Главные вкладки

    Доклад «Помощь родителей в воспитании детей с ОВЗ»
    методическая разработка на тему

    Воробьева Лидия Михайловна

    Помощь родителей в воспитании детей с ОВЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_pomoshch_roditeley.docx19.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад «Помощь родителей в воспитании детей с ОВЗ»

     Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья   является актуальной проблемой коррекционной педагогики.

    Участие родителей в процессе социализации  ребенка с ограниченными возможностями здоровья    рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса.

    Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется большое внимание, так как семье принадлежат значительные возможности в решении вопросов воспитания детей с ОВЗ, включение их в социальные и трудовые сферы.

    Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая “особого” ребенка, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания.

    Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления.

    Для обеспечения эффективной работы с родителями “особых” детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей проблемного ребенка. Специалистам важно знать, насколько члены “особой” семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом образовательного учреждения.

    Помогая ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, родителям важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

    Помогая ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, родителям важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

    Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь три этапа своего развития:

    Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их малыш, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

    На втором этапе предполагается формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании ребёнка. Педагог показывает родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога.

    Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения.

    Представления и ожидания, связанные с развитием ребенка, восприятие самого ребенка составляют основу “родительских установок” и являются источником для воспитательных стратегий. В процессе работы повышается родительская компетенция, родители “особых” детей постепенно берут на себя не только поддерживающие и закрепляющие, но и самостоятельно развивающие функции развивающего взаимодействия с ребенком.

    Концепция взаимодействия образовательного учреждения и семьи:

    1. Семья - центр жизни ребенка;
    2. Семья держит в руках рычаги самочувствия ребенка и его развития;
    3. Семья - величина постоянная, т.к. педагоги, воспитатели, образовательные учреждения приходят и уходят;
    4. Каждый родитель - эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог;
    5. Педагоги - профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в образовательное учреждение не перестанет быть их собственным делом.

    Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

     Сотрудничество со специалистами образовательного учреждения помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

    Работа с родителями – сотрудничество, участие, включение их в учебно-воспитательный процесс.

    Задачи работы с родителями:

    - информирование и обсуждение с ними задач и содержания коррекционно-развивающей работы.

    Формы работы с родителями детей с ОВЗ

    1. Беседы: коллективные и индивидуальные.
    2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
    3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

          4. Анкетирование.

           5. Организация выставок работ обучающихся и обсуждение их с      родителями.

    Родители (законные представители) обязаны:

    - выполнять решения органов самоуправления, соблюдать Устав Бюджетного учреждения;

    - принимать участие в деятельности родительской общественности;

    - поддерживать постоянную связь с педагогами, оказывать им содействие в реализации уставных целей;

    - нести материальную ответственность за ущерб, причиненный его детьми имуществу Бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством;

    - выбирать формы обучения;

    -  высказывать свое мнение, критические замечания, вносить предложения в адрес любого работника Бюджетного учреждения.


    Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИХ КОРРЕКЦИОННАЯ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

    В статье представлен опыт воспитательной работы с детьми коррекционной школы-интерната VIII вида, позволяющий рассмотреть игры как средство комплексного развития детей с ОВЗ. Игры позволяют воздейство...

    Выступление на ШМО " Значение режима дня в воспитании детей с ОВЗ".

    Режим дня- это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование различных видов деятельности....

    ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

    Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...

    ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ

    Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...

    Роль и значение семьи в воспитании детей с ОВЗ

    Роль и значение семьи в воспитании детей с ОВЗ переоценить невозможно. Эффективность семейного воспитания зависит от целого ряда факторов. Я постаралась в этой статье обратить Ваше внимание на наиболе...

    Доклад "Нравственное воспитание детей с ОВЗ"

    Данный доклад был заслушан на задедании МО учителей начальных классов...