программа по работе с детьми ОВЗ
материал на тему

программа по работе с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rabote_s_detmi_ovz.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                           

Программа работы

ГБОУ «Пестречинская школа-интернат»  

с детьми – инвалидами и детьми,

имеющих  ограниченные  возможности  здоровья на 2016 – 2020 г.г.

        

Наименование Программы

Программа работы ГБОУ «Пестречинская школа-интернат»  

с детьми – инвалидами и детьми, имеющих  ограниченные  возможности  здоровья на 2016 – 2020 г.г.

 (далее – Программа)

Основание разработки Программы

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. №140 –р.

Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 23.12.2005г. № 803.

Закон РФ «Об образовании»

ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

ФЗ от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

ФЗ  от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации »

Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 04.02. 2008 г. №26. раздел III , п.5

Разработчик Программы

заместитель директора школы по воспитательной работе  

 Гагарина Наталья Степановна

Основные исполнители

Программы

Педагогический состав  школы,   медсестра школы,  школьный инспектор, родители обучающихся (воспитанников),       представители, работающие в системе  профилактики и оказания помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

- Органы здравоохранения;

- Комитет по молодёжной политике

Цель Программы

Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в ГБОУ «Пестречинская школа-интернат»

Задачи Программы

  • Обеспечение максимально полного охвата детей  - инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное,  надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической  позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Сроки реализации

Программы

2016- 2020 г.г.

Учебные  годы:

2016/2017  - учебный год

2017/2018 – учебный год

2018/2019 – учебный год

2019 / 2020 учебный год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Создание условий для интеграции детей  данной категории  в общество.

-  Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании,  образовании детей.

- Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

 -Оказание консультационной помощи.

- По итогам работы Программы  провести анкетирование и выяснить, какую ещё  форму работы с семьёй, с детьми данной категории  могли бы предложить сами родители, дети  и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого -  педагогической направленности семьям, детям  и на сколько она важна для них и полезна.

-  Увеличение результативности  участия  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.  

Осуществление координации  за исполнением Программы

заместитель директора школы по воспитательной работе

Гагарина Наталья Степановна

Оценка эффективности Программы

Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной  системы оказания  различной помощи  в школе детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Эффективность реализации Программы оценивается по тому насколько в школе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми - инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья системы отношений с окружающими и самим с собой, а так же для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов.

Действия по реализации цели и задач Программы

Подготовительный этап: 2016 – 2017 уч. г.

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Изучение нормативных документов;
  • Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений района, республики, страны;
  • Разработка и  реализация перспективного плана мероприятий.

    2.  Педагогическая поддержка:

  • Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;

Практический этап: 2017 – 2018  уч. г., 2018 – 2019 уч.г.

1. Реализация мероприятий школьной Программы с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные  возможности  здоровья.

2. Организация и проведение городских акций и школьных мероприятий с учащимися данной категории,  родителями.

3. Диагностика деятельности классных руководителей, воспитателей и учащихся по данной Программе.

Заключительный (обобщающий этап): 2019 – 2020 уч. г.

1. Анализ работы по Программе.

2. Подведение итогов реализации программы.

3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

Форма подведения итогов

Промежуточные результаты 2016-2020 г.г.

Ежегодный  отчёт работы по Программе на заседаниях различного уровня: совещание при директоре, ШМО классных руководителей, воспитателей, педсовет

Подведение итогов - май 2020 г.

Школьный семинар по подведению итогов работы по данной Программе

Дальнейшее развитие Программы

В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья  пополняются новыми именами. Поэтому Программа  будет актуальна  и после её завершения. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа Программы останется без изменения.


Содержание проблемы и её обоснование.

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно Закона РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

    Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав  
образование  решает задачи не только развития личности детей с ограниченными возможностями этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей.

Проведенные анкетирования учащихся данной категории и их родителей  показывают, что почти каждый ребенок-инвалид нуждается не только в медицинской, но  и других видах реабилитации.

В школе на протяжении  многих лет ведётся работа с данной категорией детей и семьями,  в которых они проживают.

Всего  детей -  инвалидов на начало 2016/2017 учебного года  - 28 человек, что составляет 26,2% от общего количества учащихся.

