«Формирование коррекционно-развивающей среды как основы социальной адаптации и реабилитации детей с ЗПР»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье речь идёт о системе работы в классах, где обучаются дети с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя – не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску.

Система работы в специальном (коррекционном) классе VII вида предусматривает диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, социально- трудовое направление деятельности.

     Содержание обучения и воспитания направленно на восполнение недостатков предшествующего обучения и воспитания, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности.

      Зачисление  в специальный (коррекционный) класс VII вида производится на основании заключения ПМПК на каждого ребёнка, с согласия родителей или законных представителей.

     Программы построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

     Начальная школа призвана сформировать первоначальные учебные и общетрудовые умения и навыки, совершенствовать интеллектуальное развитие каждого ученика, дать знания основ наук, активизировать интерес к художественному и техническому творчеству, приобщить к культурным ценностям человечества.

     Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

     Построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуального развития школьника важно для всех ступеней обучения, но особое значение реализация этого принципа имеет на начальной ступени, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.

     Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорригировать и компенсировать.

   Целью программы начальной школы является формирование личности, способной к социальной адаптации и реабилитации в современном обществе, которая осуществляется через решение следующих задач:

  1. Учебная задача.

     Нормализация учебной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышения уровня умственного развития, коррекция недостатков эмоционально – личностного и социального развития, социально-трудовая адаптация учащихся.

    2. Коррекционно - развивающая задача.

     Создание среды для развития личности через освоение основных видов деятельности.

  1. Психологическая задача.

     Сохранение психического здоровья, формирование жизненных навыков.

  1. Оздоровительная задача.

   Выявление уровня учащихся, организация и обеспечение профилактической, оздоровительной работы.

  1. Социальная задача. Охрана прав ребёнка.

  Учебно-воспитательный процесс осуществляется по программе УМК «Школа России» адаптированная к классам коррекции, который определяет содержание предметов и коррекционно-развивающих занятий, последовательность  прохождения по годам обучения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей коррекционных классов. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

    Программа содержит материалы, помогающие учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для социальной адаптации. Социальное обучение по всем предметам имеет практическую направленность.

 Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.

Для организации коррекционно-развивающей работы могу быть использованы Технологии Мультимедиа. Они позволяют интегрировано представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом деятельности ученика.

     Для коррекции недостатков развития учащихся и восполнения пробелов предшествующего обучения в специальных (коррекционных) классах VII вида организуются индивидуально – групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности.

    Более подробно хочу остановиться на характеристике особенностей  обучения в классах коррекции. Каждый урок является продолжением предыдущего. Если отобрать главные вопросы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята усвоят тему. Многократное повторение основного материала — один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону.

Необходимо помнить, что детям из класса коррекции необходим период «вживания» в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма. Важно помнить, что ученики не в состоянии пересказывать даже понятый ими материал, поэтому приходится учить их всему: слушать, пересказывать и т. д. Педагог обязан вселять детям веру в то, что они обязательно поймут и запомнят материал. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща с классом, третье — каждый индивидуально). Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом. Учитель, работающий в классе коррекции, должен научиться придумывать задания, идущие от простого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить. Главная составляющая работы — общение. Не сумеет учитель расположить к себе ребят, не получит и результатов обучения.

Особенностью работы в классе коррекции является организация самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учебного задания первоначально планируется, а затем предлагается именно как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Формы и виды помощи могут быть самыми разными. По форме следует различать помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуально направленную (каждому конкретному ученику). Среди видов помощи условно можно выделить три основных:

1) стимулирующая;

2) направляющая;

3) обучающая.

Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неправильно. В первом случае учитель подходит к ученику и помогает ему организовать себя, ободряет, вселяет уверенность в его способность справиться с работой. Во втором — он указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки решения. Направляющая помощь предусматривается в случае, когда ученик затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие действия. Учитель или обращает внимание ребенка На решение аналогичной задачи, или помогает наметить план действий. Обучающая помощь необходима, когда надо показать, что и как девать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Многие исследователи отмечают, что дети с ЗПР не могут выполнить отдельные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельности, хотя по уровню интеллектуальных возможностей должны легко справляться с ними. Во время фронтальной работы в классе ученик совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной работы с помощью учителя выполняет то же задание правильно. Сказывается незрелость эмоционально-волевой сферы. Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активности ребенка со стороны взрослого. Эти особенности важно учитывать в работе с детьми с ЗПР.

Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных учреждений  коррекционно-развивающего обучения. Они позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

Развитие коррекционно- развивающей сенсорной среда на логопедических занятиях

В материале подробно описаны приемы, виды игровой деятельности, используемый материал , способствующий развитии сенсорики и моторики....

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образова...

Коррекционно-развивающая пространственная среда для учащихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования.

Одним из важных условий тдля полноценной коррекции и адаптации учащихся с ОВЗ является созданик коррекционно- развивающей прстранственной среды с современным инатерактивным оборудованием...

Проект: «Формирование образовательно – воспитательной среды на основе этнокультуры ненцев»

ВведениеТазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа – историческая родина ненцев, отнесенных к числу малочисленных народов Крайнего Севера. В настоящее время 42,7 % населения, проживающих...