствует развитию личностных качеств и способностей обучающихся, создаёт условия для их творческой самореализации, даёт возможность овладеть метапредметными УУД.

      Я работаю по учебно-методическому комплекту  «Школа России». В начальных классах  в программном материале учебников предусмотрена огромная работа над проектами.  На таблице можно увидеть количество проектов по всем предметам, преподаваемых в начальной школе по данному методическому комплекту. Всего их 54 проекта.

Русский язык

Математика

Литературное

чтение

Окружающий

мир

Технология

Итого

за год

1 класс

-

1

1

4

5

11

2 класс

2

1

2

6

2

13

3 класс

3

1

3

6

2

15

4 класс

3

1

3

2

6

15

Итого:

8

4

9

18

15

54

   

         Большинство проектов создается на уроках по окружающему миру (18), технологии (15).

На первом этапе внедрения проектной деятельности основная роль принадлежит учителю. В первом и во втором классе работы имеют коллективный характер, каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.         На этом этапе учу детей взаимодействовать в группе, слушать и слышать собеседника, распределять роли. Формирую умение пользоваться памяткой начинающего исследователя, которое  является настоящим помощником в организации самостоятельной работы над проектом.

Памятка начинающего исследователя

Шаг 1. Выбери тему исследования.
Шаг 2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы ответил.
Шаг 3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Шаг 4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Шаг 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сохрани ссылки на сайты в сети Интернет.
Шаг 6. Сделай выводы.
Шаг 7. Оформи результаты своей работы.
Шаг 8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Особенно целесообразно привлечение родителей, воспитателей при выполнении детьми проектов в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий.

Мой первый опыт работы с проектами по ФГОС начался с 2011-2012 учебного года. На родительском собрании знакомила родителей первоклассников с памяткой по оказанию помощи ребёнку в создании проекта.

         Обращая внимание родителей на то, что они являются помощниками, консультантами призывала их к тому, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея проектной деятельности.

                                                        Памятка родителям

          Уважаемые родители!  Ваш ребенок приступает к выполнению новой для него работы – проектной деятельности. Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

            В ходе выполнения проекта Вы можете выступать      одновременно в нескольких ролях:

                 - консультируете;

                 - отслеживаете выполнение плана;

                 - решаете оперативные вопросы;

                 - помогаете в предварительной оценке проекта;

                 -участвуете в подготовке презентации;

                 - обеспечиваете наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Однако, помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо — ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом (по запросу), техническим секретарём проекта!

      Приведу примеры формирования метапредметных УУД в процессе работы над проектами. При работе с  проектом  «Моя семья» в 1 классе,  формировала у учащихся познавательные УУД, такие, как умение отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, умение составлять экспозицию выставки рисунков, готовить мини-выступления; регулятивные УУД достигались путём вовлечения детей  в обсуждение; коммуникативные УУД формировали умение делиться полученной информацией  в форме монолога и диалога.

УУД, формирующиеся в рамках нндивидуального проекта

Познавательные:

- умение наблюдать;

- находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя;

- сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное;

-составлять небольшие сообщения по изучаемой теме;

- представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели.

Регулятивные:

-способность принимать учебную цель, участвовать в планировании её реализации;

- способность сосредоточиться на общем деле, определять свою роль;

- сотрудничать с другими детьми, учителем для реализации проекта;

- обсуждать результаты деятельности с учителем.

Коммуникативные:

- умение услышать другое мнение;

-отстаивать свою точку зрения без конфликтов;

- делиться информацией, в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение);

      Формирование более сложных проектно-исследовательских умений осуществляется через работу по внеурочной деятельности.      

       Следует так же отметить, что ФГОС включает в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.  

       Разработанная мною программа  «Проект – это просто», помогает приблизить ребят к миру проектов. Рабочие тетради авторами,  которых являются Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. решают задачу формирования самостоятельности ребёнка, развивают коммуникативные умения, формируют умственные действия, помогают ребёнку научиться видеть мини-проблемы.

       Поэтому приобретённые умения на кружке по внеурочной деятельности «Проект-это просто» позволяют формировать метапредметные УУД у участников научного общества.

 В  первом классе  была разработана совместно с учителем тема   исследования «Знать правила сна - хорошо учиться».  Данная тема исследования проводилась в парах.  Авторы данной работы пытались найти ответы на вопросы: что нужно делать, чтобы справиться с нагрузками, сложными заданиями; быть всегда в форме, не зевать на уроках, усваивать новый материал, узнавать много полезного, хорошо учиться?

УУД, формирующиеся в рамках парной, групповой работы

Познавательные:

-формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы;

-выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение,  интервьюирование и др.);

-творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.;

-формулировать выводы и заключения.

Регулятивные:

-инициировать учебную цель, планировать деятельность по её реализации;

-распределять задачи в паре, группе и самостоятельно по реализации проекта;

-осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта.

Коммуникативные:

-аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнёров;

-инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов;

-представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, округа.

В данном проекте формировались познавательные УУД: учащиеся с помощью учителя формулировали гипотезу, определяли цели и задачи работы, выбирали методы исследования: анализ, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.

Формирование регулятивных УУД происходило через планирование деятельности, распределения задач при работе в паре, через сопровождение работы таблицами и диаграммами, продукта проекта (буклет).

Коммуникативные УУД формировались через сотрудничество с учениками, учителем, родителями, воспитателями, школьным библиотекарем и через представление результатов проекта на уровне школы, района (районный заочный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Юный исследователь», 3 место).

Метапредметные УУД формировала и в рамках коллективных проектов для учащихся 3 - 4 классов.  Проекты  «Школа кулинаров», «Природа родного края», «Жизнь луга», «Кто нас защищает», «Праздник поэзии»,  «Похвальное слово знакам препинания» формировали познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. Продуктом проектно-исследовательской деятельности становились альбомы, презентации, буклеты.

УУД, формирующиеся в рамках коллективного проекта

Познавательные:

- с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы;

- искать и анализировать доступную информацию;

-представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей;

-совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта.

Регулятивные:

-выбирать учебную цель, планировать её реализацию;

-участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации;

-осуществлять взаимооценку  действий и результатов коллективной  работы, оценивать свой вклад в неё;

Коммуникативные:

-консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы;

-вести учебный диалог с учителем, одноклассниками;

-строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала;

-способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками кла сса, школы. 

       

            В заключении можно сказать, что проектная и исследовательская деятельность развивает у учащихся важнейшие метапредметные УУД. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. А задача учителей работать над тем, чтобы таких детей становилось больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

В докладе описаны методы формирования самооценки у детей  4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные...

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...