Мастер-класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"
материал на тему

Михайлик Виктория Александровна

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигаетцели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_primenenie_amo_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

ЦЕЛЬ: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения (АМО).

ЗАДАЧИ: 


  • Узнать, что такое АМО;

  • Познакомиться с видами АМО;

  • Научиться применять АМО на разных этапах уроков.


ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса


- Здравствуйте уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.

Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.


За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования. 

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»

2,5 года назад я набирала 1 класс. Дети очень активны, любознательны и передо мной стал вопрос, как построить занятия, чтобы у детей не потерялся интерес к учебе.  Я нашла выход из сложившийся ситуации это применение на уроках АМО.

Тема мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Пример АМ начала образовательного мероприятия 

Для каждого этапа на уроке использую свои АМ. позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Так, например, для начала образовательного мероприятия могут быть использованы такие методы как:
«Подари подарок другу»

«Поздоровайся локтями»

«Поздороваемся ладошками»

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с метода организации начала урока «Поздоровайся глазами» 
Проведение: Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но поздороваться мы будем не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю вам  упражнение «Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

                                                                          Успеха (Указательный)

                                                                          Большого (средний)

                                                                          Во всем (мизинец)

                                                                          Здравствуй ( всей ладонью)

 - А теперь я хочу подарить вам свои ладошки на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. 

Также в начале урока я использую следующий метод «Подари подарок другу». 

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.   Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри. Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках. Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Можно  также необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.   Цель  данного метода это встреча друг с другом, приветствие, Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени

Эти методы займут немного времени и дадут ребятам заряд положительных эмоций.



АМ выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
На данном этапе можно использовать такие методы как: 
«Фруктовый сад»

«Солнышко и туча»

«Разноцветные листья»

Я вам предлагаю воспользоваться методом « Компот»

Метод «Компот»

Цель: Выяснить ожидания и опасения группы

Материалы: лист, на котором нарисована кастрюля, липкие листочки двух цветов, маркеры разных цветов.

Структура работы: Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Участникам предлагается на липких листочках (по три каждого цвета) написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 10 мин., а потом озвучиваем.
-Для выяснения образовательных целей участников мастер-класса, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод: 



Пример АМ знакомства

Метод «Мой цветок»

Цель: рассказать о себе, своих профессиональных и личных интересах. Почувствовать уверенность в себе в ходе презентации.

Всем участникам раздаются цветы с разноцветными лепестками. Участники заполняют их, отвечая на вопросы: мой лозунг, моя цель в жизни, моя работа, мои увлечения, что я ценю в людях и т.д. Вопросы могут быть разные.

Когда работа окончена, каждый участник выходит в центр и делает презентацию о себе. Все цветки прикрепляются на стену и остаются там до конца мастер-класса.

Уважаемые коллеги возьмите свои цветы. На первом лепестке напишите свое имя, фамилию, отчество; на втором лепестке в какой школе работаете; на третьем лепестке ваше хобби; на четвертом педагогический стаж работы

Каждый участник выходит и рассказывает о себе.


АМ презентации учебного материала

- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка». 
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.

- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора. 

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.

Ответы педагогов

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся) 

Сектор 2 – этапы урока. 

-На каких этапах урока можно применять АМО? 

Ответы педагогов

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. 

Сектор 3 – виды АМО.

Ответы педагогов

К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца. 

(«Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка»)

Сектор -4. Цели применения АМО.

- Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений

 

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.

Слайд № 10

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. 

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках 

продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения». Давайте проверим, что у вас получилось. 

- На каких уроках ещё можно применять этот метод?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

Слайд №12

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Использовать синквейн удобно на уроках  окружающего мира и литературного чтения для составления характеристики герою. (Слайд №14)

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно (Работа в группах).

Итак, тема синквейна - Метод.

-Запишите на карточках.

Заслушиваются ответы разных групп.

- Вот какой синквейн составил я (Слайд №15)



АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. 
Полет птицы»

Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко на небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Она свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите себе, что эта птица – вы. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья легкие, вы наслаждаетесь свободой, прекрасным ощущением парения, прикосновением легкого, нежного ветерка… (пауза – поглаживание детей). Ветерок ласкает, поглаживает вас… А теперь медленно взмахните крыльями и приближайтесь к земле. Вот мы и снова на земле, в этой комнате. Улыбнитесь друг другу.

«Порхание бабочки»

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.


Метод "Четыре стихии»

- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. 




Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.

Звучит веселая, динамическая музыка. Участники становятся в круг. В руках у ведущего стопка карточек с изображением животных. Ведущий подходит к любому участнику, тот сначала называет имя следующего участника, а затем вытягивает карточку с изображением животного. Участник, имя которого назвали, выходит в круг и показывает какое-либо движение, характерное для этого животного. Вся группа повторяет это движение, и т.д.


Подведение итогов мастер-класса.

- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - угадайка» и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились( «Четыре стихии», «Физкультминутка», «Кластер»)

Слайд №17

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех кто заинтересовался ими, более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет», где вы можете платно скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения», поучаствовать в конкурсе и пройти дистанционные курсы.


6.Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Активные методы, которые позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.

 Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как:

«Мудрый совет»

«Письмо самому себе»

«Солнышко и туча»

«Комплименты».

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) 

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися 

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты. 

Метод «Светофор»

Цель: подведение итогов. Участники дают оценку работе на мастер-классе.

Материал: карточки красного, зеленого и желтого цвета, на каждого участника. Участники выбирают карточку того цвета, который, по их мнению соответствует их оценки семинара.

Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно


У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности учащихся;

- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

- эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие универсальных навыков.

Недостатки АМО

​- Дети  не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

В заключении хочу рассказать вам притчу «Все в твоих руках»

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках»

Рефлексия «Все в твоих руках»

-Вернемся к нашим ладошкам. Каждый палец на ладошке- это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение

Большой – для меня было интересным и важным …

Указательный – по этому вопросу я получил(а)  конкретную рекомендацию.

Средний – моя оценка психологической атмосферы

Безымянный – мне понравилось

Мизиниц – мои предложения


- И в заключении хочу сказать: «Все в ваших руках»

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...