Мастер класс на тему "Что такое счастье?"
методическая разработка

Галикеева Айгуль Айратовна

Цель:     познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.

Задачи: создать проблемную ситуацию по формированию учебных универсальных действий, раскрыть творческий потенциал участников мастер-класса;

способствовать формированию и развитию умений выражать свои мысли, взгляды, аргументировано доказывать свою точку зрения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_aygul_2019_4.docx104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей по теме
«Что такое счастье?»

Цель:     познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.

Задачи: создать проблемную ситуацию по формированию учебных универсальных действий, раскрыть творческий потенциал участников мастер-класса;

способствовать формированию и развитию умений выражать свои мысли, взгляды, аргументировано доказывать свою точку зрения. 

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

 Меня зовут Галикеева Айгуль Айратовна.  Работаю я в Московской средней школе учителем начальных классов.

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой!

- У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.

Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

 

- Уважаемые коллеги, современная школа уже перешла на новые образовательные стандарты. И ни для кого уже не секрет, что огромное значение придаётся универсальным учебным действиям. А учитель начальных классов дает толчок к их развитию. Вместе со своими детьми мы сами, и для них и для себя, открываем новые знания.

- А сейчас, чтобы определить тему нашего мастер-класса и настроиться на добрый рабочий лад, предлагаю посмотреть начало всем известного мультфильма.

Мультфильм «Как ослик счастье искал»

 Я (т. . Айгуль):- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

  Ответы: - Речь пойдет о счастье.

  Я: Так что же такое счастье?

 Оказывается не всегда можно, не раздумывая, ответить на этот вопрос. Но мы попробуем? А начнём мы с небольшого опроса: я спрашиваю, а вы отвечаете. Итак, готовы? Начинаем.

1. Какое счастье – уроки! Согласны? - Да.

2. Замечательно когда у вас супер - ученики? - Да.

3. Иметь прекрасную семью? Да

4. Изучать новые предметы? - Да.

5. А иметь интересную работу и хорошую зарплату? - Конечно.

6. И чтобы в доме было тепло, сытно, уютно и красиво? - Да.

7. А ещё, наверное, хотите, чтобы была возможность любимым доставлять радость? - Да.

8. И себе? - Да.

9. Я правильно вас понимаю? Каждый из вас хочет ощутить себя счастливым? -

Итак – вперёд за счастьем!

  Я:  Что означает слово «счастье»?

И как счастливым можно стать?

Где на земле такое место,

Чтоб счастьем этим обладать?

Как ни крути, одни вопросы.

В потемках мы своей души

Хотим найти на них ответы,

Чтоб это счастье обрести.

-Как вы думаете, это важная тема?

 -Почему?

-Каждый из нас не раз задавался вопросом «Что такое счастье?»,

- «Есть ли оно?».

Попробуем и мы сегодня окунуться в эту проблему, которая послужит мотивом по формированию учебных универсальных действий.

- Но, почему именно эта проблема?

 Ответы:- Во-первых, проблема настоящего счастья – проблема философская, нравственная и духовная.

Во-вторых, при формировании навыков самостоятельного определения, учебные универсальные действия просто необходимы.

 Я:- Ослик из мультфильма решил спросить кого-нибудь о счастье. А я хочу спросить у вас: что такое счастье?

Выслушиваем мнения.

 А   как же объясняют словари значение этого слова?

Слайд    . « Что такое счастье?»  ( значение слов из словарей)

 Читают представители из зала. А не ты сама.

Словари 1. Ожегов: счастье – 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2) успех, удача. 2. Ушаков: счастье – 1) состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью; 2) успех, удача.

 3. Даль: счастье – случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.

В словаре по этике . Счастье - это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности. Счастье складывается из двух составляющих:

Это моральные качества (доброта, умение помочь людям в трудную минуту);Это жизненное благополучие (здоровье, везение, материальный достаток).

 Совпали ли  ваши мнения, с этими объяснениями.

Да. Значит, вы на правильном пути.

 

Задание 1

-У вас на столах лежат карточки зеленого цвета с набором вопросов. Поработайте в парах, помогите друг другу.

Карточки с вопросами:

  1. Назовите 5 богатейших людей на планете.
  2. Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира».
  3. Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии.
  4. Назовите 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.

- Не совсем получилось?

- Трудновато, не так ли?

- Не беспокойтесь, никто этого не помнит!

Вывод: Аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей со временем забывают. А счастья хочется всегда!

- А теперь  следующая задача. Каждый поработает самостоятельно. Возьмите карточки розового цвета и ответьте на эти вопросы.

Карточки с вопросами:

1. Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование.

2. Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудную минуту.

3. Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.

4. Назови несколько человек, с которыми тебе нравится проводить свой

досуг.

- Это легче? Не так ли?

Вывод: Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто не смотря ни на что, остаются рядом. Они не среди самых «знаменитых», но среди тех, кого вы вспомнили. Задумайтесь на мгновение…. Не в этом ли счастье?

