Главные вкладки

    Доклад " Развитие УУД на уроках окружающего мира"
    учебно-методический материал на тему

    Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

    Доклад на МО учителей начальных классов  Развитие УУД на уроках окружающего мира"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_vahovsk.docx19.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ваховская общеоразовательная средняя школа»

    Доклад

     «Развитие УУД на уроках окружающего мира»

    Гладких О.Б.

    учитель начальных классов

    13.11.2017гг

                 За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей. Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

      Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

    Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

    К коммуникативным действиям относятся:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
    • умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Коммуникативные умения обеспечивают:

    • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:
    • умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
    • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов;
    • управление поведением партнера;
    • умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

    Приёмы формирования коммуникативных УУД:

    • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
    • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
    • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
    • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
    • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
    • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
    • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
    • "Дискуссия"
    • Технология обучения в сотрудничестве
    • Цель не только овладение ЗУН каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, но и важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
    • Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

    Наиболее интересные варианты этой технологии обучения.

    • Обучение в команде
    • Подход в организации обучения в сотрудничестве в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка, сокращенно «пила».
    • Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»
    • Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве
    • Проблемно-диалогическая технология
    • Даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
    • Технология продуктивного чтения
    • Обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

    Результаты формирования коммуникативных УУД:

    • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
    • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
    • задавать вопросы;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
    • Коммуникативные УД формируются, когда :
    • - ученик учится отвечать на вопросы;
    • - ученик учится задавать вопросы;
    • - ученик учится вести диалог;
    • - ученик учится пересказывать сюжет;
    • - учащихся учат слушать.
    • Система заданий, предусматривающих формирование коммуникативных учебных универсальных действий, реализуемых в учебниках УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
    • 2 класс, в разделе «Наши проекты» даются задания для работы в группе. Распределение ролей также осуществляется при выполнении заданий из данного раздела.

    Развитию умения выражать свои мысли, способствуют задания, предложенные в учебниках «Окружающий мир»: «Расскажи», «Как ты думаешь…», «Придумай свои загадки», «Что помогло создать это стихотворение?».

    Методики оценки сформированности коммуникативных УУД:

    1.Оценивание сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. (Ж. Пиаже)

    Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

    2.Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

    Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

    3.Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман )

    Цель : выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

    4.Задание «Дорога к дому»

    Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

    Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

    Доклад на МО по теме "Развитие коммуникативных УУД на уроках окружающего мира"

    Доклад на методическом объединении начальных классов. Способы и приёмы развития на уроках окружающего мира коммуникативных УУД. Эти приёмы можно использовать и на других уроках. Затронута методика раб...

    Доклад на МО по теме "Развитие коммуникативных УУД на уроках окружающего мира"

    Доклад на методическом объединении начальных классов. Способы и приёмы развития на уроках окружающего мира коммуникативных УУД. Эти приёмы можно использовать и на других уроках. Затронута методика раб...

    Доклад "Экологическое воспитание на уроках окружающего мира в 3 классе"

    В докладе указаны цели и задачи экологического воспитания, раскрыты условия успешного экологического образования младших школьников, представлены фрагменты уроков окружающего мира в 3 классе....

    Доклад "Патриотическая работа на уроках окружающего мира в рамках ФГОС"

    В соответствии с ФГОС начального общего образования  программ духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская ид...

    Доклад "Применение ЛабДискГЛОМИР на уроках окружающего мира"

    Применение ЛабДискГЛОМИР на уроках окружающего мира для формирования УУД согласно ФГОС....

    Доклад. Игровые технологии на уроках окружающего мира 2 класс

    Игра - естественное состояние ребенка. Игра -  это важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Игра - это своеобразный доктор, который лечит апатию и низкую мотивацию.Я бы х...