Главные вкладки

    Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".
    план-конспект занятия (1 класс) на тему

    Методическая разработка занятия "Музей в твоем классе"   
    Иван Горюшкин – Сорокопудов  "Базарный день в старом  городе" 1 класс.

     Цель:формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие речи,  эстетического вкуса на примере картины Ивана Горюшкина – Сорокопудова  "Базарный день в старом  городе".

    Занятие основано на работе 3  групп по 5 человек. Учащиеся должны уметь владеть инструментарием.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bazarnyy_den_v_starom_gorode.docx29.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеурочная деятельность  "Музей в твоем классе.

    Тема занятия:  И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

    Задачи урока:

    • Познакомить школьников с картиной  И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе». Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
    • познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами
    • развивать речь, мышление.

    Оборудование: пособие “Музей в твоём классе”, лупы, круглые и прямоугольные рамки, презентация к занятию по репродукции  И.Горюшкин - Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

     Универсальные учебные действий:

    Личностные УУД:

    Будут сформированы:

    • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью И.Горюшкин - Сорокопудов

    Регулятивные УУД:

    Научится:

    • Определять цель на занятии с помощью учителя
    • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

    Получит возможность научиться:

    • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    Познавательные УУД:

    Научится:

    • Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями;
    • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
    • Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;
    • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
    • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
    • Оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы;
    • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

    Получит возможность научиться:

    • Различать некоторые приёмы передачи перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
    • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

    Коммуникативные УУД:

    Научится:

    • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными;
    • Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    • Задавать вопросы.

    Получит возможность научиться:

    • Последовательно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

    Планируемые результаты занятия:

    Воспитательные результаты первого уровня (приобретение исторических знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

    Ученик научится:

    • внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
    • оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

    Ученик получит возможность научиться

    • пробовать себя в роли экскурсовода.

    Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

    У ученика будут сформированы:

    • познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;
    • опыт рассматривания и анализа живописных картин;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картинами И.Горюшкин - Сорокопудов

          Элементы здоровьесбережения: психологический настрой, гимнастика для глаз.

            Ход занятия.

    1.Этапы мотивации к учебной деятельности

    Здравствуй, солнце!

    Здравствуй, день!

    -Здравствуйте, ребята!

     Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.

    - Что можете пожелать друг другу на нашем  занятии?

    Ожидаемый результат:

     Удачи, открытий, хорошего настроения.

    2.Этап актуализация и пробного учебного действия

    Ребята, мы отправляемся на очередную экскурсию в  наш музей.

    - Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей?

    (Познакомиться с картиной.)

    - Что должно стать результатом нашей работы на занятии?

    (Рассказ о картине) 

    - Я начну, а вы дополните мои фразы, и тогда мы узнаем, что нам нужно сделать, чтобы получился рассказ по картине?

    - рассматривать… репродукции картин,

    - находить … детали с помощью инструментов,                                                                          - делиться …. своими наблюдениям, выводами, впечатлениями 

    - развивать … речь

    - узнавать…. культуру и историю нашего государства

    -Для того, чтобы получше рассмотреть все детали картины нам нужны инструменты : рамки, лупы.

    - Прежде чем отправиться в наш «музей» и работать с  новой картиной, я вам предлагаю поиграть.

    Игра “Найди лишний жанр»

    У каждой группы на парте лежит  конверт.  В конверте репродукции картин. Нужно выбрать лишний жанр. «Лишний жанр» вывешивают на доску. На доске репродукции картин В. Поленов «Московский дворик», Б. Кустодиев «Морозный день», И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе».

    - А  здесь,  какая лишняя картина?

    Ожидаемый результат: И. Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом.

    - Почему?

    Ожидаемый результат:  Картины В. Поленова «Московский дворик» и Б. Кустодиева  «Морозный день»  относятся к городскому пейзажу.                                                                                    - А какому жанру относится картина И. Горюшкина – Сорокопудова «Базарный день в старом городе»?

    Ожидаемый результат:  Эта картина относится к пейзажу – жанровая сцена, сцена из старинной жизни.

    3. Этап выявления места и причины затруднения.

    - Художник изображает сцену из старинной жизни. Какие элементы из картины нам об этом говорят?

    Ожидаемый результат: Одежда, сани, торговые ряды с товаром, старинные постройки.

    - Базарные дни на Руси обычно устраивали раз в неделю, по выходным.

    - Где устраивали базары?

    Ожидаемый результат:

    Чаще всего базары  в старину  устраивались вблизи церквей. Тем самым люди приходили и съезжались с далёких хуторов и деревень, чтобы посетить храм и прикупить жизненно необходимые вещи для хозяйства и лакомства для детей или же привезти на продажу  свои продукты и скот.

    - Какие открытия мы сделали,  изучая задний план картины?

    - О чем нам говорит толщина арки?

    Ожидаемый результат:

    Толщина арки позволяет нам судить о толщине стен. Значит, художник изобразил стены и ворота старого городского кремля,  древней крепости.

    - Сколько раз красили стены кремля?

    Ожидаемый результат:

    Стены старого кремля красили 4 раза. (Покажите с помощью круглой рамки)

    - Чем являются ворота? (Ворота одновременно являются колокольней.)

    - Сколько куполов храма?  

    Ожидаемый результат:

    На картине 3 купола, но храм украшают 5 куполов.

    - Почему вы так думаете?

    Ожидаемый результат: Один большой центральный   и возвышается над остальными,  четыре малых, угловых.

     - А какого цвета купола? (Синие купола   со звездочками)

    - Что означает синие купола?

    Ожидаемый результат: Синие купола со звездами делают у храмов, посвященных Богородице — звезда напоминает о рождении Христа.

