Использование приёмов социоигровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.
учебно-методический материал

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priyomov_sotsioigrovoy_tehnologii.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов социо/игровой технологии

в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.

  Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Принятый ФГОС НОО как нормативный документ определил основную цель (миссию) общего среднего образования – становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

  Все эти обстоятельства нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально ориентированных технологий. В современной коррекционной педагогике появляется много новых идей, терминов, направлений, в трудах классиков коррекционной педагогики можно найти массу мудрых мыслей, которые актуальны сегодня в работе с детьми с нарушениями речи.

 К числу современных образовательных технологий можно отнести «Технологию социо/игровой педагогики В. М. Букатова», которая приемлема при обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Вячеслав Михайлович Букатов – ведущий теоретик и практик использования наследия театральной педагогики и театральной «теории действий» в общеобразовательной школе. 

Каковы же принципы этой деятельности? 

  •  Принцип снятия блокирующей телесной несвободы (под любыми мыслимыми и немыслимыми предлогами давать ученикам на уроке двигаться).
  • Принцип управления детским коллективом через систему малых групп (в малых группах складываются по-человечески благоприятные и естественные эмоциональные условия для позитивного сравнения себя с другими для передачи знаний друг другу, для помощи и поддержки друг друга).
  • Принцип снятия с педагога оценивающей, судейской роли, замена ее на роль советчика.
  • Принцип равноправия взрослого и ребенка (педагог должен быть увлечен, готов со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться, исправляться).
  • Принцип использования ребенком знаний, накопленных прошлым жизненным опытом и отказа педагога от подавления такого использования.
  • Принцип практической полифонии ( “голос” ребёнка с речевой патологией самоценен и значим для общего “звучания”, нет ничего неважного на уроке; не ограничивать деятельность детей узкой обучающей целью.).
  • Принцип права на ошибку (важнее включить в работу активность, чем заглушить ее страхом ошибки).

Если соединить все эти и еще многие не названные принципы, то и получается социоигровая атмосфера, когда педагог и дети с интересом обсуждают различные вопросы, умеют следить за ходом общего разговора и общего дела, умеют оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда нужно.

В социо-игровой «режиссуре урока» есть свои «три кита»: движениевариативность и работа в малых групп

«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» социо/игровой технологии по В. Букатову:

Работа малыми группами

- деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно поделиться:

  • Группа ровесников (сентябрьские, июньские и т.д.)
  • По цвету волос, глаз, одежды;
  • Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
  • По считалочке, вариант разрезной картинки;
  • Четный – нечетный и т.д.;

(в моём классе возможны  объединения в пары, тройки,  т.к. всего 10 обуч.).

Смена лидерства

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер.

Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

Двигательная активность и смена мизансцены

Образовательная, совместная и самостоятельная деятельность детей должна сочетаться с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в различных уголках: в центре, за столами, на полу, и т.п.).

В своей практике я применяю следующие приёмы социо/игровой технологии:

«Руки-ноги» - упражнение очень эффективно развивает внимание, ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников. Выполняет его хорошо тот, кто способен чётко подчиняться «нехитрым» командам задания. В упражнении, выполняемом сообща, ребёнок удерживает внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неверными. Ещё одно преимущество данного упражнения – крупная смена позы. Этот приём можно включать в любой вид работы класса и на всех этапах урока.

«Встать по пальцам»

Изюминка этого упражнения – в своеобразной азартной мобилизации всех участников до единого. Она выражается в готовности каждого либо немедленно вскочить, либо сидеть, не шелохнувшись – в зависимости от того, что в данный момент делают остальные. Каждый внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Данный приём эффективно влияет на общий рабочий настрой учеников на уроке.

«Заводные человечки» - развитие внимания, чёткость выполнения задания, смена поз. Учитель на глазах детей рисует схему «заводных человечков», которые делают зарядку. Каждый рисунок имеет номер. Ученики, глядя на схему, несколько раз повторяют позы под диктовку учителем номеров. Далее, когда дети запомнят номера, можно использовать разные варианты с усложнением задания.

«Кто меня слышит» - этот приём наиболее эффективен на уроках в начальной школе. В классе стоит шум и учителю нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а наоборот очень тихо, себе под нос, учитель говорит почти что шёпотом, растягивая гласные: «Кто-о-о меня-я-я слы-ы-ышит – поднимите левую руку». Не все, но некоторые ученики начинают прислушиваться. Начинать нужно с простого, затем усложнять.

Использование социо/игровых приёмов на уроках для детей с ОВЗ побуждает интерес детей друг к другу и помогает учителю в их способности понимать своё и детское поведение. А следующим шагом – уметь использовать это понимание для создания условий, раскрывающих желания и способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений

Описаны методы и приемы здоровьесберегающих технологий и их использование в коррекции речевых нарушений....

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...

«Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений»

С каждым годом растет количество детей с    речевыми нарушениями.  Специалисту для достижения хороших результатов коррекции необходимо работать не только с привычными логопедически...

Поп-ит (pop-it) технологии в коррекции речевых нарушений

    Недавно стали популярны новые антистресс-игрушки. Называются они Simple dimple «симпл-димпл» и Pop it «поп-ит». Суть у них одинаковая: это пластинки с рези...

Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов - эффективное средство коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические  песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ. В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Работая с такими детками возникает необходимость поиска новых наиболее эффективных методов и приемов работы с такими детьми. При чем с каждой нозологией своя специфика работы и свои приёмы. Данные эфф...

Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...