Учебный год  

2012/2013

2013/2014

2014/2015

2015/2016

2016/2017

Численность детей-инвалидов (человек)

24

24

24

29

27

Обучение на дому

3

3

4

5

5

Перед разработкой данной Программы педагогом-психологом совместно с фельдшером школы был организован и проведён мониторинг состояния здоровья учащихся по направлениям медицинского осмотра учащихся школы сотрудниками Пестречинской ЦРБ и результаты данного мониторинга показали, что:

Направление медицинского осмотра

Учебные годы

2013

2014

2015

Острота зрения

11

10

Острота  слуха

2

3

2

Нарушение осанки

2

1

1

Дефект речи

5

3

2

Сколиоз

9

7

6

Плоскостопие

5

4

3

Кариес

11

13

8

Заболевания эндокринной системы

2

4

-

Ожирение

1

1

2

Туб. инфицированные

3

4

2

  • По итогам медицинских осмотров классным руководителям, учителям – предметникам, воспитателям, родителям учащихся  медицинской сестрой школы даются рекомендации по профилактике данных нарушений.
  • Распространяются различные памятки, проводятся профилактические беседы в классных коллективах медицинской сестрой школы, другими приглашёнными специалистами

Мониторинг физического развития  учащихся 

 

Физическое развитие

2013

2014

2015

Низкое

1

1

2

н/среднего

6

5

8

Среднее

90

85

89

Выше ср.

1

2

1

 Высокое

1

Группы здоровья

2013

2014

2015

I

1

1

-

II

47

43

27

III

45

41

61

IV

5

8

13

 *  Результаты физического развития являются стабильными. И

  * Имеет место повышение данных по физическому развитию количества учащихся с физическим развитием н/среднего.


 

Физкультурные группы:

Физкультурные группы

2013

2014

2015

Основная

56

48

52

Подготовительная

32

34

34

Специальная

9

10

15

Освобождение

1

1

-

Неутешительные результаты данного мониторинга показали, что необходимо создать в школе Программу работы с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как учащихся, имеющих отклонения в здоровье увеличивается с каждым годом, меньше становится практически здоровых детей, поэтому получение детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья  полноценного образования  способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей.

Непременным условием эффективности проводимых мероприятий по профилактике инвалидности, улучшению жизни детей с ограниченными возможностями является комплексность различных мероприятий.


Рабочий план мероприятий  

по работе  с детьми – инвалидами и детьми,

имеющими  ограниченные  возможности  здоровья

на 2016 – 2020 г.г.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Итоговый документ

Подготовительный этап

1.

*Нормативно-правовое обеспечение:

*Изучение нормативных документов;

*Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений города, округа, страны;

*Разработка и  реализация перспективного плана мероприятий.

2016-2017 учебный год

Зам.директора школы оп УР

Зам. директора школы по ВР

Медсестра школы

Нормативно – правовые документы, регламентирующие работу

2.

Педагогическая поддержка:

Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов

2017-2018 учебный год

Зам.директора школы оп УР

Зам.директора школы по ВР

Медсестра школы

Методический материал

Практический этап: 2018 – 2019  уч. г.

1.

Пополнение и корректировка  банка данных о детях – инвалидах, обучающихся в школе

Ежегодно

Зам. директора школы по ВР

Медсестра школы

Банк данных (списочный состав)

2.

Изучение рекомендаций по индивидуальной  по программе реабилитации ребёнка инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико – социальной экспертизы

Ежегодно,

по мере назначения

Зам.директора школы по ВР

Медсестра школы

Карта МСЭ

3.

Знакомство с родителями законными представителями детей – инвалидов, детей с ОВЗ,  в ходе индивидуальной беседы  

По мере поступления ребёнка в школу

Зам. директора по ВР

Медсестра школы

Запись в Журнале учёта консультаций с родителями и учащимися

4.

Определение направления оказания  необходимой помощи данному ученику в рамках учебного заведения

Во время обучения в ОУ

Зам.директора по ВР

Зам.директора по УР

Медсестра школы

Отметка в карте ученика

5.

Организация  обучения детей – инвалидов, детей с ОВЗ в зависимости от заключения экспертной комиссии ЦРБ на основании справки МСЭ, заявления родителей

На период обучения в ОУ

Зам.директора школы по УР

Справки  МСЭ, заявления родителей

6.

Согласование расписания учебных занятий  (для обучающихся на дому) с родителями

На период обучения в ОУ

ежегодно

Зам. директора школы по УР

Расписание учебных занятий

7.