- Позвольте ещё раз улыбнуться вам, а вы друг другу.

Слайд 2https://arhivurokov.ru/multiurok/8/4/5/8458195f00d29590ac5dce1683d2e1728b92d693/mastier-klass-dlia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-chto-takoie-schast-ie_2.png

Слайд 3

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/4/5/8458195f00d29590ac5dce1683d2e1728b92d693/mastier-klass-dlia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-chto-takoie-schast-ie_3.png

- И здесь мы не говорим правильно - неправильно. Важнее запустить рефлексивные процессы, создать ситуацию оборачивания на самих себя. Например: почему трудно было ответить на одни вопросы и очень легко на другие.

 Продолжим. Работа в группах.

Задание 2

- Уважаемые коллеги, возьмите голубые листы и продолжите, пожалуйста, фразу:

Счастье – это когда ….. (пишут)

На это задание вам всего минута.

 Записали? Хорошо.    Продолжим работу.

- На следующем этапе не обойтись без таких регулятивных УУД, как самокоррекция и саморегуляция. Поэтому, уважаемые коллеги, проведу с вами игру «Водоворот».

-  А теперь поменяйтесь своими работами. Если вы согласны с мнением своих коллег из группы ставьте «+», не согласны «-», если что-то непонятно «?».

- Коллеги, подобная деятельность, в первую очередь формирует способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

- Уверена, вы все согласитесь, что это важно при изучении любого предмета в школе.

Слайд 3

Поставим знак «равно» - учитель – ученик.

Какое счастье: он – добытчик знаний, ты – лишь проводник.

Вывод:

- Ученик мыслит так, как позволяет ему опыт, а задача учителя – обогащать этот опыт.

- На примере каких произведений мы можем рассмотреть проблему счастья?

- Нам, учителям, необходимо создавать такие ситуации, чтоб ученики задумались над тем, что рядом со словом счастье могут стоять такие эпитеты как: мелкое, ложное, чужое…

- Вы уже сработались, достаточно познакомились, и я надеюсь, сможете выполнить следующую работу в группах.

Задание 3 (работа в группах)

- Уважаемые коллеги, у вас на столе конверт. В каждом конверте карточки со словами: хорошие, плохие, худшие, лучшие и четыре пояснения к ним. Сопоставьте слова с пояснениями, как должно быть по вашему мнению.

- Вместе с вами думали и мы над этой проблемой. А  вот наш результат.

Слайд 4

 Хорошие люди принесут  нам счастье,

 Плохие-наградят нас опытом,

Худшие-дадут нам  жизненный урок.

Лучшие- подарят вспоминания.

Цените каждого!

Сегодня   мы  старались найти ответить на вопрос, который волнует многих людей, но однозначного ответа так и не нашли.

- Счастье – это настоящая любовь к людям, хорошим или плохим и способность сделать ради этой любви, хотя бы немного.

- В ходе мастер-класса каждому из нас пришлось вспомнить регулятивные УУД, задуматься над понятием счастье, вспомнить своих любознательных мальчишек и девчонок. И в этом счастье!

- Наш мастер-класс подходит к концу.

-Предлагаем вам наглядно убедиться так в чем же счастье.

- Хотелось бы знать, что вы можете сказать об этом  бокале?

Положить в неё камни.

- А теперь?

Положить  фасоль.

- А теперь?

Насыпать пшена.

-А теперь, наоборот. (пшено,  фасоль, камни).

Вывод: (под музыку)

-   Б о к а л - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение;   ф а с о л ь  - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а пшено - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если  я сначала засыплю в банку пшена, то в нее  уже   не поместятся  ни фасоль, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.

 Значит:

Счастье… это слово

Много лиц имеет,

Каждый понимает

Счастье, как умеет!

 - Утром пришла на работу, увидела своих учеников-  ни это ли  счастье?!

-  Ученики  стали победителями и призёрами конкурсов, добились успехов  в учёбе-  ни это ли  счастье?!

- Сегодня  я стою на этой сцене-  ни это ли  счастье?!

Счастье есть, его надо просто увидеть!

И как поется в песне: «Когда ты счастлив сам,  счастьем поделись с другим!»

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь-это просто!

Лучик солнца-это ВАМ!

 

Песня  «Мы желаем счастья вам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Презентация урока по окружающему миру на темуЧто такое глобус(2 класс)

Разработка урока по окружающему миру на тему:"Что такое глобус"...

Луд и Горка - такие разные и такие похожие. Мастер-класс

Данный мастер класс направлен на демонстрацию культурологического подхода в преподавании коми языка. Рассматриваются праздники коми ижемцев "Луд" и устьцилем "Горка". Учитель находит главные отличия п...

Мастер - класс "Кто такие птицы?"

Данный мастер - класс проводится во 2 классе для ознакомления учащихся с главным признаком отличия птиц от остальных животных. Найти их главный отличительный признак....

Конспект мастер-класса Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»

Воспитательное мероприятие из цикла "Музейная педагогика".Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»Цель: построить грамотный диалог между взр...