Выступление на методическом объединении учителей школы по теме: «Толерантность»
методическая разработка

Малышева Светлана Александровна

Выступление на методическом объединении учителей школы по теме: "Толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystup_toler.doc99 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Толерантность

        В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряжённость, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Всё это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.(СЛАЙД №1) По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе. Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. (СЛАЙД № 2)

        Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают в школу.  

        Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, основой которой является признание права на отличие. (СЛАЙД №3)Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, чего не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Толерантность слово заимствованное, а поэтому мало понятное, описать его довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках оно определяется по-разному (СЛАЙД №4):

английский язык – «готовность и способность воспринимать без протеста личность»;

французский  – «уважение свободы другого, его образа мысли»;

арабский  – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение»;

китайский – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;

персидский – «готовность к примирению». 

Все эти слова – определения можно выразить в словах-синонимах: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность. (СЛАЙД №5)

Русский словарь трактует это слово как – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам. (СЛАЙД №6)

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

        Поэтому возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Так как именно  в начальной школе важно научить ребёнка принимать другого таким, какой он есть и критически относиться к своим собственным взглядам.

        В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.

        Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это - проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.

        Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентностей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы – формированием и развитием личности в единстве таких её личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода и др.

        Концепция компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, который сможет на личностной ценностно - мировоззренческой основе адаптироваться к жизненным ситуациям.

        Здесь большое значение придаётся компетенциям социального бытия и взаимодействия человека в социуме, особенно остро необходимые подростку в условиях быстро меняющегося агрессивного, поликультурного мира для адаптации, успешного и комфортного сосуществования с окружением.

        Можно выделить следующие ключевые социальные компетентности, являющиеся составляющими толерантности: (СЛАЙД № 7)

  • компетентность социального взаимодействия с обществом, коллективом, семьёй, друзьями на основе сотрудничества, уважения и принятия Другого (национальность, религия, статус, роль, пол) установления взаимопонимания, избегание конфликтов, создания климата доверия;
  • компетентность общения на основе диалога; знания, уважения и соблюдения традиций, этикета – как способность адекватного ситуации взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при её порождении и восприятии;
  • компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, толерантность личности становится результативно – целевой основой компетентностного подхода в воспитании личности.

Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям(СЛАЙД №8). 

Опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. (СЛАЙД №9) 

Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

При организации воспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различные точки зрения на мировые явления.

Воспитание толерантности возможно при неразрывном единстве трёх блоков (СЛАЙД №10):

•    знание о сущности толерантных отношений;

•    практические навыки  подобного поведения;

•    переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

Знание формируется:

*   на тематических классных, клубных часах;

*   экскурсиях;

*   конкурсах и выставке работ;

*    на уроках  окружающего мира, иностранного языка, литературы,  художественной изобразительного искусства, музыки и др.

Практические навыки  формируют:

•    тренинги с привлечением специалистов;

•    коллективные творческие дела: праздники, субботники, дни здоровья;

•    уроки милосердия, толерантности;

•    целевые внешкольные мероприятия: благотворительные акции (помощь одинокими старикам, многодетным семьям и т.д.); шефство над детскими домами;

•    повседневная школьная жизнь ребёнка: взаимодействие с товарищами, решение конфликтных ситуаций.

Переживание положительных эмоций является важнейшим условием закрепления стереотипов толерантного поведения.

 Одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся является игра.

Именно в играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться. (СЛАЙД № 11)

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

       Для развития толерантности у учащихся учитель может и должен(СЛАЙД № 12):

- воспитывать с любовью и во имя любви;

-воспитывать в духе мира;

-вовлекать в процесс воспитания толерантности родителей и сообщество;

- поощрять совместную деятельность;

- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;

-формировать чувство справедливости;

-избегать жестоких иерархических отношений;

-создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;

-не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования; (СЛАЙД № 13)

-быть готовым и способным к диалогу; пониманию и солидарности;

- воспитывать сопричастность;

- быть примером для детей и сообщества; уметь слушать;

- выражать одобрение относительно того, что сделано;

-поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учеников чувство взаимного расположения;

-давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы;

-показывать, что сохранение и достижение мира действительно возможно.                                                                                          

     Черты толерантной личности: (СЛАЙД № 14)

1.    доброжелательность

2.    снисходительность

3.    терпимость

4.    взаимопонимание

5.    чуткость

6.    доверие

7.    альтруизм

8.    взаимоуважение (СЛАЙД № 15)

9.    умение не осуждать других

10.  гуманизм.

