Воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»
статья (2 класс) на тему

Белухина Светлана Ивановна

Я использую в своей работе программу по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» художественно–эстетического направления – «Музей в твоём классе», которая обеспечивает духовно–нравственное  развитие  и  воспитание  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

       СЛАЙД 1.

       Я использую в своей работе программу по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» художественно–эстетического направления – «Музей в твоём классе», которая обеспечивает духовно–нравственное  развитие  и  воспитание  детей.

       СЛАЙД 2.

       Программа курса дифференцирована по возрастным группам (1-2 классы , 3-4 классы, 5-11классы) взаимосвязана с содержанием предметной области «Русский язык, Литературное чтение», обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами (изобразительное искусство, окружающий мир), направлена на формирование у детей личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД.

         Программа обеспечена методическим пособием «Музей в твоем классе» (Академкнига/Учебник). Курс имеет следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно – ценностное общение.

         Цели курса:

- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;

- дать начальное представление о логике развития живописного языка;

- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника.

СЛАЙД 3.

          В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

         Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)

          В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

СЛАЙД 4.

          Основным пособием для работы является альбом «Музей в твоём классе» (для учащихся 1 – 11 классов), авторы: Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская.

В чём же заключается работа с альбомом? Дело в том, что методический аппарат пособия «Музей в твоём классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. СЛАЙД 5. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи.

                   Так, школьникам выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить выделенные места с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче.  

           Из опыта работы могу сказать, что раньше требовалось много усилий, чтобы заинтересовать детей рассмотреть картину. Она была для них чем-то отвлечённым, оторванным от их повседневной жизни, их увлечений. С введением этого курса ситуация изменилась. Дети активны в рассмотрении изучаемого произведения искусства.

           Вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности   живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать). СЛАЙД 6.

             В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно – значимых фрагментов и удержания внимания, малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.

             Что особенно важно для детей, у которых есть речевые трудности или есть задержка в развитии, использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы ) является большим подспорьем. Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.

               Дети с увлечением выполняют задания, ищут выделенные фрагменты на картине, учатся устанавливать причинно – следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. Так, например, рассматривая репродукцию картины Ивана Хруцкого «Цветы  и  фрукты»    внимание  детей акцентируется на  солнечном  блике  поверхности  стакана.  Исследуя форму блика, дети  пришли к  выводу, что это  окно.

             СЛАЙД   7.

             Имея уже некоторый опыт, при изучении следующей картины «За завтраком (За обедом)» Зинаиды  Серебряковой,  дети  сразу  отметили,  что  в  комнате  два  окна,  хотя  художница  не  изобразила  их в  своей  картине.    Таким образом, дети учатся вычитывать информацию, которая скрыта при поверхностном рассмотрении художественного произведения.

                   Анализируя живописное произведение,  переходим   от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.

             СЛАЙД 8.

             Оборот обложки с черно–белыми репродукциями, представленными в пособии дает представление о размерах подлинных полотен. Для этого рядом с  репродукциями представлены силуэты школьников, принадлежащих к трем возрастным группа: 1–2 класс,  3–4 класс, 5–6 класс.  Детям  очень  нравится представлять,  как  реально могут  выглядеть  картины, поэтому,  когда  это  возможно,  мы  чертим  примерный  размер  полотен  на доске.

               Ребятам   интересны  занятия по этому курсу.  Им   нравится  рассматривать картины,  рассуждать,  выполнять задания.  Знакомя  детей  с  новой  картиной,  я даю некоторое  время  рассмотреть  её  самостоятельно,  для  того,  что бы  у  них  создалось  своё  первое  впечатление.  

               СЛАЙД 9. 

             Так,  например,  в  картине  З. Серебряковой  « На  кухне. Портрет  Кати»   изображена  вторая  дочь  художницы,  которой  не было  на    репродукции   картины  «За  завтраком».   Сначала  дети  предположили, что это  выросла  Тата  (Таня),  но  когда  узнали, что это  вторая  дочь  художницы,  решили,  что  её  не было  на  первой  картине  потому, что  девочка  ушла  в  школу.  И  как  же  интересно  было  смотреть на  лица  ребят,  когда они   узнали, что  Катя в  то  время  была  совсем  маленькой,  и сидеть за  столом  просто не  могла.  

              СЛАЙД 10. 

              На занятиях мы используем фотографии и репродукции других картин художников, которые не вошли в альбом, для того чтобы расширить представления детей о событиях и героях произведений. Например,  изучая    картину  Василия  Поленова  «Московский  дворик»  показываю     фотографии   уголка  старой  Москвы – с  её  особнячками,  церквами,  заросшими  зелёной  травой  двориками. Так в одном занятии прослеживается связь с историей, архитектурой, музыкой.    

               Ребята,  овладевая  новыми знаниями, осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, монологическую  речь, начинают  ориентироваться в жанре картины. Конечно же, мы в самом  начале  пути! И следует отметить, что курс является практико-ориентированным и нацеливает детей на получение конкретного результата: подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция»; «Каталог репродукций «Музея в твоём классе»»; «Каталог моей коллекции репродукций».  В конечном итоге каждый ребенок должен уметь выступить в роли экскурсовода  по репродукциям картин «Музей в твоем классе».

           Было приятно, что на родительском собрание в январе, родители  положительно   отзывались  о курсе внеурочной деятельности «Музей в твоём классе». Они отмечали, что дети, увидев картину, стараются рассмотреть её, рассказать об увиденном, задают вопросы. Одна из мам сказала: «А мой всё спрашивает: – Когда пойдем в настоящий музей?». Так мы пришли к единому мнению, что дети готовы к походу в музей.

СЛАЙД 11. И  мы пошли в Мордовский  республиканский  музей  изобразительного искусства имени Степана Дмитриевича Эрьзи.

Там я и убедилась в их готовности к серьезному восприятию произведений живописи: дети умеют внимательно слушать экскурсовода, стараются отвечать на поставленные вопросы и очень любят сами задавать вопросы.

  СЛАЙД 12. Это при помощи детей ожила картина Федота Васильевича Сычкова  «Собираются в гости».

СЛАЙД 13. Это тоже картина Сычкова «Катание с гор».

СЛАЙД 14. Праздничный день. Подруги. Сычков

СЛАЙД 15. Это детям раздают призы 

СЛАЙД 16. А это мы уже на второй экскурсии «Художники Мордовии». Рассматриваем картину Виктора Беднова «Беление холстов». Инна Владимировна нам рассказывает об обратной и прямой перспективе.

СЛАЙД 17. А когда мы рассматривали картину Валентина Попкова «В годы войны», Рома Ягодкин воскликнул, что у него тоже есть картина этого художника, только пейзаж.

Поэтому я уверена, что курс « Музей в твоём классе» это очень полезный и увлекательный курс и самое главное он нравится детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе". Тема занятия: "Звоню в колокольчик"

"Звоню в колокольчик" - это занятие по внеурочной деятельности, описывающее историю нашей страны. Оно построено на смене разных видов деятельности, с использованием интерактивной экскурсии. На занятии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...

Экологическое воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике....

Презентация внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» по теме «Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе».

В данной презентации представлена работа с картинойИван Горюшкин – Сорокопудов "Базарный день в старом  городе"....

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".

Методическая разработка занятия "Музей в твоем классе"   Иван Горюшкин – Сорокопудов  "Базарный день в старом  городе" 1 класс. Цель:формирование и развитие ценностного о...