Выступление на ШМО "Дидактическая игра и её роль в формировании коммуникативных УУД на уроках математики"
методическая разработка на тему

Тугушева Альфия Юсуфовна

Коротко о использовании дидактических игр в  формирования коммуникативных УУД  на уроках математики в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_uchitelya_nachalnyh_klassov_mou.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителя начальных классов МОУ «СОШ с. Тепловка» Тугушевой Альфии Юсуфовны.

Тема: « Дидактическая игра и её роль в формировании коммуникативных     УУД на уроках математики»

Когда - то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования - это не знания, а-действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником».

С введением государственных образовательных стандартов второго поколения уровень усвоения знаний стал не единственным важным компонентом в образовательном процессе, теперь существуют еще три группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Коммуникативные универсальные учебные действия являются необходимой составляющей метапредметной учебной деятельности.

Игровая деятельность на уроках и внеурочных занятиях по математике имеет большие потенциальные возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Чтобы деятельность вызывала у детей сильные и устойчивые положительные эмоции, на занятиях применяются словесные, наглядные и иллюстративные методы и различные приёмы. Создание для детей ситуации успеха, предлагается для работы, сначала более простой материал, с которым все легко справляются, и, убеждая детей в их возможностях, переходим к все более трудному. Кроме того, на уроках и внеурочных занятиях необходимо развивать интерес к самой математике посредством занимательных математических игр. В игре создаётся специфический вид эмоционального контакта, способствующий осознанию групповой принадлежности, а солидарность и взаимопомощь дают младшему школьнику чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

На занятиях широко применяются соревнования, дидактические игры, различный занимательный материал, который требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения.   Все это и должно вызывать положительные эмоции, которые являются необходимым условием развития коммуникативных действий.

Чтобы деятельность детей на занятиях была по возможности творческой, учащиеся планируют и согласованно выполняют совместную деятельность: сочиняют математические сказки, задачи, разыгрывают математические сценки, создают из геометрических фигур орнаменты. Свои занятия учитель старается построить так, чтобы дети узнавали что-то новое и пока еще труднодоступное, но в несколько упрощенной, понятной форме.

Каждая дидактическая игра и игровое упражнение испытуемым предлагается выполнить в максимально простом варианте. Постепенное усложнение получаемых знаний в процессе дидактических игр предполагается за счет увеличения темпа их проведения и увеличения умственной нагрузки. Основной организационной формой, в рамках которой осуществляется работа по формированию коммуникативных действий – занятие.   В дидактических играх участвует каждый ребёнок. Игры, составленные учителем, опираются на жизненный опыт младших школьников. Все учащиеся и наиболее сильные, и наиболее слабые активно включаются в работу, с интересом выполняют задания.

Дидактические игры можно разбить на три группы в зависимости от целевой направленности, представленных в таблице.

Комплекс дидактических игр.


Формируемые коммуникативные действия


Дидактические игры


Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника


«Лучший космонавт»,

«Математическая эстафета»,

«Стрельба по мишеням»

Коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество

«Цифровая акробатика»,

«Определи курс движения самолёта»

«Веселый счет»

«Посчитай»

«Почтальон»

«Молчанка»

Коммуникативно-речевые действия

«Я начну, а ты продолжи»

«Магазин»

«Что на свете одно»

«Угадай загадки Буратино»


       Данный комплекс включает в себя три блока дидактических игр, используемых на внеурочных занятиях по математике. Они направлены на формирование коммуникативных действий. Каждый блок включает разные виды словесных и наглядных дидактических игр.

В первый блок вошли дидактические игры, развивающие коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, строить понятные для партнёра высказывания), во второй блок коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов), в третий блок – коммуникативно-речевые действия (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы)

         Сначала на занятиях по математике во внеурочное время преимущественно применяются игры, способствующие развитию коммуникативно-речевых действий. Затем игры, способствующие развитию действий, направленных на учёт позиции собеседника, а в заключении игры, направленные на кооперацию и сотрудничество.

        Во время проведение дидактических игр на уроках и внеурочных занятиях по математике важно поддерживать прямое общение между детьми: возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями, что способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. При организации занятий используются принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

На первом этапе проведение дидактических игр учитель выполняет роль ведущего. Затем в соответствии с положениями ФГОС происходит самостоятельное освоение учащимися знаний, умений и навыков на внеурочных занятиях. На втором этапе учащиеся уже сами выполняют роль ведущего и самостоятельно проводят игры. На третьем этапе учащиеся составляют свои дидактические игры и проводят их на уроках и внеурочных занятиях.

            Например, дидактическая игра «Цифровая акробатика». Учитель вставляет карточки с цифрами в наборное полотно и сообщает правила игры. В этой игре ученики поочередно выходят к доске и располагают одну карточку с цифрой на другой, строя пирамиду цифр таким образом, чтобы их сумма равнялась числу 20. По ходу ее составления все ученики класса по знаку учителя хором называют каждый раз сумму полученной пирамиды цифр. Последний ученик дополняет полученную сумму до 20. После коллективной работы каждый ученик составляет свою пирамиду цифр с ответом 20. Здесь возможны разнообразные варианты набора чисел, при сложении которых получается число 20. Эти варианты пирамид учитель проверяет у 3 – 4 учеников. У большинства учащихся они совпадают. Роль учителя на втором этапе могут выполнять уже сами учащиеся строя пирамиду цифр таким образом, чтобы их сумма равнялась любому задуманному числу. Что в соответствии с ФГОС развивает у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий.

Использование дидактических игр на уроках и внеурочных занятиях по математике, применение заданий для формирования коммуникативных действий, помогает развивать и совершенствовать знания учащихся, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.  

Таким образом, дидактические игры и занимательные упражнения заслуживают право быть своеобразной формой учебной и внеурочной деятельности. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы, развитию воображения и творческой активности на уроке и внеурочных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Областная конференция "День инноватики". В докладе приведены примеры использованния ИКТ на уроках математики для формирования универсальных учебных действий....

Выступление на МО "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе".

«Коммуникативность» - это способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Что может человек, живущий в социуме, если он не умеет ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

Формирование коммуникативных УУД на уроках математики

Презентация к теме по самообразованию: "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"...

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе", ноябрь 2018 г

Данная разработка содержит теоретический и практический материал по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе" ......