11.  ответственность

12.  уступчивость

13.  способность к сопереживанию.

Толерантный класс – это тот, в котором: (СЛАЙД № 16)

1)    умеют внимательно слушать и слышать;

2)    советуют и предлагают;

3)    желают, сочувствуют, сопереживают;

4)    обеспечивают всякую поддержку;

5)    где царит согласие;

6)    есть стремление во всем разобраться.

Предлагаемые формы работы в 1 классе (СЛАЙД №17)

Сентябрь

Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с воспитанником, методика незавершенных предложений).

Октябрь

День Бабушек (В рамках декады пожилых людей).

Ноябрь

Классный час "Моя семья".

Декабрь

Классный час "Будьте вежливы".

Январь

Классный час "На кого я хочу быть похожим".

Февраль

Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса

Март

Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые".

Апрель

"Трудом красивым славен человек" (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей).

Май

Классный час "Поговорим о добре".

Предлагаемые формы работы во 2 классе (СЛАЙД №18)

Сентябрь

Классный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса. 

Октябрь

Классный час "Да здравствует вежливость и доброта".

Ноябрь

Диспут "Легко ли быть настоящим другом? " 

Декабрь

Читательская конференция по сказкам Г.Х ("Гадкий утенок", "Детская болтовня"). Новогодний бал-маскарад "Новогодний коктейль". 

Январь

Классный час "Я и мое имя".

Февраль

Классный час "Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других".

Март

Классный час "Россия – родина моя".

Апрель

Классный час "О дружбе". 

Май

КВН "Наш класс". 

Предлагаемые формы работы в 3 классе (СЛАЙД №19)

Сентябрь

Классный час "Культура мира. Человек среди людей". 

Октябрь

Классный час "Что такое толерантность". 

Ноябрь

История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Осенние игры и состязания. 

Декабрь

Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки". 

Январь

Классный час "Мы разные, но все – таки мы вместе". 

Февраль

Классный час "Учимся быть сплоченными". 

Март

Читательская конференция по сказкам народов мира. 

Апрель

Классный час "Стремись делать добро". 

Май

Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья". 

Предлагаемые формы работы в 4 классе (СЛАЙД №20)

Сентябрь

Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы). 

Октябрь

Классный час "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть". 

Ноябрь

Психологический тренинг "Научись управлять собой". 

Декабрь

Пресс - конференция (с участием родителей) "Однажды в моем классе...". 

Январь

Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта". 

Февраль

Классный час "Толерантность – путь к миру". 

Март

Классный час "Учимся договариваться". 

Апрель

Классный час "Толерантное отношение поколений". 

Май

Игровая программа "Час общения". 

 

Формирование атмосферы толерантности трудный и сложный процесс. Требуется кропотливая работа. Именно в детском возрасте закладываются базовые элементы отношения человека к социальной среде, формируются устойчивые стереотипы поведения и восприятия.

               В результате проведения мероприятий учащиеся должны понять, что быть толерантным – это значит уважать других, невзирая на различия; это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.  

Да, мы очень разные, но мы вместе. (СЛАЙД № 21)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

«Техасские объятия»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Дети  встают в круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Всем очень весело.

Упражнение «Что такое «толерантность

Цели:

  • дать возможность   участникам сформулировать «научное понятие»  толерантности;
  • показать многоаспектность понятия «толерантность».

Материалы: Определения толерантности. (Написать эти  определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность-это…», а на другой – определения.

Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной. (См. Приложение 1.)

Время на проведение: 20 минут.

Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким.   После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на  доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.

Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним. Ведущий задаёт следующие вопросы:

– Что отличает каждое определение?

–  сть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

– Какое определение наиболее удачно?

– Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:

  • Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
  • Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.  

                                                         

Приложение 1. 

Крупно и красиво напишите эти определения на листах ватмана следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность – это …», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску или на стены так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность – это» После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

   Определения толерантности:

  1. Сотрудничество, дух партнёрства.
  2. Готовность мириться с чужим мнением.
  3. Уважение человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение прав быть иным.
  8. Признание многообразия.
  9. Признание равенства других.
  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толерантность Толерантность

Слайд 2

16 ноября, отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в. 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации. Люди на свет Рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других Ты смог понимать, Нужно терпенье В себе воспитать. Нужно с добром К людям в дом приходить, Дружбу, любовь В своем сердце хранить!

