Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я живу в России»
методическая разработка (2 класс)

Тарутина Ирина Павловна

 Данная программа «Я живу в России» сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Цель программы:

Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zhivu_v_rossii.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной  деятельности

«Я живу в России»

(1 год)

для_      2 «А»_ класса

Тарутиной Ирины Павловны,

учителя высшей категории

Санкт-Петербург

Кронштадтский район

Пояснительная записка

 Данная программа «Я живу в России» сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:

•  с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•  с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•  с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•  с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.

Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.

Цель программы:

Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

•  создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

•  формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников;

•  формировать у детей социокультурную идентичность;

•  развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;

•  развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ.

Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

•  игровая деятельность

•  познавательная деятельность

•  проблемно-ценностное общение

•  досугово-развлекательная деятельность

•  художественное творчество

•  социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

•  трудовая

•  спортивно-оздоровительная

•  патриотическая деятельность

Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Внеурочная деятельность строится на принципах :

Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.

Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета

Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.

Возможность свободного самоопределения и самореализации;

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.

Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Программа строится по модульному принципу , благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.

Каждый из предложенных модулей , как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

Программа состоит из 10 относительно самостоятельных разделов (общим объемом 68 часов)каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности младших школьников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Внеурочная деятельность составляет 68 занятий за 1 год, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы.

Занятия проводятся классным руководителем как классные часы, в форме экскурсий, кружковых мероприятий, соревнований, художественных выставок, поисковых исследований и т. д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:

•  взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;

•  непрерывность дополнительного образования;

•  развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

•  единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

•  системность организации управления учебно-воспитательным процессом;

•  обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями.

Ожидаемые результаты реализации программы

•  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

•  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

•  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

- дифференциация по интересам;

- проектная деятельность

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные и коммуникативные технологии.

Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Программа внеурочной деятельности «Я живу в России» (2 класс)

Раздел, тема

Дата проведения

Количество часов

Форма занятий

Всего

Теоретические

Практические

Мир начинается с дома

1.День знаний. Школа – наш дом

2.День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). Урок памяти.  «Дети Беслана»

3.Международный день мира(21 сентября)

4. День народного единства России (4 ноября).

Тема: «Как население становится нацией»

5-6. Экскурсия в Музей флота

7-8. Конкурс стихов о Родине, дружбе, взаимопомощи.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь

Сентябрь

8

4

4

Классный час, экскурсия, конкурсные мероприятия

Безопасность детей

1.Азбука пожарной безопасности

2.Будь внимателен на дороге!

3.Безопасный интернет

4.Личная безопасность. Меры предосторожности

5-6.Экскурсия в пожарную часть

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Ноябрь

6

4

2

Классный час, экскурсия

Петербург- культурная столица

1.Этот удивительный театр

2.Аз и Буки – вот и все науки.

3.На весь мир знаменитый…(Эрмитаж)

4.Дом, где живут книги

5.Доставшиеся в наследство(архитектура и памятники)

6.Экскурсия в городскуюбиблиотеку

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

6

5

1

Классный час, экскурсия

Мы разные, но…

1.Игра-ключ к пониманию

2.Праздники, которые нас объединяют (фольклорные танцы, обрядовые песни, угощение блюдами нац. кухни, соревнования и т.д.)

3.Праздники священных книг. Благовещение (7 апреля)

3-7.Этнографический музей

Октябрь

Октябрь

Апрель

Октябрь

8

3

5

Классный час, экскурсия

Мы познаём мир

1.Всемирный день воды. День Балтийского моря (22 марта).

2.День авиации и космонавтики (12 апреля).

3.Всемирный день Земли (22 апреля)

4-8.Музей воды

Март

Апрель

Апрель

Март

8

3

5

Классный час, экскурсия

Праздники, которые нас объединяют

1. День матери

2.Рождество и Новый год

3.Масленица

4-7.Новогодняя ёлка

Ноябрь

Декабрь

Март

Декабрь

7

3

4

Классный час, экскурсия

Защитники

1.За свою Отчизну не жаль и жизни (образ героя на примерах истории и фольклора)

2.День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (27 января).

3.День защитника Отечества

4.Георгий Победоносец – защитник веры

5-6.Конкурс-выставка тематических рисунков. 7.Посещение школьного музея.

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Январь

Январь

7

4

3

Классный час, экскурсия, художественная выставка

Праздники, которые мы сочинили

1.Такое многоликое «здравствуйте»…

2.День смеха. День святого Валентина

3. Что празднуют люди весной? (Международный день птиц, Всемирный день здоровья, Международный день рек, Международный день леса и т.д.)

4.Чужих праздников не бывает. «Праздник драконов»

5-8.Театральная весна

Январь

Апрель

Апрель

Февраль

Апрель

8

4

4

Классный час, посещение театра

Моя родословная

1.Самая, самая мама

2.Мадонны народов мира

3.Международный день семей (15 мая)

4-7.Праздник «Самая, самая мама»

Март

Март

Май

Февраль-март

7

3

4

Классный час, праздник

1.День Победы  советского народа в Великой Отечественной войне. Встречи с ветеранами

2.Изготовление поздравительных открыток и распространение их в районе школы. 3.Подготовка литературно-музыкальной композиции, посвященной знакам Победы (Орден Победы, знамя Победы, георгиевская ленточка, военные письма). 

Май

Май

Май

3

1

2

Классный час, конкурсные мероприятия, поисковые исследования

Итого

68

34

34

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

  1. День знаний. Школа – наш дом
  2. День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). Урок памяти.  «Дети Беслана»
  3. Международный день мира(21 сентября)
  4. Этот удивительный театр
  5. Аз и Буки – вот и все науки.
  6. Азбука пожарной безопасности
  7. На весь мир знаменитый…(Эрмитаж)
  8. Игра-ключ к пониманию
  9. Праздники, которые нас объединяют (фольклорные танцы, обрядовые песни, угощение блюдами нац. кухни, соревнования и т.д.)
  10. День народного единства России (4 ноября).
  11. День матери
  12. Будь внимателен на дороге!
  13. Безопасный интернет.
  14. Дом, где живут книги.
  15. Доставшиеся в наследство.
  16. Рождество и Новый год.
  17. За свою Отчизну не жаль и жизни (образ героя на примерах истории и фольклора)
  18. День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (27 января).
  19. Такое многоликое «здравствуйте»…
  20. Личная безопасность. Меры предосторожности.
  21. День защитника Отечества.
  22. Георгий Победоносец – защитник веры.
  23. Чужих праздников не бывает. «Праздник драконов»
  24. Самая, самая мама.
  25. Всемирный день воды. День Балтийского моря (22 марта).
  26. Масленица.
  27. Мадонны народов мира.
  28. День смеха. День святого Валентина.
  29. Праздники священных книг. Благовещение (7 апреля).
  30. День авиации и космонавтики (12 апреля).
  31. Всемирный день Земли (22 апреля)
  32. День Победы  советского народа в Великой Отечественной войне. Встречи с ветеранами.
  33. Международный день семей (15 мая).
  34. Что празднуют люди весной?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
  2. «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
  3. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
  4. Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении [Текст] / Г. Г. Солодова, М. И. Губанова: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 92 с.
  5. Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя.
  6. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2011» для учителей 1-4 классов. Издательство «Фрегат», Санкт-Петербург,2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной об...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Живой мир" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...