Технология развития критического мышления
статья

Свищева Инна Алексеевна

Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Одна из СОТ - технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kritich._myshl.docx813.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Одна из СОТ - технология развития критического мышления.

В основу технологии критического мышления положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка.

 «Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Ведь именно в 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. 

Исходя из этого критическое мышление, может развивать следующие качества ученика:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Что же относят к признакам критического мышления?

  1. Самостоятельность мышления.

Критически мыслящий человек что-то утверждает, даёт оценки, высказывает идеи независимо от других людей. Это не значит, конечно, что он всегда оригинален, то есть говорит нечто, что до него никто не говорил. Можно согласиться с чьей-то точкой зрения, но не потому что её высказал очень авторитетный человек. А потому что аргументация этой точки зрения кажется наиболее убедительной.

Для того чтобы научить наших детей мыслить самостоятельно, надо давать им такую возможность. У них должна быть свобода высказывать свои предположения, искать им подтверждение или убеждаться в их ошибочности. Необходимо, насколько это возможно, избегать преподнесения готовых выводов. Если же без них не обойтись – невозможно же до всего доходить исключительно самому – нужно объяснять, каким образом эти выводы получены, на какие аргументы они опираются.

  1. Информация не является целью мышления, она – его отправная точка, толчок к его началу.

Достаточно часто учащиеся самых разных возрастов на вопрос: для чего необходимо изучать тот или иной предмет? – отвечают: чтобы знать. Учить таблицу умножения, законы Ома, признаки нэпа – для того чтобы знать их? Согласитесь, такой подход к учебной деятельности фактически делает её бессмысленной. Это всё равно что много и тяжело работать, чтобы были деньги. Не для того, чтобы на них купить что-то нужное или желанное, а чтобы они просто были.

Но с другой стороны пренебрегать процессом поиска и накопления информации тоже неправильно. Пустая голова не может думать. Критически мыслить – значит делать аргументированные выводы, а не голословные заявления.

  1. Целью мышления является решение какой-то проблемы.

Чтобы научить человека мыслить критически, надо вначале научить его видеть наличие проблемы, формулировать её. Наши потребности очень разнообразны, поэтому и проблемы, требующие решения, тоже очень разные. Они могут быть сугубо практические. Или чисто познавательные. Когда мы сталкиваемся с областью ещё не познанного, сомневаемся в истинности имеющихся у нас знаний. Если мы чётко осознаём проблему, и хотим её решить, наша деятельность будет гораздо продуктивнее.

  1. Стремление к убедительной аргументации.

Когда мы не просто утверждаем что-то, а подкрепляем свою точку зрения ссылкой на факты, экспериментальные данные, существующие теории и тому подобное, то одновременно соглашаемся с тем, что могут существовать факты, данные, теории, которые подкрепляют иную точку зрения. Мы соглашаемся выслушивать аргументы оппонента. И внутренне готовы признать его правоту, если он более убедителен. Или начать поиск дополнительных фактов, данных, теорий, чтобы убедить его.

Вообще, многозначность многих слов иногда порождает непонимание, различную трактовку одного и того же термина. Когда мы произносим слово «критика», чаще всего имеем в виду поиск негатива, неприятие какой-то позиции. Но учить критическому мышлению – это не значит учить постоянно находиться в оппозиции.

Критически относиться к информации – значит не принимать на веру бездоказательные утверждения; уметь оценить силу аргументов, сравнить разные позиции, выработать собственную точку зрения. Опять же не на основе эмоционального отношения к какому-либо факту, а на основе его рационального анализа.

И вот здесь хотелось бы подчеркнуть важность использования критического мышления не только для успешной учебной деятельности наших учеников, но и для их жизни вообще. Если они научатся мыслить именно так, ими очень трудно будет манипулировать.

  1. Критическое мышление социально.

Для того чтобы оценить силу своих аргументов надо о них кому-то рассказать. Выслушать возражения. Или вместе поикать новые, более убедительные доказательства.

        Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. 
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. 
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

Остановлюсь более подробно на каждой стадии.

  1. Стадия вызова.

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, иногда парами или с участием всей группы. Один из обучающихся либо педагог записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причём все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем учитель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их мнения.

   На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной теме. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучающийся определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и другим) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи.

 На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Деятельность учащихся:

- вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;

Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.

  • Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники:

«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  

Приём ,,Ассоциации”

( позволяет развивать творческое мышление детей)

- Сегодня перед нами новый рассказ Владимира Карповича Железникова– “Рыцарь”. Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

(Воин, честь, благородство, подвиг, уважение к окружающим, доблесть, хорошие манеры)

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете( приём « Корзина идей» )

Приём «Корзина идей»

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Погода  – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп. В конце урока возвращаемся к предположениям и делаем сравнительную характеристику идей и установленных понятий.