Осуществление контроля за ведением «Журнала  домашнего обучения» и своевременным выставлением оценок  учителями – предметниками в классный журнал

На период обучения в ОУ

ежегодно

Зам. директора школы по УР

Контрольные записи о проверке Журналов

8.

Диагностическое обследование по запросу родителей

На период обучения в ОУ

ежегодно

Педагог - психолог

Результаты диагностик

9.

Проведение диагностических процедур перед проведением МСЭ

По запросу родителей

МСЭ

Педагог – психолог

Результаты диагностик

10.

Обеспечение детей – инвалидов,  детей с ОВЗ на время обучения бесплатно учебниками, учебной, справочной и другой литературой.

На период обучения в ОУ

Зам. директора школы по УР

Библиотекарь

Наличие учебников у обучающегося

11.

Обеспечение  детей – инвалидов,  детей с ОВЗ, обучающихся на дому специалистами из числа педагогического состава школы для организации обучения

( в том числе педагогом – психологом, учителем – логопедом)

На основании  справки - заключения

МСЭ, ВТЭК

Заместитель директора школы по УР

Заместитель директора школы по ВР

Контрольные записи о проверке Журналов

12.

Оказание методической и консультативной помощи детям данной категории, родителям  необходимой  для усвоения общеобразовательных программ

На период обучения в ОУ

Зам. директора школы по УР

Педагог – психолог

 Памятки

 с методическими рекомендациями

13.

Организация обучения и воспитания по адаптированным образовательным программам,  разработанным с учётом индивидуальных особенностей ребёнка с применением  коррекционных методов, технических средств

На период обучения в ОУ

Зам. директора школы по УР

Зам. директора школы по ВР

Заявки родителей

Информации об исполнении

14.

Осуществление  контроля за выполнением  программного материала  по четвертям

На период обучения в ОУ

Зам. директора школы по УР

Справка по итогам за каждую четверть

15.

Организация и осуществление промежуточной и итоговой аттестации

На период обучения в ОУ

Зам. директора школы по УР

Результаты промежуточной и итоговой аттестации

Справка по итогам промежуточной и итоговой аттестации

16.

Разработка  «Карты индивидуального сопровождения »

(для обучающихся на дому)

На период обучения  на дому

Зам. директора школы по ВР

«Карта индивидуального сопровождения »

(для обучающихся на дому)

17.

Ведение «Карты индивидуального сопровождения»

(для обучающихся на дому)

На период обучения  на дому

Классный руководитель

Учителя – предметники

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Записи о выполненных мероприятиях в «Карте индивидуального сопровождения »

(для обучающихся на дому)

18.

Осуществление контроля за ведением «Карты индивидуального сопровождения »

(для обучающихся на дому)

На период обучения  на дому

Зам. директора школы по социальной работе

Записи о контроле за  выполнением  мероприятий  в «Карте индивидуального сопровождения »

(для обучающихся на дому

19.

Осуществление семейного патронажа с целью изучения материально – бытовых и морально – психологических условий проживания  детей – инвалидов, детей с ОВЗ и с целью изучения проблем семьи

Ежегодно

Заместитель директора школы по ВР

Классный руководитель

Воспитатели

Акт обследования

20.

Выдача детям – инвалидам, детям с ОВЗ, прошедшим  государственную

(итоговую ) аттестацию документа государственного образца о соответствующем образовании

По окончании ОУ

Зам.  директора школы по УР

Копия свидетельства

21.

Составление индивидуального

плана социально – психолого – медико - педагогической помощи на учебный год  

На учебный год

Педагог – психолог

Медсестра школы

План  социально – психолого – медико - педагогической помощи на  каждый  учебный год  

22.

Инструктаж классного руководителя, учителей – предметников, воспитателей

На начало каждого учебного года

Зам. директора школы по ВР

Отметка в плане  социально – психолого – медико - педагогической помощи

23.

Ежедневный контроль  за самочувствием ребёнка в школе

В течение учебного года

Медсестра школы

Классный руководитель

Воспитатели

Отметка о нарушениях в самочувствием в журнале медсестры школы

24.

 Занятия с педагогом – психологом по коррекции:

- высших психических функций;

- эмоционально – волевых нарушений;

- поведенческих реакций.

В течение учебного года

Педагог – психолог

Контрольные записи о проверке Журнале учёта занятий

25.