Слайд 3

Основа толерантности - признание права на отличие

Слайд 4

Толерантность английский язык – «готовность и способность воспринимать без протеста личность»; французский – «уважение свободы другого, его образа мысли»; арабский – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение»; китайский – « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; персидский – «готовность к примирению».

Слайд 5

терпимость уважение к чужому мнению лояльность

Слайд 6

Толерантность - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам

Слайд 7

Ключевые социальные компетентности: компетентность социального взаимодействия с обществом; компетентность общения на основе диалога; компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности

Слайд 8

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу

Слайд 9

Толерантность межличностная социальная национальная веротерпимость

Слайд 10

знание о сущности толерантных отношений; практические навыки подобного поведения; переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

Слайд 11

Игра - одна из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

Слайд 12

- воспитывать с любовью и во имя любви; -воспитывать в духе мира; -вовлекать в процесс воспитания толерантности родителей и сообщество; - поощрять совместную деятельность; - признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого; -формировать чувство справедливости; -избегать жестоких иерархических отношений; -создавать свободную и демократическую атмосферу в классе; - не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;

Слайд 13

-быть готовым и способным к диалогу; пониманию и солидарности; - воспитывать сопричастность; - быть примером для детей и сообщества; уметь слушать; выражать одобрение относительно того, что сделано; - поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учеников чувство взаимного расположения; -давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы; -показывать, что сохранение и достижение мира действительно возможно.

Слайд 14

Черты толерантной личности: доброжелательность снисходительность терпимость взаимопонимание чуткость доверие альтруизм взаимоуважение

Слайд 15

умение не осуждать других гуманизм ответственность уступчивость способность к сопереживанию

Слайд 16

ТОЛЕРАНТНЫЙ КЛАСС умеют внимательно слушать и слышать; советуют и предлагают; желают, сочувствуют, сопереживают; обеспечивают всякую поддержку; где царит согласие; есть стремление во всем разобраться.

Слайд 17

Сентябрь Диагностика учащихся ( опросник для индивидуального знакомства с воспитанником, методика незавершенных предложений). Октябрь День Бабушек (В рамках декады пожилых людей). Ноябрь Классный час "Моя семья". Декабрь Классный час "Будьте вежливы". Январь Классный час "На кого я хочу быть похожим". Февраль Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса Март Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые". Апрель "Трудом красивым славен человек" (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей). Май Классный час "Поговорим о добре". Предлагаемые формы работы в 1 классе

Слайд 18

Сентябрь Классный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса. Октябрь Классный час "Да здравствует вежливость и доброта". Ноябрь Диспут "Легко ли быть настоящим другом? " Декабрь Читательская конференция по сказкам Г.Х ("Гадкий утенок", "Детская болтовня"). Новогодний бал-маскарад "Новогодний коктейль". Январь Классный час "Я и мое имя". Февраль Классный час "Самооценка и взаимооценка , как способ познать себя и других". Март Классный час "Россия – родина моя". Апрель Классный час "О дружбе". Май КВН "Наш класс". Предлагаемые формы работы во 2 классе

Слайд 19

Сентябрь Классный час "Культура мира. Человек среди людей". Октябрь Классный час "Что такое толерантность". Ноябрь История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Осенние игры и состязания. Декабрь Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки". Январь Классный час "Мы разные, но все – таки мы вместе". Февраль Классный час "Учимся быть сплоченными". Март Читательская конференция по сказкам народов мира. Апрель Классный час "Стремись делать добро". Май Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья". Предлагаемые формы работы в 3 классе

Слайд 20

Сентябрь Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы). Октябрь Классный час "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть". Ноябрь Психологический тренинг "Научись управлять собой". Декабрь Пресс - конференция (с участием родителей) "Однажды в моем классе...". Январь Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта". Февраль Классный час "Толерантность – путь к миру". Март Классный час "Учимся договариваться". Апрель Классный час "Толерантное отношение поколений". Май Игровая программа "Час общения". Предлагаемые формы работы в 4 классе

Слайд 21

Мы очень разные, но мы вместе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"

В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся  и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Самооценка школьника»

. С момента рождения ребенок вступает в мир общественных связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...