«Дерево предсказаний»

              Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя  Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, сказке.

Правила работы с данным приемом таковы:

ствол дерева – тема,

 ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Перепутанные логические  цепочки».

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные .

Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.

Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

Прием «Верные ,неверные высказывания» 

«Верные и неверные высказывания»(на доске даны высказывания по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно данное высказывание или неверное)

Чтобы проверить верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии размышления вернуться к этим предположениям.

«Да-нетка»

Верите ли вы, что в пустыне живут медведи?

Верите ли вы, что в пустыне нет воды?

Верите ли вы, что в пустыне есть растения?

Верите ли вы, что в пустыне жарко?

Верите ли вы, что в пустыне идет снег?

2.Стадия осмысления.

Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На ней обучающийся  вступает в контакт с новой информацией или идеями. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.

На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

.

  •  «Инсерт»
  • «Чтение с остановками»
  • «Таблица ЗХУ»
  • «Тонкие и толстые вопросы»
  •  «Ромашка Блума»

Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Приём «Инсерт».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

Приём таблица «ЗХУ»

«Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

     То, что степень усвоения школьниками учебной информации напрямую связана с личностной актуальностью этой информации – общеизвестная дидактическая закономерность. Как сделать актуальной новую учебную информацию? Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает нам стратегия «Заполнение таблицы «ЗХУ» - он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова).

На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:

З- Знаю

Х-хочу узнать

У-узнал

пески

поверхность

  • Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
  • Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.

жарко

растения

мало воды

климат

верблюды

животные

Учитель организует фронтальную беседу, предлагая разнообразные задания или задавая вопросы о познавательном объекте, итогом этой фронтальной работы по актуализации знаний должно явиться заполнение каждым учащимся колонки «Знаю» в маркированной таблице, куда учащиеся запишут все, что знают о познавательном объекте. Далее возможна организация парной или групповой работы по обмену своими знаниями – таким образом, каждый ученик может пополнить колонку «Знаю» в своей таблице. На завершающем этапе стадии вызова возможны организация коллективного обсуждения «известного» и окончательная коррекция содержания первой колонки таблицы. В ходе фронтальной работы обозначаются те вопросы, для ответов на которые имеющихся знаний явно недостаточно. Эти вопросы каждый записывает в колонку «Хочу узнать».

На стадии осмысления учащимся предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый ученик индивидуально заполняет колонку «Узнал». Очевидно, что, как и в ранее описанной стратегии «Чтение текста с пометками», у школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.

«Тонкие и толстые вопросы»

             Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Толстые вопросы

Тонкие  вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Кто…?

Почему вы думаете…?

Что…?

В чем различие…?

Когда…?

Предположите, что будет, если…?

Будет…?

Что, если…?

Могло ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Приём «Концептуальная таблица».

    Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Окружающий мир. 3класс, «Природные зоны. Лесная зона».

В научных статьях о лесной зоне, на страницах учебника учащиеся находят  полезную информацию, а  свои наблюдения, сравнения записывают  в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

 а) первая линия сравнения

Для работы класс делится на три группы:

1 группа работает с информацией о тайге

2 группа работает с информацией о смешанном лесе

3 группа работает с информацией о широколиственном лесе

б) вторая  линия сравнения  

 1 группа работает с информацией о растениях тайге,

2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,

3 группа работает с информацией о  растениях широколиственного леса.

в) третья линия сравнения

1 группа работает с информацией о животных тайги,

2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,

3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.

Линии сравнения

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Климатические условия

Растительный мир

Животный мир

«Ромашка Блума».

Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

  Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала  ориентированы на работу памяти

Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

3 СТАДИЯ-   РЕФЛЕКСИЯ

  1. Стадия рефлексии.

 Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение.  При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

 Деятельность учащихся:

 - соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.

На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения

КЛАСТЕР

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Правила его применения очень просты. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Этот приём можно сравнить  с моделью солнечной системы. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»

На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанию   в учебнике  проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:

Синквейн: (пятистишие) (форма письменной рефлексии)

1-я строка -1 существительное (тема синквейна)

2-я строка - 2 прилагательных(раскрывающих      тему синквейна)

3-я строка - 3 глагола(описывающих действия, относящиеся к теме синквейна)

4-я строка – предложение(афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме)

5-я строка – 1 слово-резюме (личное отношение автора синквейна к теме, синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову).

Медведь.

Лохматый, косолапый.

Сидит, играет, слушает.

Он любит звук струны.

Музыкант.

Почва
Живая, плодородная.
Кормит, впитывает, выращивает
Почва- плодородный слой земли.

Кормилица.

Метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

(На примере урока « Окружающий мир», тема « Полезные ископаемые»)

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима  добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.