Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Методическая разработка занятия "Музей в твоем классе"   
Иван Горюшкин – Сорокопудов  "Базарный день в старом  городе" 1 класс.

 Цель:формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие речи,  эстетического вкуса на примере картины Ивана Горюшкина – Сорокопудова  "Базарный день в старом  городе".

Занятие основано на работе 3  групп по 5 человек. Учащиеся должны уметь владеть инструментарием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazarnyy_den_v_starom_gorode.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность  "Музей в твоем классе.

Тема занятия:  И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Задачи урока:

  • Познакомить школьников с картиной  И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе». Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
  • познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами
  • развивать речь, мышление.

Оборудование: пособие “Музей в твоём классе”, лупы, круглые и прямоугольные рамки, презентация к занятию по репродукции  И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

 Универсальные учебные действий:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью И.Горюшкин - Сорокопудов

Регулятивные УУД:

Научится:

  • Определять цель на занятии с помощью учителя
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Получит возможность научиться:

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

Научится:

  • Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями;
  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  • Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  • Оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

  • Различать некоторые приёмы передачи перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Научится:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными;
  • Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы.

Получит возможность научиться:

  • Последовательно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Планируемые результаты занятия:

Воспитательные результаты первого уровня (приобретение исторических знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Ученик научится:

  • внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
  • оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

Ученик получит возможность научиться

  • пробовать себя в роли экскурсовода.

Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У ученика будут сформированы:

  • познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;
  • опыт рассматривания и анализа живописных картин;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картинами И.Горюшкин - Сорокопудов

      Элементы здоровьесбережения: психологический настрой, гимнастика для глаз.

        Ход занятия.

1.Этапы мотивации к учебной деятельности

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, день!

-Здравствуйте, ребята!

 Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.

- Что можете пожелать друг другу на нашем  занятии?

Ожидаемый результат:

 Удачи, открытий, хорошего настроения.

2.Этап актуализация и пробного учебного действия

Ребята, мы отправляемся на очередную экскурсию в  наш музей.

- Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей?

(Познакомиться с картиной.)

- Что должно стать результатом нашей работы на занятии?

(Рассказ о картине) 

- Я начну, а вы дополните мои фразы, и тогда мы узнаем, что нам нужно сделать, чтобы получился рассказ по картине?

- рассматривать… репродукции картин,

- находить … детали с помощью инструментов,                                                                          - делиться …. своими наблюдениям, выводами, впечатлениями 

- развивать … речь

- узнавать…. культуру и историю нашего государства

-Для того, чтобы получше рассмотреть все детали картины нам нужны инструменты : рамки, лупы.

- Прежде чем отправиться в наш «музей» и работать с  новой картиной, я вам предлагаю поиграть.

Игра “Найди лишний жанр»

У каждой группы на парте лежит  конверт.  В конверте репродукции картин. Нужно выбрать лишний жанр. «Лишний жанр» вывешивают на доску. На доске репродукции картин В. Поленов «Московский дворик», Б. Кустодиев «Морозный день», И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе».

- А  здесь,  какая лишняя картина?

Ожидаемый результат: И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом.

- Почему?

Ожидаемый результат:  Картины В. Поленова «Московский дворик» и Б. Кустодиева  «Морозный день»  относятся к городскому пейзажу.                                                                                    - А какому жанру относится картина И. Горюшкина – Сорокопудова «Базарный день в старом городе»?

Ожидаемый результат:  Эта картина относится к пейзажу – жанровая сцена, сцена из старинной жизни.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

- Художник изображает сцену из старинной жизни. Какие элементы из картины нам об этом говорят?

Ожидаемый результат: Одежда, сани, торговые ряды с товаром, старинные постройки.

- Базарные дни на Руси обычно устраивали раз в неделю, по выходным.

- Где устраивали базары?

Ожидаемый результат:

Чаще всего базары  в старину  устраивались вблизи церквей. Тем самым люди приходили и съезжались с далёких хуторов и деревень, чтобы посетить храм и прикупить жизненно необходимые вещи для хозяйства и лакомства для детей или же привезти на продажу  свои продукты и скот.

- Какие открытия мы сделали,  изучая задний план картины?

- О чем нам говорит толщина арки?

Ожидаемый результат:

Толщина арки позволяет нам судить о толщине стен. Значит, художник изобразил стены и ворота старого городского кремля,  древней крепости.

- Сколько раз красили стены кремля?

Ожидаемый результат:

Стены старого кремля красили 4 раза. (Покажите с помощью круглой рамки)

- Чем являются ворота? (Ворота одновременно являются колокольней.)

- Сколько куполов храма?  

Ожидаемый результат:

На картине 3 купола, но храм украшают 5 куполов.

- Почему вы так думаете?

Ожидаемый результат: Один большой центральный   и возвышается над остальными,  четыре малых, угловых.

 - А какого цвета купола? (Синие купола   со звездочками)

- Что означает синие купола?

Ожидаемый результат: Синие купола со звездами делают у храмов, посвященных Богородице — звезда напоминает о рождении Христа.

- Найдите покупателя, головной, убор которого перекликается по цветовой гамме с церковными куполами?

Покажите его с помощью круглой рамки.

- При храме находится монастырь. На картине можно встретить  монахов.

