Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Цель:формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие речи, эстетического вкуса на примере картины Ивана Горюшкина – Сорокопудова "Базарный день в старом городе".
Занятие основано на работе 3 групп по 5 человек. Учащиеся должны уметь владеть инструментарием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazarnyy_den_v_starom_gorode.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе.
Тема занятия: И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе»
Задачи урока:
- Познакомить школьников с картиной И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе». Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами
- развивать речь, мышление.
Оборудование: пособие “Музей в твоём классе”, лупы, круглые и прямоугольные рамки, презентация к занятию по репродукции И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе»
Универсальные учебные действий:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью И.Горюшкин - Сорокопудов
Регулятивные УУД:
Научится:
- Определять цель на занятии с помощью учителя
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Получит возможность научиться:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
Научится:
- Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями;
- Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
- Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
- Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- Оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
- Различать некоторые приёмы передачи перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
- Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
Научится:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными;
- Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы.
Получит возможность научиться:
- Последовательно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Планируемые результаты занятия:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение исторических знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Ученик научится:
- внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
- оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Ученик получит возможность научиться
- пробовать себя в роли экскурсовода.
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У ученика будут сформированы:
- познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;
- опыт рассматривания и анализа живописных картин;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картинами И.Горюшкин - Сорокопудов
Элементы здоровьесбережения: психологический настрой, гимнастика для глаз.
Ход занятия.
1.Этапы мотивации к учебной деятельности
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, день!
-Здравствуйте, ребята!
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.
- Что можете пожелать друг другу на нашем занятии?
Ожидаемый результат:
Удачи, открытий, хорошего настроения.
2.Этап актуализация и пробного учебного действия
Ребята, мы отправляемся на очередную экскурсию в наш музей.
- Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей?
(Познакомиться с картиной.)
- Что должно стать результатом нашей работы на занятии?
(Рассказ о картине)
- Я начну, а вы дополните мои фразы, и тогда мы узнаем, что нам нужно сделать, чтобы получился рассказ по картине?
- рассматривать… репродукции картин,
- находить … детали с помощью инструментов, - делиться …. своими наблюдениям, выводами, впечатлениями
- развивать … речь
- узнавать…. культуру и историю нашего государства
-Для того, чтобы получше рассмотреть все детали картины нам нужны инструменты : рамки, лупы.
- Прежде чем отправиться в наш «музей» и работать с новой картиной, я вам предлагаю поиграть.
Игра “Найди лишний жанр»
У каждой группы на парте лежит конверт. В конверте репродукции картин. Нужно выбрать лишний жанр. «Лишний жанр» вывешивают на доску. На доске репродукции картин В. Поленов «Московский дворик», Б. Кустодиев «Морозный день», И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе».
- А здесь, какая лишняя картина?
Ожидаемый результат: И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом.
- Почему?
Ожидаемый результат: Картины В. Поленова «Московский дворик» и Б. Кустодиева «Морозный день» относятся к городскому пейзажу. - А какому жанру относится картина И. Горюшкина – Сорокопудова «Базарный день в старом городе»?
Ожидаемый результат: Эта картина относится к пейзажу – жанровая сцена, сцена из старинной жизни.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
- Художник изображает сцену из старинной жизни. Какие элементы из картины нам об этом говорят?
Ожидаемый результат: Одежда, сани, торговые ряды с товаром, старинные постройки.
- Базарные дни на Руси обычно устраивали раз в неделю, по выходным.
- Где устраивали базары?
Ожидаемый результат:
Чаще всего базары в старину устраивались вблизи церквей. Тем самым люди приходили и съезжались с далёких хуторов и деревень, чтобы посетить храм и прикупить жизненно необходимые вещи для хозяйства и лакомства для детей или же привезти на продажу свои продукты и скот.
- Какие открытия мы сделали, изучая задний план картины?
- О чем нам говорит толщина арки?
Ожидаемый результат:
Толщина арки позволяет нам судить о толщине стен. Значит, художник изобразил стены и ворота старого городского кремля, древней крепости.
- Сколько раз красили стены кремля?
Ожидаемый результат:
Стены старого кремля красили 4 раза. (Покажите с помощью круглой рамки)
- Чем являются ворота? (Ворота одновременно являются колокольней.)
- Сколько куполов храма?
Ожидаемый результат:
На картине 3 купола, но храм украшают 5 куполов.
- Почему вы так думаете?
Ожидаемый результат: Один большой центральный и возвышается над остальными, четыре малых, угловых.
- А какого цвета купола? (Синие купола со звездочками)
- Что означает синие купола?
Ожидаемый результат: Синие купола со звездами делают у храмов, посвященных Богородице — звезда напоминает о рождении Христа.
- Найдите покупателя, головной, убор которого перекликается по цветовой гамме с церковными куполами?
Покажите его с помощью круглой рамки.
- При храме находится монастырь. На картине можно встретить монахов.
Покажите их фигуры круглой рамкой.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Работа в парах.
- Возьмите большую рамку и поставьте вертикально в правый нижний угол.