    - Найдите покупателя, головной, убор которого перекликается по цветовой гамме с церковными куполами?

    Покажите его с помощью круглой рамки.

    - При храме находится монастырь. На картине можно встретить  монахов.

    Покажите их фигуры круглой рамкой.

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения

    Работа в парах.

    - Возьмите большую рамку и поставьте вертикально в правый нижний угол.

     - А сосед -  горизонтально нижний левый угол.

    - Какой фрагмент лучше передает атмосферу базара?

    - Почему?  (Торговые ряды, покупатели, продавцы, товары)

    - Какой фрагмент можно было бы  назвать «Торговые ряды»?

    - Сформулируйте тему занятия.

    (Товары в торговых рядах на картине И. Горюшкина –Сорокопудова «Базарный день в старом городе»).

    - Если левая часть картины менее передает атмосферу базара, зачем же автор изобразил её?

    5.  Этап реализации построенного проекта.

    Динамическая пауза.

    - Что делают люди в торговых рядах?

    (Продают и покупают товар)

    - Чем здесь торгуют? А еще чем?

    (Валенками, тканями, головными платками.)

    - Как вы думаете, почему продается так много валенок?

    - Может художник изображает самое начало зимы? Или это конец зимы?

       Ожидаемый результат:  Может быть и то и другое.                                                                                                         - Вы отличаете продавцов от покупателей?

    Покажите круглой рамкой сначала продавцов,  а потом покупателей.

    А вы сможете найти покупателей и продавцов в левой части картины?

    Ожидаемый результат: Нет, с трудом.

    -   А что купили муж и жена, которые уходят с рынка?

    Ожидаемый результат: Связку баранок и ещё что – то в узелке.

    - Чем вы можете подтвердить. Что они действительно уходят?

    Ожидаемый результат: Они не подходят к палаткам,  смотрят не по сторонам, а себе под ноги.

    - Куда люди складывают свои покупки? Покажите это с помощью круглой рамки.

    Ожидаемый результат: В узелки, корзины.

    -Полосками ткани, какого цвета украшены палатки? (Красного)

     - Найдите рулоны тканей. Какого они цвета?

    В старину популярностью пользовались  ткани   алого цвета.

    Словарная работа:

    Алый  — яркий оттенок красного цвета. Отличается от истинно красного уклоном в оранжевый цвет. Недаром говорили в народе: "Алый цвет мил на весь свет"

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    - Назовите, какие еще цвета вы видите?

    - Значит, базар пестрый?        

    - А что означает пестрый?

    (ПЕСТРЫЙ -  разноцветный) 

    - А в левой части есть эти цвета?

    - Какие звуки могут слышать люди, уходящие с рынка?

    (Скип полозьев, ржанье лошадей, голоса торговцев и покупателей, звон колокола).                                                                                                                                                  - Поэт Иван Есаулков составил рассказ по картине «Базарный день в старом городе» в стихотворном жанре.  Послушайте.

    Ученик читает стихотворение.

    Базарный день в старом городе

       Иван Есаулков

    Простой бытовой эпизод.
    Его специально для нас
    Художник в холсте создаёт,
    Ведя о базаре рассказ.

    Всё солнце слегка золотит:
    Навесы, прилавки, товар.
    У стен монастырских шумит,
    Волнуется пёстрый базар.

    Тулупы, платки, армяки,
    Кафтаны и шали пестрят.
    У лавок стоят мужики, 
    Приказчики всюду шустрят.

    Сверкает парча здесь шитьём, 
    Овчина шуршит на бегу...
    А в небе, над монастырём,
    Плывёт и плывёт медный гул.
    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Составление рассказа

    - А сейчас каждый из вас в группе должен составить высказывания по картине. Вам помогут вот эти вопросы

     Что я увидел на картине?

    Работа в группах.

    1 группа

    Расположите  предложения так, чтобы получился связный текст. 

     __В торговых рядах много  людей.  __ У монастырских стен шумит пестрый базар.  __  Перед нами картина …(назовите автора и название картины). 

    __ Художник изобразил горожан 17 века.

    2 группа

    Вставьте подходящие  по смыслу слова. 

    Гудит ___________ толпа. На прилавках лежит ____________ товар. Торгуют … (перечисли товары) .  Художник использует _________ краски. Мы видим _____________ костюмы горожан.

    Слова для справок: разноцветные,  разный, яркие, пестрая.

    3 группа

    Дополните предложения 

    1. Иван Горюшкин-Сорокопудов видел  старинную жизнь:  

      весёлой

     звонкой

     смешной

     многоголосой

     хитрой

     торжественной

    2. Художник иллюстрирует: …..   русского народа.

    традиции

    культуру

    праздники

    обычаи

    будни

    -А теперь послушаем ваши  высказывания.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Сценка «Базар в старом городе»

    9.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
    - Зачем Иван Горюшкин – Сорокопудов написал эту сцену, где течёт обыденная жизнь?

    Ожидаемый результат: Это история, культура, традиции, обычаи.

    Я  открыл для себя…

     удивился….

      узнал….  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе". Тема занятия: "Звоню в колокольчик"

    "Звоню в колокольчик" - это занятие по внеурочной деятельности, описывающее историю нашей страны. Оно построено на смене разных видов деятельности, с использованием интерактивной экскурсии. На занятии...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...

    Презентация внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» по теме «Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе».

    В данной презентации представлена работа с картинойИван Горюшкин – Сорокопудов "Базарный день в старом  городе"....

    Внеурочная деятельность Музей в твоем классе

    "Перспективная начальная школа"...

    Воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

    Я использую в своей работе программу по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» художественно–эстетического направления – «Музей в твоём классе»...