Покажите их фигуры круглой рамкой.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Работа в парах.

- Возьмите большую рамку и поставьте вертикально в правый нижний угол.

 - А сосед -  горизонтально нижний левый угол.

- Какой фрагмент лучше передает атмосферу базара?

- Почему?  (Торговые ряды, покупатели, продавцы, товары)

- Какой фрагмент можно было бы  назвать «Торговые ряды»?

- Сформулируйте тему занятия.

(Товары в торговых рядах на картине И. Горюшкина –Сорокопудова «Базарный день в старом городе»).

- Если левая часть картины менее передает атмосферу базара, зачем же автор изобразил её?

5.  Этап реализации построенного проекта.

Динамическая пауза.

- Что делают люди в торговых рядах?

(Продают и покупают товар)

- Чем здесь торгуют? А еще чем?

(Валенками, тканями, головными платками.)

- Как вы думаете, почему продается так много валенок?

- Может художник изображает самое начало зимы? Или это конец зимы?

   Ожидаемый результат:  Может быть и то и другое.                                                                                                         - Вы отличаете продавцов от покупателей?

Покажите круглой рамкой сначала продавцов,  а потом покупателей.

А вы сможете найти покупателей и продавцов в левой части картины?

Ожидаемый результат: Нет, с трудом.

-   А что купили муж и жена, которые уходят с рынка?

Ожидаемый результат: Связку баранок и ещё что – то в узелке.

- Чем вы можете подтвердить. Что они действительно уходят?

Ожидаемый результат: Они не подходят к палаткам,  смотрят не по сторонам, а себе под ноги.

- Куда люди складывают свои покупки? Покажите это с помощью круглой рамки.

Ожидаемый результат: В узелки, корзины.

-Полосками ткани, какого цвета украшены палатки? (Красного)

 - Найдите рулоны тканей. Какого они цвета?

В старину популярностью пользовались  ткани   алого цвета.

Словарная работа:

Алый  — яркий оттенок красного цвета. Отличается от истинно красного уклоном в оранжевый цвет. Недаром говорили в народе: "Алый цвет мил на весь свет"

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Назовите, какие еще цвета вы видите?

- Значит, базар пестрый?        

- А что означает пестрый?

(ПЕСТРЫЙ -  разноцветный) 

- А в левой части есть эти цвета?

- Какие звуки могут слышать люди, уходящие с рынка?

(Скип полозьев, ржанье лошадей, голоса торговцев и покупателей, звон колокола).                                                                                                                                                  - Поэт Иван Есаулков составил рассказ по картине «Базарный день в старом городе» в стихотворном жанре.  Послушайте.

Ученик читает стихотворение.

Базарный день в старом городе

   Иван Есаулков

Простой бытовой эпизод.
Его специально для нас
Художник в холсте создаёт,
Ведя о базаре рассказ.

Всё солнце слегка золотит:
Навесы, прилавки, товар.
У стен монастырских шумит,
Волнуется пёстрый базар.

Тулупы, платки, армяки,
Кафтаны и шали пестрят.
У лавок стоят мужики, 
Приказчики всюду шустрят.

Сверкает парча здесь шитьём, 
Овчина шуршит на бегу...
А в небе, над монастырём,
Плывёт и плывёт медный гул.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составление рассказа

- А сейчас каждый из вас в группе должен составить высказывания по картине. Вам помогут вот эти вопросы

 Что я увидел на картине?

Работа в группах.

1 группа

Расположите  предложения так, чтобы получился связный текст. 

 __В торговых рядах много  людей.  __ У монастырских стен шумит пестрый базар.  __  Перед нами картина …(назовите автора и название картины). 

__ Художник изобразил горожан 17 века.

2 группа

Вставьте подходящие  по смыслу слова. 

Гудит ___________ толпа. На прилавках лежит ____________ товар. Торгуют … (перечисли товары) .  Художник использует _________ краски. Мы видим _____________ костюмы горожан.

Слова для справок: разноцветные,  разный, яркие, пестрая.

3 группа

Дополните предложения 

1. Иван Горюшкин-Сорокопудов видел  старинную жизнь:  

  весёлой

 звонкой

 смешной

 многоголосой

 хитрой

 торжественной

2. Художник иллюстрирует: …..   русского народа.

традиции

культуру

праздники

обычаи

будни

-А теперь послушаем ваши  высказывания.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Сценка «Базар в старом городе»

9.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Зачем Иван Горюшкин – Сорокопудов написал эту сцену, где течёт обыденная жизнь?

Ожидаемый результат: Это история, культура, традиции, обычаи.

Я  открыл для себя…

 удивился….

  узнал….  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе". Тема занятия: "Звоню в колокольчик"

"Звоню в колокольчик" - это занятие по внеурочной деятельности, описывающее историю нашей страны. Оно построено на смене разных видов деятельности, с использованием интерактивной экскурсии. На занятии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...

Презентация внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» по теме «Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе».

В данной презентации представлена работа с картинойИван Горюшкин – Сорокопудов "Базарный день в старом  городе"....

Внеурочная деятельность Музей в твоем классе

"Перспективная начальная школа"...

Воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

Я использую в своей работе программу по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» художественно–эстетического направления – «Музей в твоём классе»...