- А сосед - горизонтально нижний левый угол.
- Какой фрагмент лучше передает атмосферу базара?
- Почему? (Торговые ряды, покупатели, продавцы, товары)
- Какой фрагмент можно было бы назвать «Торговые ряды»?
- Сформулируйте тему занятия.
(Товары в торговых рядах на картине И. Горюшкина –Сорокопудова «Базарный день в старом городе»).
- Если левая часть картины менее передает атмосферу базара, зачем же автор изобразил её?
5. Этап реализации построенного проекта.
Динамическая пауза.
- Что делают люди в торговых рядах?
(Продают и покупают товар)
- Чем здесь торгуют? А еще чем?
(Валенками, тканями, головными платками.)
- Как вы думаете, почему продается так много валенок?
- Может художник изображает самое начало зимы? Или это конец зимы?
Ожидаемый результат: Может быть и то и другое. - Вы отличаете продавцов от покупателей?
Покажите круглой рамкой сначала продавцов, а потом покупателей.
А вы сможете найти покупателей и продавцов в левой части картины?
Ожидаемый результат: Нет, с трудом.
- А что купили муж и жена, которые уходят с рынка?
Ожидаемый результат: Связку баранок и ещё что – то в узелке.
- Чем вы можете подтвердить. Что они действительно уходят?
Ожидаемый результат: Они не подходят к палаткам, смотрят не по сторонам, а себе под ноги.
- Куда люди складывают свои покупки? Покажите это с помощью круглой рамки.
Ожидаемый результат: В узелки, корзины.
-Полосками ткани, какого цвета украшены палатки? (Красного)
- Найдите рулоны тканей. Какого они цвета?
В старину популярностью пользовались ткани алого цвета.
Словарная работа:
Алый — яркий оттенок красного цвета. Отличается от истинно красного уклоном в оранжевый цвет. Недаром говорили в народе: "Алый цвет мил на весь свет"
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Назовите, какие еще цвета вы видите?
- Значит, базар пестрый?
- А что означает пестрый?
(ПЕСТРЫЙ - разноцветный)
- А в левой части есть эти цвета?
- Какие звуки могут слышать люди, уходящие с рынка?
(Скип полозьев, ржанье лошадей, голоса торговцев и покупателей, звон колокола). - Поэт Иван Есаулков составил рассказ по картине «Базарный день в старом городе» в стихотворном жанре. Послушайте.
Ученик читает стихотворение.
Базарный день в старом городе
Простой бытовой эпизод.
Его специально для нас
Художник в холсте создаёт,
Ведя о базаре рассказ.
Всё солнце слегка золотит:
Навесы, прилавки, товар.
У стен монастырских шумит,
Волнуется пёстрый базар.
Тулупы, платки, армяки,
Кафтаны и шали пестрят.
У лавок стоят мужики,
Приказчики всюду шустрят.
Сверкает парча здесь шитьём,
Овчина шуршит на бегу...
А в небе, над монастырём,
Плывёт и плывёт медный гул.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Составление рассказа
- А сейчас каждый из вас в группе должен составить высказывания по картине. Вам помогут вот эти вопросы
Что я увидел на картине?
Работа в группах.
1 группа
Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.
__В торговых рядах много людей. __ У монастырских стен шумит пестрый базар. __ Перед нами картина …(назовите автора и название картины).
__ Художник изобразил горожан 17 века.
2 группа
Вставьте подходящие по смыслу слова.
Гудит ___________ толпа. На прилавках лежит ____________ товар. Торгуют … (перечисли товары) . Художник использует _________ краски. Мы видим _____________ костюмы горожан.
Слова для справок: разноцветные, разный, яркие, пестрая.
3 группа
Дополните предложения
1. Иван Горюшкин-Сорокопудов видел старинную жизнь:
весёлой
звонкой
смешной
многоголосой
хитрой
торжественной
2. Художник иллюстрирует: ….. русского народа.
традиции
культуру
праздники
обычаи
будни
-А теперь послушаем ваши высказывания.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Сценка «Базар в старом городе»
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Зачем Иван Горюшкин – Сорокопудов написал эту сцену, где течёт обыденная жизнь?
Ожидаемый результат: Это история, культура, традиции, обычаи.
Я открыл для себя…
удивился….
узнал….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе". Тема занятия: "Звоню в колокольчик"
"Звоню в колокольчик" - это занятие по внеурочной деятельности, описывающее историю нашей страны. Оно построено на смене разных видов деятельности, с использованием интерактивной экскурсии. На занятии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...
Презентация внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» по теме «Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе».
В данной презентации представлена работа с картинойИван Горюшкин – Сорокопудов "Базарный день в старом городе"....
Внеурочная деятельность Музей в твоем классе
"Перспективная начальная школа"...
Открытое занятие по внеурочной деятельности "Музей в твоем классе"
Картина С.Лучишкина "Лыжники"...
Воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»
Я использую в своей работе программу по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» художественно–эстетического направления – «Музей в твоём классе»...