Информирование родителей данной категории учащихся по вопросам организации занятий физической культурой

В течение учебного года

Зам. директора школы по УР

Медсестра школы

Учитель физкультуры

Занятия согласно медицинским показаниям

Журнал учёта посещённых занятий

26.

Формирование у детей данной категории навыков занятий физкультурой и спортом

В течение учебного года

Медсестра школы

Учитель физкультуры

Запись в плане  социально – психолого – медико - педагогической помощи

27.

Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями

При необходимости и запроса ученика

в течение уч. года

Зам. директора школы по ВР

Классный руководитель

Воспитатели

Информация о проведённых мероприятиях

28.

Вовлечение учащихся данной категории  в социально-значимую деятельность  классного коллектива, школы, села:

- выполнение общественных поручений;

- участие в конкурсах, мероприятиях:

а) класса

б) школы

в) района

- участие в школьных трудовых акциях;

- участие по возможности в спортивных  мероприятиях

в течение учебного года

Классный руководитель

Воспитатели

Педагог –организатор

Педагоги дополнительного образования

Результаты участия и информация об участии в мероприятиях

29.

Проведение заседаний Круглого стола с приглашением специалистов, работающих  семьями. имеющих на воспитании детей – инвалидов, детей с ОВЗ.

В течение каждого учебного года

Зам. директора школы по ВР

Медсестра школы

Информационная справка

30.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам профориентации,  трудоустройства

В течение каждого учебного года

Педагог – психолог

Журнал консультаций

31.

 Организация  и проведение «Урок доброты» в рамках толерантного воспитания учащихся

Ежегодно

Кл.руководители

Воспитатели

Педагог-организатор

Разработки мероприятий

32.

Организация и проведение профилактических мероприятий по недопущению фактов травматизма в школе

Постоянно

Зам.директора школы по ВР

Медсестра школы

Отметка в журнале проведения инструктажа

33.

Оказание индивидуальной методической помощи классным руководителям, учителям – предметникам, воспитателям  в организации  работы с данной  категорией детей

Ежегодно

Зам. директора школы по УР

Зам.директора школы по ВР

Памятки

Протоколы совещаний

34.

Организация и проведение семинара для учителей, администрации  школы

«Понимание инвалидности. Социальный и медицинский подход к инвалидности» с приглашение сотрудников  МСЭ.

2017/2018 учебный год

Зам. директора школы по УР

Зам.директора школы по ВР

Медсестра школы

Отчёт о проведении семинара

35.

Семинар для родителей детей – инвалидов «Поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в школе»

2017-2018 учебный год

Зам. директора школы по ВР

Медсестра школы

Отчёт о проведении семинара

Заключительный (обобщающий этап): 2019 – 2020 уч. г.

1.

Анкетирование участников программы об её эффективности

2019/2020 учебный год

Зам. директора школы по ВР

Результаты анкетирования

2.

Подведение итогов реализации программы

2019/2020 учебный год

Зам. директора школы по ВР

Сбор промежуточных результатов

Результаты анкетирования

3.

Анализ работы по Программе

Май 2020 г.

Зам. директора школы по ВР

Анализ работы

4.

Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных

Май 2020 г.

Зам. директора школы по УР

Педагог - психолог

Копилка методических рекомендаций

5.

Семинар по итогам работы по данной программе

Сентябрь 2020 г.

Зам. директора школы по УР

Педагог- психолог

Отчёт по итогам семинара

6.

Сбор отзывов участников  Программы (детей – инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей)

По желанию самих участников

Педагог - психолог

Журнал отзывов участников данной программы

7.

 Оценка  работы по данной  Программе

Май-сентябрь 2020 г.

Зам. директора школы по ВР

Протокол заседания Совета школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы с детьми «группы риска» (психолого – педагогической поддержки)

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физичес...

Программа для работы с детьми с повышенной познавательной активностью

Данная программа является актуальной и своевременной. Большое значение придаётся использованию новых методических форм. Перед учащимися открываются все стороны страноведческого материала, даёт полное ...

Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"

Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"...

Программа коррекционной работы с детьми ЗПР

Программа коррекционной работы с детими ЗПР...

Программа по работе с детьми с ОВЗ

Программа по работе с детьми с ОВЗ...

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...

Индивидуальная программа по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Создание факторов успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, в условиях общеобразовательного учреждения, обеспечивает подготовку своих выпускников к само...